Денежные реформы. Проблемы устойчивости денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
1) Анализ денежных реформ проведенных в России.
2) Определить проблемы и перспективы регулирования денежного обащения в РФ.
3) Проанализировать проблемы денежной политики России.
Задачи курсовой работы:
1) Проанализировать эффективность проведенных денежных реформ для экономики России.
2) Ознакомиться с законами денежного обращения.
3) Проанализировать проблемы денежной политики России.

Содержание

Введе-ние……………………..………………………………………….…3
Глава I. Денежные рефор-мы………………………………………………......5
1.1 Реформы РСФСР и СССР…………………..……………………..…...5
1.2 Реформы Российской Федерации. ………………………………..…16
Глава II. Денежное обращение ……………………………………………....20
2.1 Особенности денежного обращения………………………………..20
2.2 Регулирование обращения денег государством……………………25
2.3 Проблемы и перспективы регулирования денежного обращения в Российской Федерации………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………40
Список литературы…………………………………………………..…45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

- рост спроса  на деньги равнозначен росту  цен (при снижении влияния факторов  производства и увеличении издержек).

- оживление рынка  государственных бумаг часто  связано с необходимостью обслуживать внешний государственный долг за счет внутреннего. Это искажает перспективы нормального развития финансового рынка и денежного оборота страны.

- по мере развития межбанковского рынка принципиальное значение приобретает выявление сходства и различий биржевого и межбанковского денежного рынков с точки зрения воздействия регулирования на ликвидность банковской системы.

Вторая группа проблем регулирования денежного оборота ориентирована на формирование рыночной экономики и возможные нарушения в ходе ее создания. В этих условиях, при регулировании денежного оборота, важно определить связи (зависимости) важнейших денежных показателей и их поддержание: денежной массы и инфляции; скорости реакции экономики на сигналы денежных властей; использования инфляционного таргетирования; роста денежной массы за счет сдерживания роста денежной базы и денежного мультипликатора.

Спорные утверждения и неоднозначное поведение денежных властей вызывают различные оценки исследователей. В своих прогнозах денежные власти исходят из существования прямой зависимости между количеством денег и инфляцией (правильно ли говорить об излишней массе в обороте при обслуживании его значительной части суррогатами, взаимозачетами и сохранением значительной просроченной задолженности).

Денежные власти способны лишь временно сглаживать резкие колебания конъюнктуры, а не решать структурные проблемы экономики.

При эмиссии денег путем покупки иностранной валюты возникает фактор инфляции, экономика не готова воспринять излишек денег. Стерилизацию излишней денежной массы проводит центральный банк путем перевода банковской ликвидности на депозиты центрального банка, повышения экспортных пошлин на нефть, увеличения выплат из бюджета по внутреннему долгу, наращивания денежных средств на счетах правительства.

Меры денежных властей по ограничению кредита и повышению процентных ставок, уменьшению спроса на деньги также достаточно неадекватны сложившейся ситуации: устанавливаются ставки по операциям центрального банка, но не происходит регулирования ставки процента в экономике. Центральный банк выступает на открытом рынке ценных бумаг в роли продавца, а не покупателя (продажа облигаций повышает их доходность и ставку процента, сокращает банковскую ликвидность и кредиты, увеличивает государственный долг и обременяет федеральный бюджет, - в итоге тормозит экономический рост).

Третья группа проблем регулирования денежного оборота связана с характеристикой национальной экономики. Уровень монетизации экономики и пределы ее повышения требует внимания денежных властей к доле наличных денег в денежной массе и процессу долларизации экономики, которому подвержены многие страны с развивающейся экономикой (ориентация на диверсификацию валютной составляющей денежного и платежного оборотов). В России, при снижении доли бартера в денежных расчетах с 47 % до 19 % и ниже, уровень монетизации экономики остается Низким -16% (2001 г.), как и коэффициент денежного мультипликатора- (1-1,5).

Преждевременно утверждение о полном отсутствии условий для резкого увеличения темпа инфляции (рост экспорта и импортозамещения; ограничение платежеспособного спроса и экономического роста подтверждают необходимость постоянного внимания денежных властей к вопросам непредсказуемого роста инфляции и оптимизации функционирования денежного оборота).

В этих условиях необходимо обсуждение денежно - кредитной политики с учетом неопределенности развития экономики, стремления быстрее закрепить наметившееся ее поступательное движение при одновременной неуверенности возможности его обеспечения.

Регулирование денежного оборота направлено не только на сдерживание инфляционного процесса, но чаще на исправление деформации денежных отношений.

Состояние ликвидности национальной банковской системы (с учетом ее роста и возможных мер стерилизации) требует четкого определения источников расширения денежной базы, эффективного использования инструментов денежно - кредитной политики. При незрелости финансовых рынков обнажается факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением, что крайне неблагоприятно сказывается на эффективности регулирования денежного оборота. В плане ее усиления остается приоритетным выяснение устойчивости банковской системы путем повышения привлекательности национальной валюты как средства сбережения (это предусматривает, в частности, принятие законов о страховании вкладов населения).

Перед денежными властями встает проблема ответственности за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защиты национального производителя. Формирование способности адекватной реакции субъектов реального сектора во многом зависит от поведения денежных властей, их возможности увеличить денежное предложение. Уверенность денежных властей в правоте предпринимаемых действий приводит к деформации денежных отношений и слабой связи банков с реальным сектором экономики. Вторичность денежных отношений по отношению к материальному производству подстегивается приоритетом создания денежной массой только банками, главным образом - центральным банком.

Для урегулирования денежного оборота важна проблема финансовых разрывов при определении источников погашения государственного долга - за счет дополнительных доходов или привлечения средств от экспортно-импортной деятельности. Проблема рисков для действий центрального банка обусловлена возможностью появления конфликта интересов с Минфином в части погашения задолженности; а также с органами, регулирующими фондовый рынок. Формирование различных структур и подходов к реализации идеи поддержания отечественного производителя часто приводит к искажению и усилению рисков при регулировании денежного оборота. В российских условиях есть немало примеров конфликтов и искажений в процессе регулирования за последние годы, например - возбуждение дела против Банка России Министерством по антимонопольной политике по ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг (при выдаче лицензий на определенные виды деятельности), а также выборочный отзыв лицензий у банков - банкротов.

Проблема финансовых разрывов и высоких рисков подчеркивает необходимость соблюдения института независимости центрального банка, а также согласования и соподчинения интересов всех структур, участвующих в процессе регулирования денежного оборота.

В целях оздоровления финансового положения производственных предприятий и создания условий для роста инвестиционной активности, должны быть предприняты следующие меры по устранению узких мест и повышению эффективности системы государственного регулирования денежного обращения.

Во-первых, должны быть устранены основные причины демонетизации экономики. Для этого необходимо отказаться от необоснованной политики количественного регулирования денежной массы и перейти к регулированию ставки рефинансирования - с ее последовательным снижением до уровня, не превышающего норму рентабельности внутренне ориентированных секторов экономики. Уровень денежного предложения следует привести в соответствие со спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого, вместо эмиссии денег под прирост валютных резервов необходимо перейти к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. Это потребует от Центрального банка организации мониторинга платежеспособности крупных предприятий и обеспечения прозрачности его эмиссионной политики.

Во-вторых, необходимо приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии современного и нового ТУ, а также выполняющих важные социальные функции; преобразовав для этого Стабилизационный фонд в Бюджет развития и создав полноценные институты развития с механизмами их централизованного рефинансирования.

В-третьих, необходимо прекратить использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию Центральным банком облигаций и открытие им депозитных счетов коммерческим банкам. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации "избыточной" денежной массы.

В-четвертых, следует принять меры по защите отечественной банковской системы от поглощения зарубежными конкурентами, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами.

В-пятых, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы, резкому сокращению ее наличной составляющей. Для этого следует осуществить комплекс мер по электронизации платежей и расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Опыт денежных реформ в России подтверждает, что основными требуемыми предпосылками их успешного проведения являются: рост производства, бездефицитность бюджета и наличие золотовалютных резервов.

Все денежные реформы в истории России предусматривали введение новых денежных знаков, но вплоть до XXI века устойчивыми оказывались только те, которые были обеспечены золотом или серебром.

Процесс становления зрелой денежной системы в России был прерван Октябрьской революцией 1917 года и последующей гражданской войной.

В 1922-1924 годах Россия сделала попытку вернуться к золотым монетам и разменным на золото банкнотам. Нормализовать денежное обращение в стране удалось после проведения двух денежных реформ – деноминаций. В результате изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. В СССР была введена золотодевизная форма золотого стандарта.

Денежная система, сформировавшаяся в СССР после кредитной реформы 1930-1932 годов, была полностью оторвана от мирового рынка. Советские денежные знаки не только не обменивались на золото, но и не служили по отношению к нему ни средством обращения, ни платежным средством.

Дальнейшие реформы в СССР имели вид деноминаций, хотя развивалась страна вполне устойчиво, благодаря чему реформы и прошли успешно.

Развал СССР ознаменовался огромной инфляцией, которую пытались устранить рядом конфискационных денежных реформ, но, как сказал В. Черномырдин, «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Пройдя множество испытаний, включая дефолт, современный вид денежная система приобрела в результате деноминации 1998 года, и вполне успешно существует по сей день.

В ходе анализа денежного обращения, было дано полное и точное определение понятия «Денежное обращение». Так же были рассмотрены особенности денежного обращения. Денежный оборот страны равен сумме всех платежей, совершаемых тремя субъектами в наличной и безналичной формах за определенный период. Деньги осуществляют обмен стоимости ВВП и НД, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп. Началу движения денег предшествует концентрация их y субъектов (в кошельках населения, кассах юридических лиц, на счетах в кредитных организациях, в казне государства) и возникновение необходимой потребности у них в деньгах.

Объективной необходимостью для экономики является регулирование денежного обращения. Оно включает: определение объёма денежной массы на данный период; направление потоков денежной массы c учётом решения задач в области общественного производства; меры по поддержанию устойчивости денежного обращения и повышению покупательской способности денег.

Существует 4 варианта целенаправленного действия государства: прямое воздействие на динамику производства и выпуска на рынок товара; снижение или увеличение скорости обращения денег; сокращение или увеличение денежной массы; директивное увеличение денежной массы.

Для оценки эффективности управления денежным обращением существует алгоритм оценки эффективности, состоящий из нескольких этапов. Проведенный анализ проблем управления денежным обращением в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что совершенствование управления денежным обращением должно быть направлено на решение задач стратегического и текущего управления денежным обращением в рамках следующих направлений.

Попытки использования классических рычагов макроэкономического регулирования или не приводят ни к каким результатам, или требуют несоразмерно резких мер для получения эффекта, который, в конце концов оказывается невелик. Доля банковских кредитов корпоративным заемщикам составляет сейчас в российской экономике 12 процентов от объема ВВП, в то время как в развитых странах Запада и в Японии эта величина составляет 60 - 120 процентов от ВВП. Но даже приведенная цифра не отражает реальной ситуации. В тех случаях, когда предприятия используют в своих расчетах живые рубли (например, алюминиевая отрасль и некоторые металлургические комбинаты), речь идет о замкнутом кредитно-финансовом цикле.

В ходе изучения денежного обращения были выявлены проблемы его регулирования. К ним относятся: неуправляемость национальной валюты; ориентированность на формирование рыночной экономики и возможные нарушения ее в ходе создания; предел монетизации экономики требует внимания денежных властей к доле наличных денег в денежной массе и процессу долларизации экономики, которому подвержены многие страны с развивающейся экономикой.

Информация о работе Денежные реформы. Проблемы устойчивости денежного обращения