Денежное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:27, реферат

Краткое описание

Целью исследования является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной государства и практический анализ денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Денежно – кредитная  политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых  Центральным банком в целях регулирования  совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита  и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса»

Осуществляя эмиссию  и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары, продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.

В данной работе будут  рассмотрены принципы и цели кредитной  политики, ее инструменты и проблемы ее реализации.

Предметом и объектом исследования выступает денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.

Целью исследования является изучение теоретических аспектов денежно-кредитной  государства и практический анализ денежно-кредитной системы в Республике Беларусь.

В соответствии с поставленной целью сформировались определенные задачи исследования:

- теоретическое изучение  денежно-кредитной политики государства

- анализ денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь

- обзор основных направлений  совершенствования денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь.

Работа проведена с  использованием методов анализа, синтеза, сравнений и логических рассуждений.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.     

1. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ТИПЫ, И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ

 

1.1. Модели проведения кредитно-денежной политики: кейнсианский и монетарный подходы

 

Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Это — важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.

Денежно-кредитная политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной  системы с целью регулирования  хозяйственной конъюнктуры и  достижения стратегических целей экономического развития страны.

Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:

а) центральный банк страны и министерство финансов;

б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую  роль (обычно это сберегательный, инвестиционный и экспортно-импортный банк);

в) ассоциация (союз) коммерческих банков;

г) аналитические и  научные центры национальной банковской системы.

В денежно-кредитной политике есть смысл выделять два основных направления:

1) поддержание должного состояния самой денежно-кредитной сферы;

2) использование денежно-кредитной  сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных ее отраслей.

Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег).

В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная «Макроэкономика» выделяет:

а) поддержание долговременного  и устойчивого экономического роста  цивилизованными средствами;

б) достижение и сохранение на должном уровне склонности населения  к сбережениям в национальной банковской системе;

в) сохранение доверия  населения к национальной банковской системе;

г) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;

д) обеспечение устойчивого  платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.

Выделение главной цели и перечня стратегических задач  связано с том непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная сфера оказывает на основные макроэкономические показатели.

Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из состояния торгового и платежного баланса страны.

К тактическим задачам  денежно-кредитной политики следует  отнести поддержание на определенном уровне ставки рефинансирования (учетная ставка), уровня монетизации ВВП, сокращение удельного веса наличных денег. Специфические задачи обычно связаны с поддержанием валютного курса, с использованием валютных резервов и кредитованием отраслей национальной экономики. [4.с.256]

Объектами денежно-кредитной политики в самом общем виде выступают спрос и предложение денег.

Следует признать, что  воздействие монетарных рычагов  на состояние национальной экономики  обнаруживается лишь по истечении определенного периода времени. Поэтому ошибки, допущенные в регулировании денежно-кредитной сферы, всегда имеют необратимый характер.

Данное обстоятельство заставляет при планировании действий выстраивать систему целей денежно-кредитной  политики (см. рис. 1). Помимо стратегической цели необходимо выделять промежуточные цели, обеспечение которых более или менее гарантирует достижение в дальнейшем стратегических целей и решение в должном объеме стратегических задач экономического развития.

Рисунок 1.

Система целей современной  денежно- кредитной политики


   Операционные цели            Промежуточные цели           Стратегическая цель


 


 

 


  Решение оперативных           Решение тактических           Решение стратеги-

                 задач                                       задач                                ческих задач

 

 Источник [7.с.53]

В качестве таковых обычно выступают уже известные нам  денежные агрегаты из «семейства М». В  свою очередь для достижения промежуточных  целей подбирается другой набор переменных. Это так называемые операционные цели, которые более чутко реагируют на проводимую денежно-кредитную политику (взвешенные денежные агрегаты и т. д.).

Таким образом, достижение стратегической цели денежно-кредитной  политики предполагает комплексное решение промежуточных задач. Оперативный анализ степени достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень эффективности проводимой денежно-кредитной политики.

Критерием выбора промежуточных  и операционных целей выступает трудоемкость измерения соответствующего показателя, доступность экономической информации, а также предсказуемость их воздействия на стратегические цели экономического развития.

В реализации денежно-кредитной политики выделяются следующие этапы:

1) критическая оценка ситуации, конкретизация задач социально-экономического развития на предстоящий период;

2) подбор конкретных  инструментов денежно-кредитной  политики с учетом доминирующих  теоретических конструкций;

3) приведение в движение  избранных монетарных факторов воздействия, контроль за ситуацией в денежно-кредитной сфере;

4) передача воздействия  мобилизованных средств воздействия  или монетарных факторов (кредитование, инвестирование, изменение процентной  ставки и т. д.) на экономические процессы.

Кейнсианская политика дешевых и дорогих денег предполагает активное кредитно-денежное регулирование  экономики со стороны государства. Иной позиции придерживаются монетаристы, в большей мере полагаясь на рыночную самонастройку и считают активное вмешательство в экономику неэффективным.  Суть монетаризма можно свести к следующему (табл. 1.1).

  • При проведении денежно – кредитной политики используются инструменты, которые можно подразделить на прямые, косвенные и селективные.
  • К прямым относятся: лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента.
  • К косвенным относятся:
  1. Операции на открытом рынке
  1. Изменения норм обязательных резервов.
  2. Изменения в учетной ставке.

Селективные инструменты (или методы) регулируют отдельные виды кредита или условия кредитования определенных отраслей, крупных или мелких фирм и т.д. Как правило, это прямое ограничение размеров кредитов в тех или иных отраслях путем установления лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений или контроль за кредитами под залог  векселей, ценных бумаг. Иногда используется и просто увещевание, т.е. «дружеское убеждение».

Таблица 1.1

Сравнительная характеристика политики дешевых и дорогих денег

Политика дешевых  денег

Политика дорогих  денег

Направлена  против

Недоиспользования ресурсов, спада производства, увеличения безработицы

Растущей инфляции

Предполагает

Увеличение предложения  денег через:

-покупку государством  у банков и населения государственных  облигаций и твердой валюты (образование  лишних денег);

-уменьшение обязательной  нормы резервирования для коммерческих банков, чтобы они смогли увеличить свои кредитные ресурсы;

-понижение учетной  ставки, что также побуждает коммерческие  банки наращивать свои кредитные  возможности за счет заимствования  денежных средств у Центрального  банка.

Сокращение денежного  предложения посредством:

  • продажи государственных облигаций банкам и населению, а также твердой валюты, что обеспечивает «связывание» свободных денег;
  • увеличение обязательной нормы резервирования и повышения учетной ставки, что позволяет сократить кредитные возможности коммерческих банков.

В результате мер

Предложение кредитов растет, они становятся дешевыми и доступными:

-стимулируется увеличение  совокупных расходов и инвестиций;

-растет объем производства  и сокращается безработица.

Ссудный процент по кредитам растет, их доступность снижается;

Инвестиции и совокупные расходы сокращаются;

Спрос на товары и услуги падает, цены и инфляция снижаются.

Информация о работе Денежное регулирование