Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить денежные реформы в целом и их сущность, типологию, условия проведения в Республике Беларусь. В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
- раскрыть сущность денег в экономике и денежного обращения;
- рассмотреть виды денежного обращения;
- определить, в чем заключается сущность денежных реформ;
- выявить причины, по которым обуславливается необходимость проведения денежных реформ;
Введение ………………………………………………………………………..3
1Сущность денежных реформ……………………………………………5
1.1 Понятие денежного обращения…………………………………………...5
1.2 Виды денежного обращения………………………………………………8
1.3 Понятие, цели и задачи денежных реформ……………………………..18
2 Особенности реформирования денежного обращения в
Республике Беларусь …………………………………………………………21
2.1 Становление денежной системы Республики Беларусь ……………….21
2.2 Эволюция реформирования денежного обращения в Беларуси
в период 1995-2000 гг………………………………………………………..24
2.3 Развитие денежного обращения в Республике Беларусь с 2001 года..27
3 Опыт зарубежных стран в проведении денежных реформ …………….34
3.1 Модели денежных реформ в странах с рыночной экономикой ……..34
3.2 Денежные реформы в постсоциалистических странах ……………….37
Заключение …………………………………………………………………...42
Список использованных источников ……………………………………….45
Первым толчком к раздвоению
наличного рубля на «белорусский
» и «российский» послужило решение
Национального банка Республики
Беларусь о выплате более высокого процента
по вкладам в расчетных билетах, а также
об установлении повышенного курса при
обмене наличных «российских» рублей
на расчетные билеты. Ситуация, однако,
менялась быстро. Рыночные отношения стали
устанавливать свои приоритеты. Спрос
на безналичные российские рубли привели
к росту курса российского безналичного
рубля по отношению к белорусскому. Многие
плательщики начали использовать для
платежей в России и других республиках
наличные рубли, спрос на которые поднялся.
Российские наличные рубли к середине
1993г. перестали давить на внутренний потребительский
рынок и их использование не ограничивалось.
Они наряду с расчетными билетами применялись
для платежей за все товары и услуги.
Решение Центрального банка России об
изъятии из обращения в конце июля 1993 г.
денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и
замене их денежными знаками образца 1993
г. существенно повлияло на судьбу денежных
знаков, обращавшихся в Республике Беларусь.
Во-первых, денежных знаков образца 1993
г. было небольшое количество, а их дальнейшее
получение от Центрального банка России
на действовавших прежде условиях стало
невозможным. Во-вторых, денежные знаки
выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения
и предприятий Беларуси и переданы Центральному
банку России, который в последующем возместил
их номинальную стоимость Национальному
банку Республики Беларусь. В-третьих,
отток российских наличных рублей для
обслуживания внутреннего оборота без
затруднений был компенсирован выпуском
расчетных билетов Национального банка
Республики Беларусь. В-четвертых, денежные
знаки Банка России образца 1993 г. могли
обращаться на территории Беларуси, имея
законную платежную и покупательную силу.
Однако их фактическое использование
осуществлялось в режиме иностранной
валюты с более высоким курсом по отношению
к расчетным билетам.
Таким образом, со второй половины 1993 г.
налично-денежном обороте Республики
Беларусь стали практически использоваться
расчетные билеты Национально банка Республики
Беларусь. С одной стороны, это упростило
работу с наличными деньгами, а с другой
– еще больше обострило проблему создания
денежной системы, соответствовавшей
социально – экономическим отношениям
в республике.
Двойственность валют в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы – рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятия из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.
В мае 1994 г. Национального банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз, упростился денежный учет и работа с наличными деньгами.
Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации не произошло, то Верховный Совет Республики Беларусь постановлением от 19.10.1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении – расчетный билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.
Юридическая основа денежной
системы Республики Беларусь заложена
в Законе «О Национальном банке Республики
Беларусь». Этим законом предусмотрено,
что денежная система Республики Беларусь
включает официальную (национальную) денежную
единицу, виды государственных денежных
знаков, имеющих законную платежную силу,
порядок наличной и безналичной (депозитной)
эмиссии, государственный орган денежно-кредитного
и валютного регулирования.
Национальному банку Республики Беларусь
законом предоставлено монопольное право
эмиссии банкнот и монеты на территории
Республики Беларусь в качестве официального
платежного средства. Эмитируемая Национальным
банком Республики Беларусь национальная
денежная единица является единственным
законным платежным средством в любых
формах на территории Республики Беларусь,
за исключением внешнеэкономических,
если иное не предусмотрено законом.
Достоинство (номинал), меры веса, изображение
и другие характеристики национальной
денежной единицы также определяется
Национальным банком Республики Беларусь.
На Национальный банк возложено обеспечение
изготовления, хранения, обновления банкнот
и монет.
В целях обеспечения единства в организации оборота наличных денег Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает и утверждает:
• порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве;
• правила перевозки, хранения и инкассации наличных денег, методы и способы их инкассации;
• правила совершения эмиссионно-кассовых операций;
• правила признаков платежности денежных законов.
Таким образом, можно сделать вывод, что юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
Рассмотрим эволюцию денежно-кредитной политики в Беларуси [11].
Первый этап. В период 1992–1995 гг. проводилась самая мягкая «сверхэкспансионистская» политика. Рублевая денежная масса за этот период возросла в 2150 раз (или почти на 17,3 % в среднем за месяц). Потребительские цены возросли за этот период почти в 25 000 раз (или на 23,5 % в среднем за месяц), официальный курс доллара – в 68 900 раз (на 21,6 % ежемесячно). В то же время ВВП и реальные доходы населения снизились соответственно на 33 и 38 %.
В 1995 г. предпринималась попытка финансовой стабилизации в Республике Беларусь. Для этого использовались три приема: фиксированный обменный курс, поддерживаемый с помощью интервенций Национального банка, ограниченный доступ на межбанковскую валютную биржу (МВБ) в конце года, стимулирование рублевых сбережений путем установления высоких процентных ставок и сжатие тем самым рублевой массы. Комплекс мероприятий, среди которых было введение валютного контроля, остановил падение белорусского рубля и наметил рост реального курса валюты, что привело к падению конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с импортными.
Второй этап. Политику, проводимую в 1996–1999 гг., можно назвать умеренно мягкой. Она принесла определенные положительные результаты: темпы денежной эмиссии по сравнению с периодом 1992–1995 гг. снизились более чем в 2,5 раза, темпы инфляции и девальвации – в 3,8 и 3,5 раза.
В 1999 г. на общеэкономические и денежные
показатели повлиял ряд негативных
факторов: влияние российского
Определенную роль в этом сыграла работа банковской системы, которая создала благоприятные условия для развития реального сектора экономики. Доля кредитов экономике в структуре банковских активов возросла до 54,2 % (на начало 1997 г. она составляла 48,8 %). Это значительно выше, чем, например, у российских банков (30,5 %). При этом удельный вес долгосрочных кредитов, являющихся важным источником инвестиций, достиг 50,7 % (на начало 1997 г. – 30,8 %). Это более высокий показатель, чем в других странах СНГ: в России доля инвестиционных кредитов составляет 33,3 %, на Украине – около 20 %.
Большое внимание в 1999 г. уделялось повышению качества кредитных портфелей банков. В результате проделанной работы удельный вес безнадежных к погашению кредитов снизился с 9,3 до 7,5 %. Тем не менее в 1999 г. не удалось решить проблему инфляции, в среднемесячном исчислении составившую 11 %. Кроме упомянутых негативных факторов, можно назвать и экспансионистскую денежно-кредитную политику, связанную с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области АПК и жилищного строительства. Все это в сочетании с административным регулированием официального обменного курса белорусского рубля и множественностью валютных курсов обусловило возникновение существенных деформаций на денежном и валютном рынках. Лимит кредитной эмиссии, предусмотренной в размере 35 трлн р., был превышен почти в 2,5 раза. В результате ежемесячный индекс потребительских цен находился в пределах 12—14 %.
Таким образом, возникла необходимость
трансформации денежно-
В 2000 г. денежно-кредитная политика основывалась на концепции перехода к политике «скользящей фиксации» обменного курса белорусского рубля, которая близка к системе «валютного совета», однако, в отличие от нее, допускает возможность ограниченной кредитной эмиссии.
Предполагалось, что последняя будет направляться на финансирование дефицита государственного бюджета, а рефинансироваться банковская система будет на рыночной основе. Одним из критериев степени жесткости денежно-кредитной политики является уровень и соотношение процентной ставки по однодневным рублевым межбанковским кредитам и ставки рефинансирования Национального банка. На протяжении 1999 г. и в первом квартале 2000 г. ставка по однодневным рублевым межбанковским кредитам была ниже ставки рефинансирования и темпа инфляции, но, начиная с апреля 2000 г., это соотношение изменилось. При этом, начиная с февраля 2000 г., был обеспечен положительный уровень в реальном выражении процентных ставок по основным рублевым операциям, включая ставки по кредитам и депозитам. В дальнейшем размер ставок постепенно снижался, но оставался выше текущих темпов инфляции.
Положительным моментом стало и
то, что в течение всего 2000 г. Нацбанк
Республики Беларусь гибко сочетал
меры по поддержке ликвидности банков
путем использования всего
Определенный прогресс был достигнут в области повышения надежности банковской системы: в Национальном банке Республики Беларусь усовершенствовали систему нормативов, которая приближена к международным стандартам, рекомендуемым Базельским комитетом, и к нормативам, действующим в России. Ужесточение денежно-кредитной политики явилось важным фактором того, что, начиная с апреля 2000 г., произошла стабилизация рыночных котировок белорусского рубля, среднемесячные темпы девальвации которых не превышали 2 %.
Наиболее важным и положительным
результатом денежно-кредитной
Однако этот процесс оказал на экономику и негативное влияние: уменьшились оборотные средства субъектов хозяйствования, выросли неплатежи. Все это вызвало повышение цен на белорусскую продукцию. Как следствие – высокий темп инфляции – 6,3 % (прогноз – 4,5–5,5 %). Это самый высокий показатель по странам СНГ.
Не улучшалась ситуация и в 2001 г. По расчетам Национального банка, в 2000 г. инфляция “съела” более 350 млрд. руб. средств населения, субъектов хозяйствования и местных органов власти. Эти потери приходятся на наличные деньги в сумме свыше 100 млрд. руб. и депозиты (до востребования и срочные) - 250 млрд. руб. За вычетом начисленных процентных доходов по депозитам чистое обесценение денежных средств в национальной валюте составило не менее 235 млрд. руб., из которых примерно пятая часть приходится на деньги населения и около 73% - субъектов хозяйствования. К этому следует добавить, что денежные средства предприятий и организаций в реальном выражении в декабре 2000 г. относительно декабря 1999 г. сократились почти на 23%. Следовательно, увеличение номинального денежного предложения посредством кредитной эмиссии не только не дало должного эффекта, а, наоборот, через рост инфляции привело к снижению покупательной способности денежных средств субъектов хозяйствования. В этом же направлении действовали и кредиты, выданные предприятиям и организациям на погашение задолженности по заработной плате.