Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 23:47, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть сущность государственного долга, его причины и последствия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть содержание и основные формы государственного долга;
2. показать роль государственного долга в рыночной экономике;
3. рассмотреть современное состояние государственного долга России.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3-4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА .....
.......................................................................................................................5-13
1.1. Понятие государственного долга...........................................................5-8
1.2. Проблема государственного долга в трудах известных экономистов...
.....................................................................................................................9-13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ.........
...................................................................................................................14-21
2.1. Анализ внешнего долга в 2009-2013 гг................................................14-19
2.2. Анализ внутреннего долга в 2009-2013 гг..........................................20-21
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО СНИЖЕНИЯ В РФ.............................................22-41
3.1. Последствия государственного долга...............................................22-24
3.2. Пути сокращения государственного долга.......................................25-31
3.3. Влияние государственного долга на перспективы экономического роста в РФ....................................................................................................32-41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................42-44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................
Отрицательное отношение к долгу было и у Адама Смита. Смит считал, что государство неэффективно как создатель богатства и гарант индивидуальных свобод. Оно изымает сбережения из промышленности и торговли, что позволяет чиновникам вести «разгульный образ жизни». Национальный доход переводится из инвестиций в потребление. Государство - плохой менеджер. В отличие от частного заемщика оно «не заинтересовано в правильном управлении какой-либо специальной частью капитала». Поэтому нельзя давать государству в долг. Неприятие Смитом долга подводило его к требованию сбалансированного бюджета.
Смит, как и Хьюм, отвергал идею о том, что проценты по внутреннему долгу не являются потерей для общества. «Говорят, что при выплате процентов по долгу общества правая рука платит левой. Деньги не уходят из страны и нация не становится беднее. Эта апология целиком основана на софистике меркантилистской системы». Вот что происходит на самом деле, по мнению Смита. Государство платит своим кредиторам аннуитет по ставке, обычно превышающей доходность альтернативных инвестиций. Заняв под залог аннуитета или продав аннуитет другим людям, кредиторы получают новый капитал. Но этот новый капитал должен был бы существовать в стране и, как любой другой капитал, использоваться в экономике. Он является новым для кредиторов государства, но не для страны. Хотя он заменил капитал, ссуженный государству, в стране он ничего не заменил и лишь ушел из одних рук в другие. Значит, страна стала беднее. Смит считал, что проценты по внешнему долгу есть вычет из национального богатства, поскольку они уходят за границу, где проживают держатели внешнего долга. Так что внешний долг и внутренний долг одинаковы в своем негативном влиянии на экономику.
Джон Стюарт Милль делил долг на «плохой» и «хороший» в зависимости от обстоятельств его возникновения. Привлечение в государственный сектор капитала, занятого в частном производстве, он приравнивал к снижению заработной платы рабочих. Такие займы Милль предлагал объявить наихудшими. Но он не видел вреда в привлечении перенакопленного иностранного капитала и капитала, который не был бы накоплен вовсе, не будь на него государственного спроса, или был бы растрачен в непроизводительных предприятиях или искал применения в зарубежных странах. Таким образом, Милль не разделял уверенности Смита в том, что займы разрушают капитал. Высказался Милль и по поводу бремени долга. Оно возникает, когда ресурсы переходят из частного сектора в государственный. Это бремя текущих поколений. Затем оно возникает в виде дополнительных налогов, необходимых для обслуживания долга. Это бремя будущих поколений.
Классическая теория сформировалась в последние 20 лет XIX в. Классическую теорию находит свое отражение в работах англичанина Чарльза Бастебла и француза Пьера Поля Леруа-Болье.
Бастебл был настолько убежден в том, что долг ложится бременем на будущие поколения, что не считал нужным подробно останавливаться на этой гипотезе. «Заем - операция добровольная, и деньги дают по желанию; налоги одинаково платят те, кто желает платить, и те, кто не желает... Улучшить настоящее за счет будущего - не дело мудрого и прозорливого государственного деятеля». Далее, «во всех существенных моментах, аналогия между государственным долгом и частным сохраняется, и ее никогда не следует упускать из вида... Особое положение государственной экономики и большое значение государственных займов затмевают ту непреложную истину, что государственный кредит - одна из форм кредита, и регулировать его надо с учетом тех же основных принципов». Наконец, Бастебл подчеркнул, что отличие внешнего долга от внутреннего долга имеет свои пределы: «Тот факт, что много денег заимствуется за границей, имеет значение при оценке политики займов. Важно не то, что внешний заем в чисто финансовом смысле отличается от займа внутреннего..., а то, что возможность использовать капитал других стран ослабляет аргумент в пользу налогообложения, используемый при финансировании расходов из внутренних источников... С чисто финансовой точки зрения, источник займа действительно нематериален. В любом случае внешний заем - это немедленное облегчение для налогоплательщика, сбалансированное будущим обязательством».
Самое полное и самое тщательное исследование долга проделал Леруа-Болье. Основная часть исследования посвящена критике идей знаменитых французов XVIII в. Леруа-Болье считал эти идеи не только ошибочными, но и опасными. Он назвал их софизмами; они верны только на первый взгляд, и люди, не сведующие в экономике, не могут их опровергнуть. «Софизмы в отношении государственных займов многообразны, но основных - два: у Вольтера государство, которое должно только самому себе, не становится беднее; у Мелона государственный долг - это долг правой руки левой руке: правая рука - налогоплательщик, левая - рантье, но для процветания государства не важно, кому принадлежит вся сумма - налогоплательщику или рантье; нация одинаково богата в обоих случаях».
Ошибочность софизмов Леруа-Болье продемонстрировал следующим образом. Верно, что одним следствием займов является обложение граждан налогом, который потом распределяется между рантье в виде процентов. Если на этом остановиться, то общественное богатство не меняется: одни граждане, именуемые рантье, получают проценты от других граждан, именуемых налогоплательщиками. Последних можно пожалеть, но нация от займа не становится беднее.
Допустим теперь, что заем отменяется. Налогоплательщики не уплатят налог, предназначенный для распределения между рантье, а рантье инвестируют свой капитал иначе и будут получать на альтернативные инвестиции проценты, примерны равные тем, что причитаются по ГЦБ в момент отмены займа. Тогда нация становится богаче: налогоплательщикам не надо платить налог, чтобы рантье получили свои проценты; каждая сторона остается с суммой, которая в случае займа принадлежала бы только одной стороне.
Подобное есть у Смита, но Леруа-Болье пошел дальше. В прошлом из-за своеволия суверенов и ошибок исполнительной власти заемные средства использовались расточительно и непродуктивно. Если полученный от рантье капитал истрачен на «развлечения двора, претенциозные здания или глупые предприятия», то общество становится беднее. Поэтому осуждение займов Хьюмом и Смитом было абсолютным.
Но займы могут быть безвредными, если отделенный от рантье капитал используется для финансирования общественных работ. Только так государство и может уберечь капитал от разрушения. Более того, займы могут приносить пользу, если общественные работы хорошо спланированы и экономично выполнены! Не общество, а государство получает капитал рантье, но государство трансформирует его в коллективное благо, например, в железную дорогу, канал или порт. Так «поздний» классик Леруа-Болье разошелся с «ранними» классиками в вопросе о характере государственных расходов и роли займов.
В этих выдержках из исследования Леруа-Болье содержатся все существенные элементы классической теории. Француз избежал двух главных ошибок, не замеченных другими авторами. Во-первых, он отделил эффект возникновения долга от эффекта расходов, профинансированных займами. Во-вторых, Леруа-Болье исследовал альтернативы. Он не сравнивал случай с долгом со случаем без долга при прочих неизменных условиях. Он вернулся в начальный период, когда альтернативы имелись, и затем сравнивал случай с долгом со случаем без долга.
Основные результаты исследования Леруа-Болье пользовались широким признанием вплоть до первой мировой войны. Но классическая теория так и не смогла одержать окончательную интеллектуальную победу. Классическая теория долга являлась частью экономической системы, разрушенной в результате двух мировых войн и Великой депрессии. Свою руку к разрушению приложил и Кейнс. В 1936 г. вышла в свет его книга The General Theory of Employment, Interest and Money. Она не оставила камня на камне от классической модели: 1)«Закон Сея» отменяется; экономикой движет спрос, а не предложение; 2)Безработица (вынужденная) - правило, а не исключение; 3)Чтобы победить безработицу, государство должно поддерживать спрос; 4)Как поддерживать? Финансировать общественные работы и поощрять «социализированные» инвестиции, отбросив правило бюджетной сбалансированности; 5)Дефицит надо терпеть, но не надо его хвалить.
Информация о работе Государственный долг: причины, структура, последствия