Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 14:25, курсовая работа
Краткое описание
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита как экономической категории.
Содержание
Введение 1. Государственный кредит как экономическая и финансовая категории. 1.1. Сущность и функции государственного кредита, отличительные особенности. 1.2. Управление государственным кредитом. 2. Государственный долг: состояние и проблемы. 2.1. Рынок государственных ценных бумаг. 2.2.Заёмная деятельность Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках. 2.3. Проблемы государственного долга Российской Федерации. Заключение. Список использованной литературы.
- заимствование средств
общегосударственного ссудного
фонда;
- казначейские ссуды;
- гарантированные займы.
Международный государственный
кредит для страны-получателя средств
является источником расширения ее возможностей
по ускорению социально-экономического
развития, упрочнению ее финансового положения.
В сфере международных экономических
отношений государственный кредит - это
рычаг укрепления международного сотрудничества.
Международный государственный
кредит представляет собой совокупность
отношений, в которых государство выступает
на мировом финансовом рынке в роли заемщика
или кредитора. Эти отношения принимают
форму государственных внешних займов
[3].
В систему государственных
кредитных отношений включается также условный государственный
кредит. Органы власти предоставляют государственные
и муниципальные гарантии и поручительства
нижестоящим уровням бюджетной системы
и юридическим лицам под долгосрочные
целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная
выдача гарантий и поручительств может
вести к увеличению государственного
долга, т.к. это пролонгированные финансовые
обязательства.
Назначение государственного
кредита проявляется в первую очередь
в том, что он является средством мобилизации
в руках государства дополнительных финансовых
ресурсов. В случае дефицитности государственного
бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые
ресурсы направляются на покрытие разницы
между бюджетными расходами и доходами.
При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые
с помощью государственного кредита средства
прямо используются для финансирования
экономических и социальных программ.
Это означает, что государственный кредит,
являясь средством увеличения финансовых
возможностей государства, может выступать
важным фактором ускорения социально-экономического
развития страны.
Как финансовая категория государственный
кредит выполняет три функции:
- распределительную;
- регулирующую;
- контрольную.
Распределительная функция позволяет перераспределить
денежные ресурсы в соответствии с потребностями
экономики в целом и необходимостью поддержки
какого-либо направления социально-экономической
деятельности. С помощью этой функции
идет процесс формирования централизованных
денежных фондов государства либо их использование
на принципах срочности, возвратности
и возмездности. В связи с более быстрым
увеличением расходов по сравнению с налоговыми
поступлениями государственные займы
в последнее время стали инструментом
финансирования расходов бюджета. И в
результате налоговое бремя с помощью
распределительной функции государственного
кредита более равномерно распределяется
на налогоплательщиков по времени. Налоги
не увеличиваются, когда расходы государства
финансируются за счет государственного
займа, но при погашении кредита они идут
и для его уплаты и для погашения процентов
по задолженности.
Тяжесть налогового бремени,
связанная с государственным кредитом,
зависит от его срока и процентов по его
уплате.
Регулирующая функция государственного
кредита выражается в том, что государство,
вступая в кредитные отношения, воздействует
на денежное обращение, уровень процентных
ставок на рынке денег и капиталов, на
производство и занятость, на заемщиков,
которые обязаны обеспечить эффективность
применения бюджетных ссуд.
Используя государственный
кредит в качестве инструмента регулирования
экономики, государство получает возможность
проводить ту или иную финансовую политику.
С помощью контрольной
функции государственного кредита контролируется
в основном целевое использование средств,
сроки их возврата и своевременность уплаты
процентов [10].
1.2. Управление
государственным кредитом.
Высшим органом управления
государственным кредитом в РФ является Федеральное
Собрание, которое устанавливает максимальные
размеры как привлечения средств для финансирования
бюджетного дефицита, так и кредитования
за счет средств бюджета. В соответствии
с иституционным законом «О правительстве»
предельный объем выпуска тех или иных
ценных бумаг устанавливается Правительством
РФ. Для оптимизации управления внутренними
и внешними заимствованиями Бюджетный
кодекс РФ предусматривает
разработку Правительством двух программ:
Программы государственных внешних заимствований
и Программы государственных внутренних
заимствований. Эти программы представляют
собой перечень заимствований на очередной
финансовый год с указанием целей, источников
и сроков возврата. Программы представляются
Федеральному Собранию одновременно с
проектом бюджета на очередной финансовый
год и подлежат утверждению.
В процессе управления государственным
кредитом решаются задачи:
минимизации стоимости долга
для заемщика;
недопущения переполнения фондового
рынка заемными обязательствами государства
и резкого колебания их курса;
эффективного использования
мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;
обеспечения своевременного
возврата кредитов;
максимального решения задач,
определенных финансовой политикой, в
частности, сохранения иностранных капиталов
в стране и переориентировки инвесторов
с вывоза полученных доходов из страны
на вложение прибыли в развитие производства.
Минфин выступает эмитентом
государственных ценных бумаг от лица
федерации. Оно устанавливает конкретные
сроки и объемы выпусков в пределах параметров,
установленных Правительством.
В соответствии с Бюджетным
кодексом ЦБ РФ бесплатно осуществляет
функции генерального агента по обслуживанию
государственного внутреннего долга.
При эмиссии каждого выпуска облигаций
все суммарные и единичные сертификаты
подлежат передаче Минфином на хранение
и учет в депозитарий. Функции депозитария
выполняет; ЦБ РФ или иная уполномоченная
им организация. ЦБ РФ осуществляет по
поручению Минфина и за счет средств федерального
бюджета выплаты владельцам облигаций
при погашении выпусков.
Регулирование рынка государственных
ценных бумаг также осуществляется ЦБ
РФ. К мерам воздействия, применяемым ЦБ,
относятся:
поднятие ставки рефинансирования;
интервенции ЦБ на рынке ценных
бумаг;
регулирование валютного рынка.
Специализированным банком
по обслуживанию внешнего и внутреннего
валютного долга является Внешэкономбанк.
Распоряжением Правительства РФ от 24 июня
1998г. №857-р ему также переданы права ведения
учета операций по обслуживанию и погашению
государственных кредитов, предоставленных
Правительством РФ правительствам государств
– участников СНГ. Задолженность этих
государств по ранее выданным им Правительством
РФ кредитам передана на баланс Внешэкономбанка.
[5]
Эффективное решение задачи
по минимизации постоянно растущих расходов,
направляемых на погашение и обслуживание
государственного долга, а также расходов
по управлению присущими суверенным долговым
обязательствам рисками диктует необходимость
перехода к практике применения так называемых
активных операций с государственным
долгом. Их главное содержание состоит
в целенаправленном воздействии на структуру
задолженности (по срокам,
используемым валютам и инструментам,
процентным ставкам и т.п.).
Опыт ряда зарубежных стран
показывает, что в данном контексте
ключевое значение имеет создание подконтрольного
государству специализированного рыночного
института, обладающего необходимым
набором полномочий и кадровым потенциалом.
Применительно к нашей стране
речь идет об ОАО «Российское финансовое
агентство» (РФА), политическое решение
о создании которого было принято еще
в 2008 г. Данному институту
отводится, с одной стороны,
роль «фронт-офиса», отвечающего
за
взаимодействие с инвесторами
и другими участниками финансовых рынков.
Его деятельность будет призвана формировать
и поддерживать адекватное восприятие
инвестиционным сообществом кредитного
риска России.
С другой стороны, в перспективе
к РФА перейдут функции основного консультанта
Минфина России по вопросам оптимизации
структуры и снижению расходов по погашению
и обслуживанию государственного долга,
минимизации процентных и валютных рисков
федерального бюджета.
График 2. Функции Российского
финансового агентства
Планируется, что РФА будет
осуществлять от имени Российской
Федерации внутренние и внешние
государственные заимствования, то
есть размещать государственные ценные
бумаги, а также проводить операции
с данными ценными бумагами на вторичном
рынке с целью оптимизации структуры государственного
долгового портфеля. По мере создания
необходимых предпосылок и условий, РФА
будет инвестировать часть средств российских
суверенных фондов (График 2).
В случае принятия разработанного
Минфином России соответствующего законопроекта
в предстоящем периоде такой институт
будет учрежден Правительством Российской
Федерации и начнет развертывание своей
деятельности. [7].
2. Государственный
долг: состояние и проблемы.
2.1. Рынок
государственных ценных бумаг.
С помощью ценных бумаг
государство регулирует развитие экономики
решая следующие задачи:
регулирование денежной
массы;
регулирование инфляции;
влияние на валютный
курс;
формирование уровня
доходности по ценным бумагам;
обеспечение перелива
капитала с одного сегмента финансового
рынка на другой;
решение других социально-экономических
задач.
Ценные бумаги государства
делятся на две группы: бумаги, которые
могут обращаться на вторичном рынке (казначейские
векселя (обязательства), облигации), и
бумаги, не поступающие на вторичный рынок
(сберегательные облигации; облигации
(или другой вид ценной бумаги), оформляющие
внешний долг; облигации местных органов
власти).
Приведем общую характеристику
основных видов государственных ценных
бумаг, обращавшихся на отечественном
фондовом рынке в последние годы и обращающихся
ныне.
Государственные
краткосрочные бескупонные облигации
(ГКО). Главная цель эмиссии этих ценных
бумаг — финансирование дефицита государственного
бюджета по минимально возможной цене.
Эмитентом ГКО выступает Минфин РФ. По
срокам обращения облигации являются
краткосрочными. Их владельцами могут
быть российские и иностранные организации
и физические лица. Владелец ГКО имеет
право на получение номинальной стоимости
при их погашении.
Денежные расчеты по сделкам
с ГКО осуществляются через ЦБ РФ и его
территориальные учреждения, а также иные
кредитные организации в наличной и безналичной
форме.
Казначейские обязательства
(КО). Эти бумаги появились в связи
с ростом задолженности государства предприятиям
различных отраслей хозяйства и форм собственности.
Ситуация усугублялась тем, что существовал
мультипликативный эффект: каждый рубль
государственного долга стимулировал
2–3 руб. долгов самих предприятий. Чтобы
решить эту проблему не прибегая к инфляционным
методам, Правительство РФ переоформило
10% задолженности в КО.
КО выпускались сроком на один
год в безбумажной форме — в виде записей
на счетах депо в уполномоченных депозитариях.
Время с момента выпуска до
начала погашения варьировалось от 50 до
360 дней в зависимости от серии. По всем
сериям КО существовал равный доход —
40% годовых. Владельцы КО вправе были производить
с ними следующие операции:
погашать кредиторскую задолженность;
оплачивать без ограничений
товары и услуги;
продавать их юридическим и
физическим лицам-резидентам;
совершать залоговые операции;
обменивать на казначейские
налоговые освобождения;