Государство и его роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть роль государства в экономике страны.
Задачи работы:
- изучить историю эволюции представлений о роли государства в экономике;
- раскрыть функции и методы государственного регулирования экономики;
- рассмотреть опыт государственного регулирования экономики в развитых странах;
- выявить роль государственного вмешательства в экономику России.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач Дима.docx

— 55.59 Кб (Скачать файл)

политика,  направленная  на   преодоление   спада,   способствует   усилению

инфляции.  И  наоборот,  ужесточение  кредитно  –  денежной,  фискальной   и бюджетной  политики,  направленное  на  подавление  инфляции,   способствует углублению  падения  производства.  Перед  государством  встает   сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании. На более поздних  этапах  переходного  периода,  по  мере  преодоления экономического спада и снижения инфляции, все  более  актуальной  становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту  у  государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной экономики  и

образования, что способствует ускорению НТП,  уменьшить  тяжесть  налогового бремени,  что   стимулирует   рост   деловой   активности,   более   активно использовать  налоговую  и  кредитно  –  денежную  политику   как   средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций.

 

Методы государственного регулирования экономики

Свои   регулирующие   функции   государство   выполняет    посредством административных  и   экономических   методов.   Для   командной   экономики характерно  преобладание  административных  методов  регулирования.  Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив,  базируется  на использовании экономических методов. Административные,  или  прямые,  методы   регулирования   ограничивают  свободу  выбора  хозяйствующего  субъекта.  Например,  директивные  плановые задания   по   объему   и    ассортименту   производимой    продукции    или централизованно установленные цены на товары  и  услуги  –  типичные  методы административного регулирования в плановой экономике  –  лишают  предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические  и косвенные методы  государственного  регулирования  не  ограничивают  свободы предпринимательского выбора.  Например,  снижение  налогов  на  бизнес  или, скажем,  понижение  учетной  ставки  процента  являются  типичными  методами экономического регулирования, направленного на рост производства и  усиление инвестиционной     активности     предприятий.     Последние     увеличивают капиталовложения и объем  производства  не  потому,  что  у  них  нет  иного выхода.  Они  полностью  свободны  в  выборе  производственной  программы  и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной  ставки  процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

Разграничение  между  административными  и   экономическими   методами регулирования до некоторой степени условно.  Для  того  чтобы  задействовать любой  косвенный  регулятор,  необходимо  предварительное   административное решение  соответствующих  государственных  органов,  например   решение   об изменении налоговых ставок, о предоставлении  налоговых  льгот  при  продаже

Центральным  банком  государственных  облигаций,   в   этом   смысле   любые экономические  регуляторы несут на себе печать  администрирования.  В  то  же время  любой  административный  регулятор,  прямо  принуждая   хозяйствующие  субъекты выполнять те или иные действия,  одновременно  оказывает вторичное  косвенное воздействие на  целый  ряд  сопряженных  экономических  процессов.

Например, административное повышение цен не только прямо  определит их  новый уровень, но через  цены  косвенно  окажет  влияние  на  состояние  спроса  и предложения, и в этом  смысле  можно  сказать,  что  любые  административные методы регулирования несут в  себе  черты,  характерные  для  экономических, косвенных  регуляторов.  Тем  не  менее,   рассматриваемый   выше   критерий позволяет,  как  правило,  без   особых   проблем   отличать   на   практике экономические  методы  от   административных.   Разграничение   между   ними принципиально важно с точки зрения природы экономических отношений.

Административные  методы  регулирования  диаметрально   противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных  регуляторов. Если  предприятию,  например,  директивно  определены   объем   производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на  изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции.  Чем выше сфера действия административных методов регулирования,  тем  уже  сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они  непосредственно  воздействуют  на  конъюнктуру  рынка  и   через   нее, косвенно, на  производителей  и  потребителей  товаров  и  услуг.  Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка  потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению  цен и   заставляет   товаропроизводителей   увеличивать    объем    предложения.

Экономические  методы  управления  действуют,  таким  образом,  через  рынок посредством рыночных механизмов. Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов  государственного  регулирования,  разрушением прежней  системы  административных  методов  и   созданием   новой   системы экономических регуляторов.

Разрушение системы административно  –  командных  методов  управления, блокирующих  рыночные  механизмы,  -  необходимое  условие  формирования   и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов  знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной  экономике.  Это  не означает, однако, полного отказа от использования  административных  методов в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить  масштабы кризисного сокращения  производства, не  допустить  катастрофического  падения   жизненного   уровня   населения, государство   на   первых   этапах   реформ   может,   например,   сохранять административный контроль над производством и реализацией  небольшой  группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления  нации.

По  мере  углубления  рыночных  преобразований,  стабилизации  экономической ситуации  и  овладения  экономическими  методами  регулирования  государство полностью  сокращает  сферу  использования  административных   рычагов,   не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях  перехода к рынку и в условиях  сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют  немаловажное значение.  Они  используются,  в  частности,  как  средство  антимонопольной политики.  Государственные  органы  директивно  определяют  цены,  объем   и ассортимент  продукции  или  предоставляемых  услуг   для   так   называемых естественных монополий, устанавливают систему административных  ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное  регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей  и  охраны  окружающей среды. Многочисленные  стандарты,  ограничивающие  выбросы  вредных  отходов производства,  прямые   запреты   на   использование   опасных   технологий, производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья  людей  продукции  и т.   п.   ограничивают   свободу   предпринимательства   и    относятся    к административным  методам   регулирования.   Нередко   используются   методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты,  и т. д.

Важнейшей задачей государства  на переходном  этапе  является  создание целостной системы экономических методов  регулирования.  С  этой  целью  все страны, осуществляющие переход к рыночной  экономике,  проводят  радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

Создается традиционная для  стран с рыночной  экономикой  двухуровневая банковская  система,  в  рамках   которой   Центральный   банк   посредством экономических нормативов осуществляет  регулирование  деятельностью  широкой сети коммерческих банков.  Манипулируя  учетной  ставкой  процента,  изменяя формы  обязательных  резервов  и   другие   нормативы,   установленные   для коммерческих банков, осуществляя операции с  ценными  бумагами.  Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно – денежную политику.

Однако было бы ошибкой  полагать,  что  государственное  регулирование заключено в рамки лишь  командной  или  переходной  экономики,  наоборот,  в пределах рыночной экономики регулирующая  роль  государства  становится  все более  необходима.  В  условиях  рынка  перед  государством  встает  трудная задача:  с  одной  стороны,  оно  с  помощью  экономических  рычагов  должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой  стороны, -  не  разрушить эту систему излишним  воздействием.   Примеры   развитых индустриальных стран, таких как США и Франция, свидетельствуют  о  том,  что достижение такой золотой середины возможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опыт государственного регулирования экономики в развитых странах

 

    1. Амерканский опыт

 

    1. Французское индикативное планирование

 

В ряде стран индикативные планы  доказали свою эффективность в качестве одного из средств государственного регулирования. Среди этих стран выделяется Франция, так как французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макропланирования в Германии и Великобритании, а в последнее время ее принципы все более пристально изучаются и используются органами межгосударственного регулирования ЕС. Существенные моменты этой системы и ее эволюция заключаются в следующем.

На их формирование повлияло то обстоятельство, что восстановление и модернизация экономики осуществлялись в русле  политики Шарля де Голля, которая  ставила задачу упрочения международного значения Франции, в том числе  на основе подъема экономики. Важную роль в решении данной задачи сыграла  система индикативного планирования, опиравшаяся на высокую долю госсобственности в народном хозяйстве, сохранившуюся и поныне. Французское планирование никогда не стремилось подменять собою рынок. Напротив, оно его дополняет, стараясь компенсировать различные сбои и отказы рыночного механизма, регулирует его и обеспечивает постоянную совместимость его функционирования с социальным единством страны.

Отказы и сбои рынка могут  носить постоянный характер. Согласно экономической теории, перед лицом естественных монополий (случаи растущей предельной производительности), перед лицом внешних эффектов или при производстве общественных благ рынок оказывается неспособным эффективно распределять ресурсы. Одной из характеристик рынка является его «близорукость», поэтому он не всегда считается лучшим советчиком для принятия решений, имеющих долгосрочное воздействие. Однако эти отказы и сбои могут носить также и временный характер, быть связанными с тем или иным этапом экономического развития. Именно так обстояло дело с французской экономикой в конце Второй мировой войны - экономикой дефицита и всеобщей карточной системы. В сегодняшней Франции, если оставить в стороне цены на сельскохозяйственную продукцию, которые определяются единой сельскохозяйственной политикой ЕС, общественные тарифы, устанавливаемые естественными монополиями, и цены на обслуживание в системах здравоохранения и народного образования, формирование всех остальных цен осуществляется в условиях свободных рынков.

Французское планирование основано на 3 постоянных функциях:

1. Это коллективный процесс выявления  сильных и слабых сторон французского общества, идентификация проблем, поставленных экономическим и социальным развитием, и предложение конкретных решений.

2. Оно вырабатывает систему правил, направленных на обеспечение  более совершенного функционирования  экономики и рынка.

3. Оно формирует целостную систему  среднесрочных задач и приоритетов  такой государственной политики, которая вписывается в долгосрочную  перспективу.

Остановимся подробнее на этих трех функциях.

1. Одним из наиболее существенных  вкладов французского планирования является коллективное изучение сил и слабостей экономики и неадаптированностей французского общества. Нейтральность и критическое изучение социальных партнеров обеспечивают большую объективность, которая всегда была силой аналитических проработок французского планирования. Что является базой для постановки проблем экономического и социального развития и поиска конкретных решений.

Так, в отличие от централизованной системы, спускающей директивы сверху, французское планирование основывается на подключении к анализу и  процессу принятия решений всех экономических  и социальных партнеров. Это процесс диалога и согласования, направленный на объединение различных партнеров (государственной администрации, предпринимателей, профсоюзов) с экспертами для совместного выявления проблем в различных областях и, по возможности, для предложения конкретных решений. Французское планирование выполняет, таким образом, значительные информационные функции и влияет на поведение экономических агентов. Как писал Жан Моне в своей работе, положившей начало планированию: "поскольку выполнение плана потребует сотрудничества со стороны всех партнеров, необходимо, чтобы все жизнеспособные силы страны участвовали в его разработке".

2. Планирование вырабатывает также  целую систему правил и данных, направленных на обеспечение  лучшего функционирования экономики  и рынка. Это экономическое  и социальное руководство, однако  оно предоставляет в распоряжение партнеров лишь ориентиры, а не детальные указания показателей производительности, стоимости и т.п.

"Планирование на французский  манер" существенным образом  отличается от централизованного планирования, осуществлявшегося ранее в странах Восточной Европы. Французский план, таким образом, дополняет рынок, исправляя его близорукость, указывая экономическим и социальным партнерам на те общие информационные данные, которые позволят им самим сделать выбор.

Информация о работе Государство и его роль в экономике