Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитие общества на примере Российской Федерации.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы бюджетного устройства РФ.
- рассмотреть структуру доходов и расходов бюджета, особенности его сбалансированности.
- проанализировать основные показатели бюджета
- изучить приоритетные направления бюджетной политики

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие и роль государственного бюджета………………………………….4
2. Роль бюджета в перераспределении национального дохода............................. 6
3. Финансовое обеспечение социальной политики................................................11
4. Роль бюджета в обеспечении монопольной прибыли.......................................13
5.Устройство и структура государственного бюджета в странах рыночной экономики……………………………………………………………………...….15
6. Бюджетная классификация..................................................................................18
7. Государственные доходы.....................................................................................22
8. Государственные расходы...................................................................................26
9. Бюджетный процесс и факторы влияния…………………………………….29
12.Заключение..........................................................................................................32
13.Список использованной литературы.................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

экономика курсач.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

                                                          ДЕПАРТАМЕНТ Г.МОСКВЫ

                                          ГАОУ СПО Колледж предпринимательства  №11

                                                          Отделение Сервиса и Сферы Услуг             

           

 

 

 

                                                Курсовая работа:

« Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования»

 

                                              

 

 

                                                                                Работу выполнила:

                                                                                студентка группы МО-41

                                                                                Рыбаконева О.Г.

 

 

                                                                                Проверила:

                                                                               руководитель курсовой работы

                                                                                Усманова З.Р.

 

                                         Москва, 2013г.

Содержание:

  Введение.......................................................................................................................3

1. Понятие и роль государственного  бюджета………………………………….4

2. Роль бюджета в перераспределении национального дохода............................. 6

3. Финансовое обеспечение социальной  политики................................................11

4. Роль бюджета в обеспечении  монопольной прибыли.......................................13

5.Устройство и структура государственного бюджета в странах рыночной         экономики……………………………………………………………………...….15

6. Бюджетная классификация..................................................................................18

7. Государственные доходы.....................................................................................22

8. Государственные расходы...................................................................................26

9. Бюджетный процесс и факторы влияния…………………………………….29

12.Заключение..........................................................................................................32

13.Список использованной  литературы.................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

  Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона и финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Цель данной работы: изучив теоретические основы бюджета, обосновать значение бюджета в экономическом, политическом, социальном развитие общества на примере Российской Федерации.

Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть формирование и  функции бюджета РФ;

- изучить основы бюджетного  устройства РФ.

- рассмотреть структуру доходов  и расходов бюджета, особенности  его сбалансированности.

- проанализировать основные показатели  бюджета 

- изучить приоритетные направления бюджетной политики

Предметом исследования выступают место и роль бюджета в современной экономике.

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономическая сущность и роль  государственного                                     бюджета

 Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики . Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию «бюджетные отношения».

 По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

 Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

  Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

 Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

 В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

1. Федеральный бюджет

2. Бюджеты субъектов  Российской Федерации (региональные  бюджеты)

3. Бюджеты муниципальных  образований (местные бюджеты)

4. Бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы  бюджета, то это называется бюджетный  профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое "урезание" запланированных бюджетом расходов называется секвемстр.

 В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет  социальная направленность бюджетных  расходов. В силу кризисного этапа  переходного периода приоритетом  социальной политики РФ является государственная  поддержка наименее защищенных слоев  населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

 

 

2. Роль бюджета в перераспределении национального дохода

  Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

 На современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования ею отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

 Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение.

 Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

1) представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

2) предназначены для  перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

3) выражает такую стадию  стоимостного распределения, которая  непосредственно не связана с  движением общественного продукта  в его товарной форме и осуществляется  в известном отрыве от нее,  в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

 Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение:

 Бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд - это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

 Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государствам и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

  Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом - распределительную и контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции выполняет характерные подфункции, как-то: размещения (ресурсов), перераспределительную, стабилизации.

 Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

 Разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе -- основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

 В условиях рыночных отношений распределение национального дохода производится посредством образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений. К числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.

Информация о работе Государственный бюджет. Его структура и принципы формирования