Денежная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить денежные реформы в целом и их сущность, типологию, условия проведения в Республике Беларусь. В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
- раскрыть сущность денег в экономике и денежного обращения;
- рассмотреть виды денежного обращения;
- определить, в чем заключается сущность денежных реформ;
- выявить причины, по которым обуславливается необходимость проведения денежных реформ;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1Сущность денежных реформ……………………………………………5
1.1 Понятие денежного обращения…………………………………………...5
1.2 Виды денежного обращения………………………………………………8
1.3 Понятие, цели и задачи денежных реформ……………………………..18
2 Особенности реформирования денежного обращения в
Республике Беларусь …………………………………………………………21
2.1 Становление денежной системы Республики Беларусь ……………….21
2.2 Эволюция реформирования денежного обращения в Беларуси
в период 1995-2000 гг………………………………………………………..24
2.3 Развитие денежного обращения в Республике Беларусь с 2001 года..27
3 Опыт зарубежных стран в проведении денежных реформ …………….34
3.1 Модели денежных реформ в странах с рыночной экономикой ……..34
3.2 Денежные реформы в постсоциалистических странах ……………….37
Заключение …………………………………………………………………...42
Список использованных источников ……………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

денежная реформа.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

Обобщая опыт стран СНГ по созданию собственной денежной системы и проведению на этой основе денежной реформы и структурной перестройки системы денежного обращения, можно прийти к таким выводам:

1. Наиболее последовательно и  интенсивно процесс образования  национальных систем валютно-денежных отношений развивался в странах Прибалтики. Своевременно была создана правовая основа функционирования собственной денежной системы, что разрешило без значительных социально-экономических потрясений провести денежную реформу и ввести в обращение национальную денежную единицу, а также осуществить меры по поддержке стабильности собственной валюты.

2. В 1992-1993 гг. были созданы денежные  системы в Киргизии, Украине, Молдове, Азейбарджане, Казахстане, Узбекистане. Проведения реформы и создания механизма функционирования национальной денежной единицы осуществлялось с большими потерями, но без конфискационных мероприятий, путем жесткой экономической политики.

3. В 1993 г. завершен процесс  внедрения в обращение собственной  денежной единицы в Российской Федерации, что носил характер денежной реформы. Это мероприятие значительно укрепило систему денежного обращения в России.

Необходимо указать, что оперативность  и последовательность в осуществлении  денежной реформы имеют решающее значение для финансовой стабилизации государства. Так, в вышеперечисленных странах уровень инфляции в 1994-1995 гг. оказался значительно ниже, чем в Беларуси, хотя спад производства был не меньше, а даже больше. Опыт проведения денежных рыночных реформ в странах СНГ и Беларуси показал значимость денежной реформы, необходимость своевременного ее проведения для создания механизма эффективного функционирования финансово-кредитной системы и экономики в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе исследования можно сделать  следующие выводы:

Денежная реформа – преобразование денежной системы, проводимое государством с целью укрепления национальной валюты, упорядочения, повышения стабилизации денежного обращения и эффективности экономики страны.

Целью денежной реформы является также  предоставление национальной валюте характера действительно единственного законного платежного средства и существенного повышения ее покупательной способности и конвертируемости.

Денежные реформы предусматривают  не только внедрение в обращение  новой денежной единицы, но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитных отношений.

Юридическая основа денежной системы  Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что  денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.  
Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением внешнеэкономических, если иное не предусмотрено законом.  
Достоинство (номинал), меры веса, изображение и другие характеристики национальной денежной единицы также определяется Национальным банком Республики Беларусь. На Национальный банк возложено обеспечение изготовления, хранения, обновления банкнот и монет.

В Беларуси длительное время производились эмиссии денежных средств среди стран СНГ. Не в полной мере от такой стратегии отказался Национальный банк и на современном этапе. Следствием такой политики являлась инфляция и девальвация национальной валюты. Кроме того, негативно влияет на инфляционные процессы политика государственного вмешательства в ценообразование. Регулируя ценообразование отдельных видов продукции нарушается соотношение спроса и предложения на данный товар и закладывается инфляционный потенциал. Эффективная организация системы денежного оборота в конкретной стране является залогом макроэкономической стабильности в целом.

На современном этапе Национальным банком производится жесткая денежно - кредитная политика по регулированию  денежной массы и денежной эмиссии, что привело к относительному снижению инфляционных процессов и девальвации национальной валюты, однако их темпы являются довольно высокими среди других-стран СНГ.

Анализ опыта проведения денежных реформ в странах Восточной Европы и СНГ разрешает сделать вывод, что денежная реформа есть по своей сути необходимым структурным элементом создания национального денежно-кредитного рынка с соответствующими институтами и структурами.

Проведения реформы разрешает  центральному банку осуществлять независимую  и действенную монетарную политику, осуществлять контроль по предложению денег и деятельностью банковской системы.

Необходимо также указать, что  проведения денежной реформы в условиях перехода к рынку заостряет целый  спектр социально-экономических противоречий в обществе и экономике, которая  определяет необходимость взаимосвязи экономических и административных рычагов государственного управления данным процессом.

Действенность реформы, ее влияние  на рыночные преобразования обуславливается  решительностью относительно срока  введения национальной валюты и правового обеспечения.

Особое внимание необходимо уделить  изучению социальных аспектов проведения реформы, ее справедливости и достаточной  прозрачности для всех граждан страны, а также созданию механизма социальной защиты население от ее возможных  отрицательных следствий.

 

Список  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андрианов, В.Д. Инфляция и методы ее регулирования / Владимир Дмитриевич Андрианов // Маркетинг. – 2011. - №3. – С.3-13.
  2. Вечерко Г. Каштанова Н. Инфляция: причины, факторы, последствия// Белорусский банковский бюллетень. –2012.–№ 2-с. 28-39
  3. Деньги, кредит, банки: учеб.для вузов / Г.И.Кравцова, Г.С.Кузьменко, О.И.Румянцева [и др.]; под ред. Г.И.Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 444с.
  4. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика. 2010.- 368 с.
  5. Криворотов,Д. Монетарная политика Республики Беларусь в контексте общемировых тенденций // Вестн.Ассоц.бел.банков. – 2012. – 1 марта (№8). – С.22-25.
  6. Крупнов, Ю.С. О функции денег как средства обращения / Ю.С.Крупнов // Бизнес и банки. – 2010. № 39 (октябрь). – С. 13-16
  7. Макроэкономика: учеб.пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям: 2-е изд., исправленное / Т.С.Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П.Зеньковой. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2009. – 380с.
  8. Максимова,К.В. Финансовый рынок Беларуси в январе-мае 2005г. / К.В.Максимова // Экономика. Финансы. Упр. – 2010. - №7. – С.108-111.
  9. Матюшевский,В.С. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь-сентябрь 2009г. и задачи банковской системы по их реализации в IV квартале 2009г.: доклад заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь В.С.Матюшевского на расширенном заседании Правления / В.С.Матюшевский // Банкаускi веснiк. – 2009. - №31 (лiстапад). – С.5-11.
  10. Михайлова,И.А. Стабилизация экономики Республики Беларусь в условиях мирового финансового кризиса / Ирина Александровна Михайлова, Оксана Игоревна Румянцева // Веснiк БДЭУ. – 2009. - №4. – С.89-93.
  11. Новиков, А.Н. Принципы и диалектика денежного регулирования // Бизнес и банки. – 2012. - №29 (июль). – С.1-3.
  12. Организация деятельности центрального банка: учеб.пособие для вузов / С.С.Ткачук, О.И.Румянцева, И.Н.Тищенко [и др.]; под ред. С.С.Ткачука, О.И.Румянцевой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – С.295.
  13. Пока Нацбанк на "якоре" инфляция – на привязи // Национальная экономическая газета. – 2012. – № 41
  14. Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь: в редакции постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.10.2003 №182, от 03.06.2005 №84, 14.07.2005 №102, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 13.01.2006 №10, Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2006 №234 // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2007. - №16. – С.7-37.
  15. Прокопович, И. Новые правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь / Инесса Прокопович // Главный бухгалтер. Банковская деятельность. – 2012. № 5. С.3-5.
  16. Рублев, И. Сфера наличного денежного обращения: совершенствование продолжается / Иван Рублев // Налоговый вестник. – 2012. - №5. – С.81-87.
  17. Сенько, В.Я. Об организации наличного денежного обращения: письмо Нацбанка РБ от 27.10.2009 № 28-20/259/ В.Я.Сенько // Главный бухгалтер. Транспорт. – 2010. - №4. – С.6.
  18. Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: Курс лекций. – Мн.: Мисанта, 2008. – 344 с.
  19. Тарасов В. Нацбанк готов к увеличению девальвации. //Белорусский рынок. – 2011. – № 31
  20. Тарасов В. Трансформация монетарной политики в переходной экономике Беларуси // Банковский вестник. – 2010. – № 1 (январь). – с. 4-6
  21. Шитов, А. Прием денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет / Андрей Шитов // Налоговый вестник. – 2010. - № 18 (сентябрь). – С.83-88.
  22. Унгур,Д. Развитие платежных систем и эволюция денежной теории / Дмитрий Унгур // Банкаускi веснiк. – 2010. - №34. – С.5-11.
  23. Януч И.О. Денежно-кредитная политика в условиях переходной экономики. Монография. - Киев: Атака, 2010. - 240с.

 

 

 


Информация о работе Денежная реформа