Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
 изучить сущность денежно-кредитной системы, её цели и инструменты;
 исследовать денежно-кредитную политику Республики Беларусь на различных этапах ее развития;
 обозначить пути совершенствования денежно кредитной политики Республики Беларусь
 определить взаимосвязь между денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой.

Содержание

Введение 7
1 Денежно-кредитная политика государства: определение, типы и инструменты проведения 7
1.1 Денежно – кредитная политика: сущность, цели и инструменты, модели проведения денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы 7
1.2 Взаимосвязь денежно – кредитной политики с бюджетно-налоговой и валютной политикой 20
1.3 Анализ денежно – кредитной политики, проводимой в Республике Беларусь на каждом из этапов её социально – экономического развития 24
1.4 Основные направления совершенствования денежно – кредитной политики в Республике Беларусь 30
2. Комплексное практическое задание. Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики с использованием модели IS-LM 34
2.1. Комплексное практическое задание
2.1.1 Система национальных счетов. 35
2.1.2 Расчет основных макроэкономических показателей. 37
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM 37
Заключение 55
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Kursovaya_makroek.docx

— 68.54 Кб (Скачать файл)

В 2011 г. многое было сделано для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов.

Среди наиболее значимых: выход на единый курс белорусского рубля, прекращение Национальным банком эмиссионного кредитования государственных проектов, повышение процентных ставок.

В результате удалось преломить негативные процессы в экономике и заложить основу для развития позитивных тенденций.

В 2011 г. совместными усилиями Правительства и Национального банка удалось существенно увеличить объем золотовалютных резервов. Однако объем обязательств, сформированный ранее и подлежащий исполнению в ближайшие годы, значителен.

В 2012 году усилия Национального банка были направлены на сохранение стабильности на валютном и финансовом рынках страны, снижение инфляции, поддержание уровня золотовалютных резервов государства. Обменный курс белорусского рубля был переведен в режим "управляемого плавания", и его формирование теперь происходит на основе спроса и предложения иностранной валюты на биржевых торгах, при ограниченном участии Национального банка.

В 2013 году Национальный банк Беларуси сохранил жесткую денежно-кредитную и монетарную политику, рыночные механизмы формирования курса национальной валюты, обеспечил дальнейшее снижение уровня инфляции.

Как видно из истории денежно-кредитной политики, денежная система в течение всего существования Беларуси как независимого государства находилась в неравновесном состоянии. Однако с переходом к единому валютному курсу белорусского рубля, осуществленным в 2000 г., в совокупности с ужесточением денежно-кредитной политики в 2001-2002 гг., сформировались благоприятные условия для достижения финансово-экономической стабильности и сбалансированности. Новые подходы к денежно-кредитному регулированию были выработаны и выполнялись в рамках реализации долгосрочной концепции развития банковской системы Республики Беларусь и ежегодно разрабатывавшихся национальным банком Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

 

1.4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Цель денежно-кредитной политики

В 2014 году денежно-кредитная политика сохраняет стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике как основы для экономического роста и сбалансированного развития экономики страны.

Целью денежно-кредитной политики, реализуемой совместно с мерами экономической политики, проводимой Правительством Республики Беларусь, является снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 процентов (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.).

 

Реализация денежно-кредитной политики

В 2014 году приоритетом процентной политики остается поддержание положительного уровня в реальном выражении процентных ставок в экономике, обеспечивающего привлекательность и сохранность сбережений в национальной валюте.

Ставка рефинансирования поддерживается на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. С учетом замедления инфляционных процессов ее среднегодовое значение в 2014 году сложится на уровне 14-16 процентов годовых.

Ставка рефинансирования является базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.

Операции Национального банка обеспечивают приближение процентной ставки однодневного рублевого межбанковского кредита к уровню ставки рефинансирования.

Национальный банк регулирует ликвидность в банковской системе посредством использования стандартных инструментов, обеспечивая достижение цели денежно-кредитной политики, поддержание устойчивости банковской системы и своевременное осуществление платежей. Сохраняются рыночные условия предоставления денежных средств банкам.

Обменный курс белорусского рубля формируется исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Для сглаживания резких колебаний курса Национальный банк продолжает проводить валютные интервенции в ограниченном объеме.

Международные резервные активы Республики Беларусь с учетом прогнозируемого улучшения состояния платежного баланса увеличатся за 2014 год на 0,2-0,5 млрд. долларов США.

 

Развитие банковской и платежной систем, финансового рынка

В 2014 году действия Национального банка направлены на повышение устойчивости банковского сектора, стимулирование банков к наращиванию их ресурсной базы и активному участию в развитии экономики, в том числе через поддержку экспорта.

Продолжится формирование условий для внедрения новых банковских технологий, повышения стандартов и качества банковских услуг и улучшения корпоративного управления в банках.

Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов регулирования деятельности банков и банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и надзорных процедур, остается использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной сфере. Осуществляется поэтапное внедрение новых международных стандартов капитала и ликвидности, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (Базель III).

Банковское кредитование осуществляется с учетом наращивания ресурсной базы банков и необходимости поддержания макроэкономической сбалансированности экономики. Объемы и источники финансирования государственных программ и мероприятий сбалансированы с ресурсными возможностями экономики. В целом требования банков к экономике в 2014 году выросли на 16-19 процентов.

В 2014 году продолжается формирование устойчивого и конкурентоспособного финансового рынка путем развития его инструментов и обеспечения их ликвидности и прозрачности, совершенствования инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.

Важным направлением развития финансового рынка является создание институциональной среды, содействующей привлечению долгосрочных инвестиций и формированию институтов, осуществляющих трансформацию внутренних сбережений в долгосрочные финансовые инструменты.

В 2014 году было обеспеченно эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы посредством совершенствования ее нормативной правовой базы, процедур надзора за платежной системой и повышения уровня надежности автоматизированной системы межбанковских расчетов на базе использования новейших информационных технологий.

Продолжается совершенствование системы безналичных расчетов по розничным платежам и увеличение объема операций, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов.

Международное сотрудничество

В 2014 году продолжается:

  • реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Таможенного союза и Единого экономического пространства, других государств-участников Содружества Независимых Государств, включая формирование и развитие договорно-правовой базы;
  • взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

 

Итогом реализации денежно-кредитной политики в 2014 году стало замедление инфляционных процессов, достижение макроэкономической и финансовой стабильности, что является основой устойчивого и сбалансированного развития экономики страны.

Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь

Наименование показателей

Прогноз на 1 января 2015 г.

Прирост международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда, млрд. долларов США

0,2–0,5

Среднегодовая ставка рефинансирования, в процентах годовых

14–16

Прирост требований банков к экономике, в процентах

16–19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Макроэкономическая роль государства определяется через проведение денежно-кредитной политики. Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы количество денег в экономике соответствовало повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса страны. Эту политику государство проводит через банковскую систему.

Денежно - кредитная политика, оказывает влияние на установление валютных курсов, определяет эффективность внешнеторговых операций, состояние платежного баланса государства. От эффективности проводимой центральным банком денежно-кредитной политики зависит функционирование национальной экономики. В периоды экономического кризиса и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов, т.е. увеличить совокупный спрос. И, наоборот, в период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег.

Однако денежно-кредитная политика может не только способствовать выходу из экономического кризиса, но и привести к ухудшению сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Только взвешенные решения, принимаемые на основании серьезного анализа сложившейся ситуации, дадут положительные результаты.

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Тарасов, В.И.Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: проблемы и перспективы./Финансы, учет, аудит. - 2010. – 72с.
  2. Деньги, кредит, банки: Учеб./ Г. И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, Е. И. Кравцов и др.; Под ред. Г. И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527 с.
  3. Головочев А.С., Экономическая теория. Практикум: учеб. пособие; под ред. А.С. Головачева - Мн.: Вышэйшая школа; 2008 г. - 446 с.
  4. Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело, денежно-кредитная политика. - М/Спб.,1993. - 348с./с. 251-262.
  5. Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны / Вопросы экономики. - 2009. - №4. - С. 67-77.
  6. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Пер с англ. Д. В. Виноградова под ред. М. Е. Дорошенко - М.: Аспект Пресс, 1999. - 820с./с. 407-409.
  7. Проблемы денежного обращения и факторы его оздоровления./В.Сенько, А.Сорокин//Банкаўскі веснік - 2010 - №31. - с.4-13.
  8. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 20011-2015 годы - Мн.: «Беларусь», 2011. - с.32-34.
  9. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 844 с.
  10. Новикова, И. В. Макроэкономика: учеб. для вузов / И.В. Новикова, Т.В. Максименко-Нарохвост, М. З. Ачаповская; под общ. ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 384 с.
  11. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - Экономикс: принципы, проблемы, политика/ Пер. 16-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 940с./с. 319-337. 
    Пищик, И. Пути развития платежной системы Беларуси до 2015 года / И.Пищик // Банковский вестник. - 2010.- № 10. - С. 64-69.
  12. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/ondkp/ - Дата доступа: 14.10.2014.
  13. Основные тенденции в экономики и денежно-кредитной сфера в Республике Беларусь// Аналитическое обозрение НБ РБ [Электронный ресурс]. - Минск, 2014. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/. - Дата доступа: 14.10.2014.
  14. Финансово-кредитная система Республики Беларусь // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Минск, 2014. - Режим доступа: http://www.pravo.by/StateLaw/financier.htm. Дата доступа: 16.10.2014.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь