Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:49, курсовая работа
Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение …………………………………………………………...
4
1. Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования…………………………………...…………………
6
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь……………………….………………………………...
6
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь…………………...................
10
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета….....
2.Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг………………………………………………………………….
18
2.1 Понятие и виды государственных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет………………………………………
18
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета……………………………………………………………………….
23
2.3 Проблема государственного долга………………………...……..
27
Заключение………………………………………………………....
Список использованных источников……………………………..
Приложения………………………………………………………...
Механизмы сокращения внешней задолженности:
1. Выкуп долга - предоставление
стране-должнику возможности
2. Обмен долга на акционерный
капитал (своп) - предоставление иностранным
банкам возможности обменивать
долговые обязательства данной
страны на акции ее
3. Замена существующих
долговых обязательств новыми
обязательствами (в национальной
или иностранной валюте). При этом
ставка процента по новым
Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):
1) частичное аннулирование долга;
2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;
3) снижение ставок процента по обслуживанию долга.
Эффективное управление государственным долгом как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами. Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета.
Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности.
По данным Министерства финансов Республики Беларусь:
Государственный долг Республики Беларусь на 1 октября 2012 года составил 121,7 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2012 года на 5,3 трлн. рублей, или на 4,6%.
Увеличение государственного долга в основном обусловлено ростом внешнего долга.
Внутренний государственный долг с начала 2012 года увеличился на 114,6 млрд. рублей, по состоянию на 1 октября 2012 года составив 18,0 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей.
Увеличение внутреннего государственного долга в 2012 году обусловлено ослаблением курса белорусского рубля.
Внешний государственный долг по состоянию на 1 октября 2012 года составил 12,2 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 405,7 млн. долларов США.
Увеличение внешнего государственного долга в 2012 году в основном обусловлено привлечением кредитов МБРР, АКФ ЕврАзЭС и банков Китая.[13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. Все поставленные задачи курсовой работы изучены и выполнены, цель исследования ясна и выявлена.
1) Бюджетный дефицит —
превышение расходов бюджета
над его доходами. В случае
превышения доходов над
Государственный долг – общий размер задолженности правительства перед владельцами государственных ценных бумаг, равный сумм прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
2) Государственный долг
влияет на экономический рост,
денежное обращение, уровень инфляции,
ставки рефинансирования, занятости,
объема инвестиций в экономику
страны в целом и реальный
сектор экономики, приводит к
сокращению инвестиционных
Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие в зависимости от экономического цикла. Прежде чем делать выводы относительно характера влияния государственного долга на экономическое развитие, следует осуществить соответствующие просчеты и анализ. Должны быть просчитаны (проанализированы) кратко-, средне- и долгосрочные последствия государственных заимствований на макроэкономическое развитие. Государство может регулировать состояние бюджетного дефицита и государственного долга при помощи различных инструментов государственно-долговой политики: повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монетизацией бюджетного дефицита.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бюджетный кодекс РБ от 16.07.2008г. № 412-З с изменениями и дополнениями от 30.12.2011г. № 334-З (Национальный реестр правовых актов РБ 2012г. №2, 2/1884). Вступает в силу 6.04.2012г.
2 Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М., 1995.
3 Финансы. Денежные обращения. Кредит. / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М., 1997.
4 Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М., 1996.
5 Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук Мн.: Выш. шк., 2001.-240с.
6 Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. - М.,2004
7 Заяц Н. Е, Фисенко М. К. Теория финансов – Мн.: Выш. шк., 2002.-368с.
8 Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период // Белорусский экономический журнал, 1999 № 4.
9 М. Матусевич Трудный бюджет 2000-го // Национальная экономическая газета 2000 г.
10 Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2005
11 Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003, 383с.
12 Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / под ред. Л.К. Злотникова, В.М. Шлындикова – Мн.: Бестпринт, 2001.-368с.
13. Электронный ресурс// Minfin.gov/by/
Информация о работе Государственный бюджет: понятие, принципы, структура и проблемы его формирования