Государственный внутренний долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
Изучить нормативную базу государственного долга страны;
Рассмотреть основные направления государственной долговой политики РФ на 2013-2015 г.г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга страны …………5
Нормативная база государственного долга страны ……….……5
Формы и состав государственного внутреннего долга РФ…….…6
Управление государственным долгом страны…………………….7
Глава 2. Анализ управления государственным внутренним долгом РФ…11
2.1. Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ за 2009-2013 г.г……………………………………………..11
2.2. Основные способы погашения внутреннего долга………………14
Глава 3. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2013-2015 г.г. …………..………………………………………………..….…18
Заключение…………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Гос.внутр.долг РФ.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга страны …………5

    1. Нормативная база государственного долга страны ……….……5
    2. Формы и состав государственного внутреннего долга РФ…….…6
    3. Управление государственным долгом страны…………………….7

Глава 2. Анализ управления государственным внутренним долгом РФ…11

2.1. Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ за 2009-2013 г.г……………………………………………..11

2.2. Основные способы погашения внутреннего долга………………14

Глава 3. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2013-2015 г.г. …………..………………………………………………..….…18

Заключение…………………………………………………………………….25

Список используемой литературы…………………………………………27

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в этой области.

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков [10, стр.45].

Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов  власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Основными причинами  образования государственного долга  принято считать: войны, стихийные  бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства. Военное происхождение госдолгов известно испокон веков. Война и приготовления к войне, содержание армии в связи с ростом ее размера и совершенствованием вооружения требуют таких расходов, которые не позволяют покрыть их за счет текущих бюджетных доходов.

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.

Достижению поставленной цели подчинено решение следующих  задач:

  • Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
  • Изучить нормативную базу государственного долга страны;
  • Рассмотреть основные направления государственной долговой политики РФ на 2013-2015 г.г.

Для написания данной работы использовались следующие методы: аналитический, статистический, монографический, а также анализ экономической литературы.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка используемой литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга страны

    1. Нормативная база государственного долга страны

 

Внутренний долг государственный  — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных  программ и заказов средств негосударственных  организаций и населения страны.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ [12, стр.74].

Может иметь форму  кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска  ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Нормативной базой регулирования государственного долга в РФ являются:

  • Федеральные законы;
  • Постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • Приказы Минфина России;
  • Иные документы

Согласно закону РФ от 13.11.1992 N 3877-1 «О государственном внутреннем долге РФ» государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации (далее - долговые обязательства Российской Федерации) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

    1. Формы и состав государственного внутреннего долга РФ

 

Государственный внутренний долг Российской Федерации состоит  из задолженности прошлых лет  и вновь возникающей задолженности.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством Российской Федерации;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации.

Государственный внутренний долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

Долговые обязательства  бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг Российской Федерации только в части, принятой на себя Российской Федерацией

Долговые обязательства  Российской Федерации могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер.

Любые долговые обязательства  Российской Федерации погашаются в  сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет [12, стр.74].

Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных  и административно - территориальных  образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством Российской Федерации.

Формы долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных  образований Российской Федерации  и условия их выпуска (выдачи) определяются соответствующими органами национально-государственных и административно - территориальных образований Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

    1. Управление государственным долгом страны

 

Процесс управления госдолгом  — это совокупность действий, связанных  с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий [15, с.96].

Управление государственным  долгом осуществляется посредством следующих методов:

  • рефинансирование - погашение части государственного долга за вновь привлеченных средств;
  • конверсия - изменение доходности займа;
  • консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
  • новация - соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обстояте6льств в рамках одного и того же кредитного договора;
  • унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
  • отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
  • дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.

В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

  • безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать  как в широком, так и в узком  смысле. Под управлением государственным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

  • формирование государственной долговой политики;
  • определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
  • установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;
  • установление границ задолженности.

Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием  госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

Процесс управления госдолгом  как в широком, так и в узком  смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый  характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное  управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности. В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга. В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств [19, с.87].

Таким образом, под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Основания для образования, формы и виды государственного долга определены в Бюджетном Кодексе Российской Федерации. Управление государственным долгом осуществляется с помощью основных методов управления государственным долгом, и в его основе лежат определенные принципы.

 

Глава 2. Анализ управления государственным внутренним долгом РФ

2.1.  Анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ  за 2009-2013 г.г

 

Рассмотрим структуру  и динамику государственного долга  РФ за период 2009-2013 г.г. (табл.1).

 

Таблица 1. Объем  государственного внутреннего долга 

 

по состоянию на

01.12.2009

01.12.2010

01.12.2011

01.12.2012

01.05.2013

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации - всего,

1 962,410

2 579,128

4 003,322

4 645,255

4 909,188

в том числе:

         

государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

139,840

280,640

459,358

661,105

894,784

Информация о работе Государственный внутренний долг РФ