Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) рыночный механизм распределения и дифференциации доходов;
2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) социальная политика государства.

Содержание

Введение.
1. Рыночный механизм распределения и дифференциации доходов.
2. Дифференциация доходов и проблема бедности в России.
2.1. Распределение доходов.
2.2. Причины дифференциации доходов.
2.3. Критерии дифференциации доходов.
3. Социальная политика государства.
3.1 Происхождение и сущность социальной политики государства.
3.2 Функции и методы социальной политики.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая алина.docx

— 50.52 Кб (Скачать файл)

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный  доход; социально защищать население  от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных  программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1. защита уровня жизни  путем введения разных форм  компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2.  обеспечение помощи самым бедным семьям;

3. выдача помощи на случай безработицы;

4. обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5. развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Социальные трансферты –  это система мер денежной или  натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной  деятельности в настоящее время  или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.  Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы в странах с  рыночной экономикой является определение  гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы). Например, минимальная почасовая оплата труда  в США с 1997 г. составляет 5,15 доллара, в Великобритании – 3,60 фунтов стерлингов.

Именно исходя из минимальных  размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 года также  действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). На конец 1999 года он составлял 83 руб. 49 коп. Для всех налогоплательщиков с 1 января 2009 года МРОТ повышен до 4330 руб.

Данный Размер МРОТ применяется  исключительно для регулирования  оплаты труда, а также для определения  размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.

Особое значение имеет  проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С  этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Всесторонняя система  индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий  через коллективный договор. Система  индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых  низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В большинстве промышленно  развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного  населения (например, в США – на чуть более 10% наемных работников, тогда  как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания  уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и  пособия. Для всех остальных категорий  занятого населения государство  регулирует только размер минимальной заработной платы.

Важным направлением в  социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных  пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологическийминимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

В основе применяемого в  России с 1997 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов  питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых  для мужчины трудоспособного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Анализ изменений в  уровне жизни населения России в  последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства  населения блокирует ее экономическое  развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 Социальное государство  обязано проводить активную государственную  социальную политику, направленную  на обеспечение своим гражданам  важнейших социальных прав, к  которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.

 В этой связи важнейшее  теоретическое и практическое  значение приобретает разработка  и реализация государственной  политики по профилактике и  сокращению бедности в современной России.

 Массовая бедность  населения и чрезмерная поляризация  общества оказывают негативное  влияние на экономическое развитие  России, противоречат созданию институтов социального государства.

 Усиление неравенства  и нищеты препятствует развитию  внутреннего рынка России, формированию  среднего класса, т.е. платежеспособного  большинства населения. Здоровый  и устойчивый рост экономики  не может опираться только  на богатое и сверхбогатое  население в условиях массовой бедности.

 Главным фактором, определяющим  высокий уровень бедности в  России, является низкий уровень  заработной платы, не обеспечивающий  реализацию воспроизводственной  и стимулирующей функций оплаты  труда. Сегодня даже средняя  заработная плата не обеспечивает  нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. По оценке Н.М. Римашевской различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10—15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами.[22;12]

 Отсутствие нормальных  экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала.

 Обесценение труда  понижает экономическую ответственность  работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда.

 Несмотря на предпринимаемые  усилия, хронической остается проблема  задолженности по заработной  плате, которая обостряется при  каждом повышении минимальных размеров оплаты труда.

 Низкая оплата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам.

 Именно бедность определяет  ограниченность доступа значительной  части населения нашей страны  к ресурсам развития: высокооплачиваемой  работе, качественным услугам образования  и здравоохранения, возможности  успешной социализации детей и молодежи.

 Низкий уровень доходов  значительной части семей в  сочетании с чрезмерной поляризацией  доходов обусловливают социальный  разлом общества, вызывают социальную  напряженность, препятствует успешному  развитию страны, определяют демографический  кризис и кризисные процессы  в семье и обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Попов А.И. Экономическая теория. - СПб.:Питер,2001.-с.274.
  2. П.Г. Ермишин  Основы экономической теории.
  3. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е. А. - Киров.: Издательство АСА, 1997.-с.445-446.
  4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая Теория. М., 1999, с. 420. 16.Федеральная служба занятости РФ. Мониторинг регистрируемой безработицы январь-июнь 2003. М., 2003, с. 10.
  5. Аналитический вестник. №20. М., 2003. 14.Роик В.Д. проблемы бедности в бюджетном процессе. // Аналитический вестник. №20. М., 2003.
  6. Кислицына О.А. Неравенство доходов в России в переходный период: научн. докл. / О.А. Кислицына. – М., 2003. – 79 с.

Информация о работе Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства