Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение понятия и экономического содержания категории «государственный долг», причин и последствий его образования, степени влияния государственного долга на экономику, а также анализ устойчивости существующей внутренней и внешней задолженности Республики Беларусь, возможностей ее наращивания; рассмотрение основных общепринятых способов уменьшения объема государственной задолженности и выработка рекомендаций по поиску новых источников долгового финансирования приемлемых для Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Вся теория на курсач.docx

— 101.91 Кб (Скачать файл)

Существует несколько  способов стабилизации и уменьшения внутреннего долга:

  • Увеличение доходов бюджета при одновременном сокращении его расходов. Увеличение доходов бюджета возможно только при увеличении налоговых ставок, однако это эффективно только в краткосрочном периоде, так как в долгосрочном это приводит к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну. Сократить же расходы госбюджета достаточно сложно, поскольку такое решение принимается законодательно и вызывает длительные споры в парламенте;
  • Монетизация государственного долга происходит, когда центральный банк для финансирования дефицита выпускает дополнительное количество наличных денег. Монетизация бюджетного дефицита весьма опасна, так как она может привести к гиперинфляции;
  • Полный или частичный отказ от уплаты или перенос платежей по долгу на длительное время вперед. Такие случаи известны, но они, как правило, связаны с войнами или другими чрезвычайными обстоятельствами [1, с.108-109];

Внутренний государственный  долг является важным инструментом перераспределения доходов в обществе и мобилизации свободных средств граждан и хозяйствующих субъектов. С его помощью государство может регулировать многие экономические процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной деятельности и т.д.

Далее перейдем к рассмотрению понятия внешнего государственного долга. Внешний государственный долг может возникать по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств либо международных кредитно-финансовых институтов или путем продажи им государственных ценных бумаг.

Последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем последствия  внутреннего. При внешнем долге государство вынуждено отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малосущественна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину, используя такие показатели, как доля внешнего долга в валовом внутреннем продукте (степень вовлеченности во внешний долг); отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год.

В настоящее время в  соответствии с международной практикой  в состав государственного внешнего долга включаются:

  • Кредиты и займы государства или его уполномоченных органов, предполагающие прямую ответственность государства по их погашению;
  • Рыночные ценные бумаги, выпущенные государством или его уполномоченными органами на международных рынках капитала;
  • Гарантии и иные косвенные обязательства государства и его уполномоченных органов, предполагающие солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам третьих лиц [8, с. 8-9].

Одной из основных опасностей внешнего долга является его увеличение в результате изменения обменного  курса национальной валюты. Если в  период между датами определения  величины задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в валюте, служит фактором изменения общей величины государственного долга.

Большой внешний государственный  долг и неумелое управление им может  привести к негативным последствиям для экономики:

  • Снижение международного авторитета страны и осложнение процедуры получения новых займов;
  • Усиление зависимости страны-должника от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
  • Сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, серьезно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации экономики;
  • Дестабилизация денежно-кредитной ситуации;
  • Ослабление позиций страны на мировых рынках товаров и капиталов;
  • Повышение финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов [9, с. 18-19];

 Поэтому, если внешний  долг превышает приемлемый уровень,  правительство принимает определенные меры, чтобы его уменьшить. К ним относятся: использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны, переоформление с согласия кредиторов кратко- и среднесрочной задолженности в долгосрочную или отсрочка выплаты внешнего долга.

Однако последствия внешнего государственного долга могут быть не только негативными, но и позитивными. Для этого привлеченные ресурсы  должны быть направлены на увеличение финансовых ресурсов в будущем, размер которых будет достаточен для своевременного обслуживания и выплат основной суммы долга. Для этого должны выполнятся следующие условия:

  • Зависимость между предельной продуктивностью занимаемых ресурсов и процентом по займу должна быть положительной.
  • Внешние заимствования должны использоваться для замещения дефицита внутренних сбережений с целью обеспечения заданных темпов роста экономики. В данном случае основным показателем является коэффициент внутренних сбережений. Если текущая предельная склонность к сбережениям превосходит усредненную склонность к сбережениям за предыдущий период, то данный коэффициент будет расти, что в свою очередь отражает более благоприятные условия для обслуживания долга в будущем.
  • Сальдо баланса по внешнеторговым операциям должно быть положительным [8, с.9].

Таким образом, очевидно, что  государство может и должно брать  в долг на нормальных и разумных условиях и что для эффективной, нормально развивающейся экономики государственный долг не является ключевой проблемой. По моему мнению, многое зависит от конкретной экономической ситуации. В зависимости от масштаба долга, его динамики, характера его использования, размеров расходов на его погашение и обслуживание государственный долг может как содействовать, так и тормозить экономическое развитие, оказывать позитивное или негативное воздействие на потребление, сбережение, инвестиции, денежное обращение, валютный курс и другие важнейшие макроэкономические показатели.

 

1.2. Теоретические основы управления государственным долгом.

 

Проблема снижения государственного долга (в особенности внешнего) считается  одной из важнейших, так как при  ограниченных возможностях бюджета оплата процентов по долгу не дает возможности сколь-нибудь существенно снижать основную сумму долга, что может негативно сказываться на экономическом состоянии страны и ее международном кредитном рейтинге. Поэтому для контроля  над  состоянием государственного долга разрабатывается совокупность специальных мероприятий, предусматривающих выплату процентов кредиторам и погашение займов, а также изменение условий уже выпущенных займов и определение условий выпуска новых государственных бумаг.

Основной целью, которая  ставиться при управлении государственным  долгом, является минимизация затрат, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, а также снижение рисков, возникающих в результате долгового финансирования дефицита государственного бюджета.

Основными вопросами при  характеристике государственного долга  являются его структура и динамика, механизм управления, обслуживания и реструктуризации, влияние госдолга на экономику страны [14, с. 649].

Система управления государственным  долгом должна иметь два режима функционирования:

  1. Управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
  2. Кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращения возможностей привлечения новых заимствований [5, с. 427].

В процессе управления государственным  долгом используются различные методы его регулирования. К основным из них относятся:

    • Аннулирование государственного долга – мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Аннулирование государственного долга может объявляться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. банкротства и в результате прихода к власти в стране новых политических сил, не желающих по экономическим соображениям признавать финансовые обязательства предыдущих властей;
    • Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности и не снижающегося дефицита государственного бюджета страны. Рефинансирование широко используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга. При этом важным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность;
    • Новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством;
    • Конверсия – изменение доходности займов. Государство может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности государственных ценных бумаг. Однако чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;
    • Консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных государственных займов.
    • Унификация – объединения нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу, а главное – экономит расходы государства;
    • Отсрочка погашения займа проводится правительством в тех случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на уплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. Отсрочка отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов, в то время как, владельцы консолидированных облигаций продолжают получать доход [6, с. 72-73].

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что современная  концепция управления государственным долгом должна базироваться на эффективных финансово-экономических теориях и передовом мировом опыте. Ключевое значение в управлении государственным долгом имеет постоянное наблюдение за его изменениями и анализ основных показателей, характеризующих степень негативного влияния государственного долга на развитие экономики государства.

 

1.3. Государственный  долг Республики Беларусь

 

Использование внутреннего  и внешнего государственного заимствования  ведет к образованию государственного долга Республики Беларусь.

Согласно бюджетному кодексу  Республики Беларусь право осуществлять государственные заимствования  принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства. Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере [10, статья 52].

Необходимо различать  следующие понятия:

    • Внутренний государственный долг Республики Беларусь – сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внутренним займам на определенный момент времени;
    • Внешний государственный долг Республики Беларусь – сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определенный момент времени;
    • Внешний долг, гарантированный Республикой Беларусь – сумма основного долга по внешним займам, привлеченным от нерезидентов под гарантии Правительства Республики Беларусь, на определенный момент времени;
    • Внутренний долг, гарантированный Республикой Беларусь – сумма основного долга по кредитам, предоставленным банками Республики Беларусь резидентам страны под гарантии Правительства Республики Беларусь, на определенный период времени;
    • Основной долг Республики Беларусь – сумма государственного займа, фактически полученная Республикой Беларусь как заемщиком, подлежащая возврату и не возвращенная им [11, с. 40-41].

Информация о работе Государственный долг