Денежный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенности функционирования денег и денежного рынка РФ.
Для решения поставленной цели, решаются следующие задачи:
− исследовать историю развития денег как экономической категории;
− рассмотреть функции денег;
− рассмотреть определения категории «денежного рынка»;
− рассмотреть структуру денежного рынка;
− проанализировать роль государства на денежном рынке.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, структура и участники денежного рынка 6
2. Государственное регулирование денежного рынка 14
3. Функционирование денежного рынка в РФ: проблемы и тенденции 21
Заключение 29
Приложения 35

Вложенные файлы: 1 файл

денежный рынок 141210.doc

— 566.00 Кб (Скачать файл)

Для исследования механизма  функционирования денежного рынка  большое значение имеет его структуризация. Вычленение отдельно взятых сегментов  рынка возможно осуществить по нескольким критериям [26, с. 131]:

  • по видам инструментов, какие используются для перемещения денег от продавцов к покупателям;
  • по институционным особенностям денежных потоков;
  • по экономическим назначениям денежных средств, какие покупаются на рынке.

По первому критерию в денежном рынке можно выделить три сегмента: рынок ссудных обязательств, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Хотя в организационно-правовом аспекте данные рынки функционируют самостоятельно, между ними существует тесная внутренняя связь. Денежные средства могут свободно перемещаться с одного рынка на другого, одни и те же субъекты способны осуществлять операции практически одновременно на каждом из них.

По институционным признакам  денежных потоков можно выделить такие секторы денежного рынка: фондовый рынок, рынок банковских кредитов, рынок услуг небанковских финансово-кредитных учреждений.

На фондовом рынке  осуществляется перемещение небанковкого ссудного капитала, который приводится в движение с помощью фондовых ценностей (акций, средне- и долгосрочных облигаций, бондов, остальных финансовых инструментов продолжительного действия). Значение этого рынка состоит в том, что он открывает большие возможности для финансирования инвестиций в экономику.

В последнее время  широко начали развиться фонды денежного  рынка, очень популярные на Западе, где по размерам активов они занимают второе место после фондов акций. В России же ПИФы денежного рынка появились сравнительно недавно, но уже сейчас они привлекают к себе большое внимание.

На денежных рынках продаются  и покупаются краткосрочные ценные бумаги. Инструментами денежного рынка являются: государственные ценные бумаги, краткосрочные ценные бумаги предприятий (коммерческие бумаги) и банков, соглашения об обратной покупке (REPO), банковские депозиты. Инструменты денежного рынка имеют срок погашения не более года [14, с. 121].

Таким образом, инвестиции в фонды денежного рынка являются краткосрочными инвестициями и относятся  к вложениям с наиболее низким уровнем риска. По показателям доходности и риска подобные вложения тяготеют к типу консервативных стратегий и главной целью имеют сохранение имеющегося капитала от инфляции и получение небольшой, но относительно постоянной прибыли. Входя в состав инвестиционного портфеля, такие инвестиции помогают сглаживать колебания более рискованных активов.

Помимо частных инвесторов, интерес к фондам денежного рынка  проявляют и институциональные  инвесторы – НПФ (негосударственные  пенсионные фонды), страховые компании и др. Их внимание объясняется с  одной стороны потребностью в инвестировании привлеченных средств, а с другой стороны необходимостью быстро превратить инвестиции в деньги в случае, если потребуется произвести выплаты клиентам.

Иногда управляющие  компании используют фонды денежного  рынка не для извлечения прибыли, а для выхода клиентов в деньги без вывода средств из семейства фондов. Пайщики могут перейти в этот фонд в случае, если ожидают падения рынка и хотят переждать падение в деньгах, чтобы потом опять зайти в паи.

Рассмотрение теоретического аспекта и структуры денежного рынка как экономического понятия подтверждает необходимость и актуальность рассмотрения и углубленного изучения данной темы. В любом государстве существует определенная денежная система, которая характеризуется своими отличительными чертами и особенностями в силу ряда объективных факторов.

Среди таких объективных  факторов можно упомянуть исторические традиции, сложившийся экономический  уклад, роль государства в мировой  экономике в зависимости от развитости определенных сегментов экономики государства и даже географических факторов.

Проведя изучение и анализ денежной системы России, можно сделать вывод о том, что уровень развития денежных взаимоотношения между участниками денежного рынка является важными и значимым аспектом экономики, так как денежные отношения являются отражением развитости страны в целом.

Поэтому построение гармоничных  взаимоотношений между всеми  участниками денежного рынка  РФ, основанных на коммерческой основе и свободном рыночном подходе, при  условии всемерной поддержки со стороны государства отдельных участников рынка позволит дать дополнительный толчок к прогрессивному росту экономики страны в целом и каждого участника денежного рынка в отдельности.

 

  1. Государственное регулирование денежного рынка

 

 

Важную роль в развитии институциональной среды выполняет государство. Это уникальный субъект, участвующий в создании и развитии банковского сектора, инфраструктуры денежного рынка, формирующий законодательные «правила игры» между участниками рынка, регулирующий институты и организации, действующие на рынке, в первую очередь банковскую систему, проводящий надлежащий контроль и надзор за деятельностью субъектов и посредников рынка. Государство выступает как агент на финансовых рынках, участвует в рыночных операциях, принимает решения, влияющие на конъюнктуру денежного рынка, регулирует денежный спрос и предложение. Государство регулирует денежную массу и банковскую ликвидность через разработку и реализацию денежно-кредитной политики. Денежно-кредитное регулирование воздействует на функционирование денежного рынка через достижение намеченных целей, включая разнообразные инструменты воздействия [22, с. 33].

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Его статус и значение закреплены законодательно Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная задача ЦБ – это защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие банковской системы и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Тем самым ЦБ стремится  обеспечить максимально благоприятные  условия для экономического роста, преследует конкретные цели: регулирование  темпов роста, смягчение циклических  колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

ЦБ имеет в своем  арсенале ряд инструментов, которые  закреплены законодательно. Основными  инструментами и методами денежно-кредитной  политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; эмиссия облигаций от своего имени.

Перечисленный инструментарий уже известен в мировой практике, Банк России не изобретает новые виды, но существуют определенные особенности  и проблемы в их применении, исходя из специфики российского денежного  рынка, экономической среды, особенностей становления и формирования рыночной банковской инфраструктуры. Это накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики.

Рассмотрим некоторые  из основных методов регулирования.

В январе-сентябре 2009 г. состояние денежной сферы и динамика денежно-кредитных показателей определялись как последствиями мирового финансово-экономического кризиса, так и мерами по их преодолению.

За III квартал 2009 г. денежная масса М2 увеличилась на 3,7% (за III квартал 2008 г. — на 0,9%), а за 9 месяцев 2009 г. ее прирост составил 1,2% (за 9 месяцев 2008 г. — 8,3%). Объем денежной массы М2 на 1.10.2009 сократился по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 5% (на 1.10.2008 годовой темп ее прироста составлял 25,1%). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило уменьшение за 9 месяцев 2009 г. рублевой денежной массы в реальном выражении на 6,4% (за 9 месяцев 2008 г. — на 2,1%) [40].

ЦБ для снижения уровня инфляции регулирует размер денежной массы. Это регулирование может осуществляться посредством изменения ставки рефинансирования, операций на открытом рынке и изменении нормы обязательных резервов.

Под рефинансированием  понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Выступая в качестве кредитора последней инстанции, Банк России обеспечивает ликвидность банковской системы.

Ставка рефинансирования оказывает существенное влияние  на отечественную экономику через  сигнальный эффект:

служит ориентиром для процентных ставок по банковским кредитам частному сектору;

влияет на процентные ставки по банковским депозитам.

Банковская система  рефинансируется в основном через  операции с валютой, основной источник рублевой эмиссии – это продажа  валюты. Кроме того, число механизмов рефинансирования ограничено узким кругом инструментов, принимаемых в залог. Банк России пытается разнообразить механизмы рефинансирования через предложение рынку аукционов по рефинансированию (в виде аукционов РЕПО на один день, «валютный своп», кредиты «овернайт»), был расширен перечень активов, принимаемых Банком России в обеспечение по кредитам ЦБ РФ и операциям прямого РЕПО. Со стороны ЦБ РФ это была попытка приучить рынок к пониманию процентной ставки. Так как операции проводятся, то можно предположить, что процентная ставка начинает постепенно работать.

ЦБ РФ может использовать дифференцированную ставку рефинансирования для оживления кредитования реального  сектора экономики, развития рыночной инфраструктуры. Этот способ оживит ценовой механизм рефинансирования для целей инвестирования экономики. Причем данная мера должна быть направлена на поддержку средних по размерам банков и контролем Банка России за выполнением условий, обеспечивающих дифференциацию ставки рефинансирования.

В России ставка рефинансирования неоднократно менялась. В периоды  кризисов и высокой инфляции она  повышалась, в годы экономического роста и укрепления банковского  сектора она понижалась. Вот и  сейчас мы видим рост ставки рефинансирования с целью сдерживания инфляции. Общий объем операций по различным видам кредитования представлен в таблице 2.1.

 

 

Таблица 2.1

Общий объем кредитования Банка России (в млн.руб.) [40]

Год

Объем предоставленных  внутридневных кредитов

Объем предоставленных кредитов овернайт

Объем предоставленных  ломбардных кредитов

Объем предоставленных  других кредитов

1

2

3

4

5

2004 г.

3 051 870,50

30 262,70

4 540,80

2005 г.

6 014 025,00

30 792,00

1 359,00

2006 г.

11 270 967,50

47 023,50

6 121,40

2007 г.

13 499 628,10

133 275,90

24 154,50

32 764,50

2008 г.

17 324 352,80

230 236,10

212 677,60

445 526,20

2009 г.

18 737 051,40

250 863,10

264 094,40

2 082 451,00


 

 

Из таблицы мы видим, что в условиях современного кризиса, банки кредитуется под залог  ценных бумаг (ломбардные кредиты). В основном это облигации РФ (65,4%) и корпоративные облигации (24,8%).

Использование государственных, корпоративных и муниципальных  облигаций значительно повышает эффективность рефинансирования и  способствует притоку ресурсов в различные отрасли и регионы.

Тем не менее, расширяя кредитование, механизмы рефинансирования, Банк России может более гибко и оперативно воздействовать на ликвидность в  экономике, а также на достижение долгосрочных целей, связанных с  экономическим ростом и развитием производства.

Следующий действенный  способ – это изменение нормы  обязательных резервов. Обязательные резервы призваны служить гарантом того, что коммерческий банк расплатится по своим обязательствам, они призваны обеспечить ликвидность банка в случае его неблагополучного состояния. Эти средства лежат на счетах в ЦБ. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Другие регуляторы пока недостаточно сильны, например, ставка рефинансирования (составляет 13% годовых), расширение списка бумаг, под обеспечение которых банки могут получать средства ЦБ (однако не допускается их использование в операциях РЕПО). Поэтому Банк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативы резервирования. Например, летом 2007 года, когда произошла ситуация резкого сжатия денежного предложения, ЦБ РФ еще раз снизил норматив обязательного резервирования до 3,5% по обязательствам перед резидентами РФ. С целью сдержания инфляции и сокращения денежной массы Банк России повысил норму в сентябре 2008 г. до 8,5 %. В условиях финансовго кризиса, недостатка наличности Банк России снижает процентную ставку до 2,5 %.

Далее рассмотрим операции на открытом рынке. После августовского кризиса 1998 года Банк России пользоваться данным инструментом не мог, так как рынок ГКО-ОФЗ практически прекратил свое существование. Современная система инструментов Банка России на открытом рынке, существует недавно. Многие из них действуют с конца 2002 года, и ЦБ РФ нарабатывает опыт по их использованию. Прямые операции с государственными ценными бумагами являются наиболее действенным инструментом. Хотя каждый регулятор вносит свою лепту в процесс денежно-кредитного регулирования. Операции РЕПО – это наиболее оперативный и гибкий краткосрочный инструмент, он позволяет оперативно регулировать лишь уровень ликвидности банковской системы, не затрагивая напрямую уровня процентных ставок. Так, «объем средств, предоставленных в 2008 году банковскому сектору посредством операций РЕПО, был в 1,8 раза выше, чем в 2007 году (594 и 331 млрд. руб. соответственно). Развитие операций РЕПО позволяет преодолевать одну из наиболее болезненных диспропорций российского финансового рынка – между краткосрочностью свободных финансовых ресурсов и долгосрочностью государственных ценных бумаг. На наш взгляд, Банк России должен активнее пользоваться данным регулятором. В перспективе возможно удлинение сроков операций РЕПО и расширение состава участников операций (сейчас это дилеры и инвесторы – юридические лица). Операции обратного модифицированного РЕПО отличают техническая простота в применении и оперативность. Привлечение денежных средств происходит в размере 100% от текущей рыночной стоимости обеспечения.

Информация о работе Денежный рынок