Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 10:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение дифференциации доходов населения и макроэкономических инструментов их увеличения. Из данной цели вытекают следующие задачи: рассмотреть такие понятия как доход, дифференциация доходов населения, изучить причины ее возникновения и ее последствия. Также необходимо рассмотреть понятие бедности и методы ее определения.
Введение
Глава 1. Понятие и проблемы дифференциации доходов
1.1 Понятие дохода, дифференциация доходов, ее причины и последствия
1.2. Проблема бедности и методы ее определения
Глава 2. Особенности дифференциации доходов населения в России
2.1 Дифференциация населения по доходам
2.2 Социальные выплаты населению в России
Глава 3. Социальная политика как макроэкономический инструмент увеличения доходов населения
3.1 Проблемы социальной политики
3.2 Социальная политика как метод регулирования дифференциации доходов населения
Заключение
Список использованной литературы
2
Матери, не подлежащие обязательному социальному страхованию.
1500 руб.. на первого ребенка; 3000 рублей на второго и последующих детей с 01.01.2007 года
Федеральный закон от 19.05.1995№81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции ФЗ от 05.12.2006 № 207)
3
Отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию.
1500 руб. на первого ребенка; 3000 руб. на второго и последующих детей с 01.01.2007 года.
Федеральный закон от 19.05.1995№81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции ФЗ от 05.12.2006 № 207)
Все данной таблице выплаты производятся из федерального бюджета.
Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.
Глава 3. Социальная политика как макроэкономический инструмент увеличения доходов населения
3.1 Проблемы социальной политики
Социальная защита населения осуществляется через механизм перераспределения доходов. С неравенством тесно связана проблема бедности. Это относительное понятие, определяется через введение черты бедности. Впервые механизмы социальной защиты созданы в Германии в 1883 году Бисмарком. Государство выделяет деньги на программы, в т. ч. и по борьбе с бедностью:
· трансфертные платежи - пособия по безработице, пенсии малообеспеченным слоям населения;
· регулирование цен на социально значимую продукцию (медицинские препараты);
· индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом уровне инфляции;
· обязательный минимум заработной платы;
· прогрессивное налогообложение.
Государственная поддержка малоимущих - это попытка сделать справедливым рыночное распределение доходов. Но возникает вопрос, справедливо ли рыночное распределение? Оно экономически эффективно, т.к. дифференцирует участников производства, иначе нет заинтересованности в работе ни у бедных - поддержит государство, ни у богатых - все равно отнимут. Неравенство в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается имущественной дифференциацией.
Выбор между равенством и неравенством доходов - это выбор между несправедливой экономической эффективностью и неэффективной социальной справедливостью
Оптимальное соотношение между эффективностью и равенством - трудноразрешимая проблема социальной политики.
В экономической науке сложились следующие взгляды на социальную справедливость:
1. Эгалитарный (уравнительный), в соответствии с которым все получают поровну.
2. Роулсианский (Дж. Роулс), при котором максимизируется полезность наименее обеспеченных слоев населения.
3. Утилитарный (И. Бентам, англ. экономист), по которому должна максимизироваться общая полезность всех членов общества: «обеспечение счастья для возможно большего числа людей - главная функция государства».
4. Рыночный, в соответствии с которым признается справедливым рыночное распределение.
Существенное влияние на снижение доходов оказывает инфляция. Она ведет к сокращению робертсонианского лага (интервала времени между воздействием и его эффектом), в частности, лага потребления, т.е. промежутка времени между получением дохода и намерением произвести покупку. Лаговую функцию потребления анализировал М. Фридмен. Сокращение этого лага обусловлено инфляционными ожиданиями, которые побуждают население к осуществлению покупок, либо финансовым сбережениям.
Таким образом, формирующиеся в обществе доходы являются вторым полюсом равновесного состояния экономики, первый из которых - предложение конечных продуктов. Способ распределения доходов, их общий уровень вводят еще дополнительные условия в модель равновесия спроса и предложения Вальраса - так называемый Парето-оптимум. В. Парето доказал, что равновесие лишь тогда существует, когда устанавливается не только равновесие спроса и предложения, но и равновесное благосостояние участников рыночных отношений. Это идеал рынка, в котором не только сбалансирован обмен, но и растет благосостояние всех его участников. Оптимум Парето или его критерий благосостояния гласит: любое изменение, которое никому не повредит и улучшит положение некоторых, следует рассматривать как общее улучшение. Но в реальной практике материальной формы оптимума Парето нет.
Регулирование доходов осуществляется через перераспределительный механизм, создаваемый государством:
· налоги с больших доходов;
· трансферты для малоимущих.
Итак, трансформация механизма распределения доходов в рыночной экономике обусловливает существенное углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов. Это обусловливает негативное влияние глубокой дифференциации на формирующуюся в обществе институциональную структуру.
3.2 Социальная политика как метод регулирования дифференциации доходов населения
Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому необходима социально ориентированная экономика, ставящая на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.
Социальная политика, изначально сформировавшись для регулирования социальных отношений в рамках капиталистической системы, для поддержки членов общества, неспособных самостоятельно обеспечить себе источник приемлемого существования. Практически социальная политика по своему содержанию приравнивалась, к общественному вспомоществованию.
На современном этане происходят серьезные изменения, как в содержании социальной политики, так и в расширении объектов ее влияния. Ее действие уже не ограничивается отдельными категориями населения (трудящимися, нетрудоспособными).
В качестве прямого объекта влияния социальной политики начинают выступать жизненные условия почти всех демографических и социальных категорий. Социальная политика вышла за пределы корректировки негативных последствий экономического развития. Она сосредоточивается на профилактике и позитивном совершенствовании экономической системы. Значительное место занимает не только перераспределение доходов, но и реализация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирования занятости, заработной платы и т.д. (Рис. 2).
Рис. 2. Модель перераспределения доходов.
В данной модели:
С - расходы домохозяйств на потребление;
S - сбережения домохозяйств;
I - инвестиции;
G - государственные расходы;
Те - косвенные налоги; Td - прямые налоги;
У - национальный доход;
В - трансферты.
Иными словами, с помощью социальной политики государство стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качестве, продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений и т.д. Особенностью социальной политики является жесткая взаимосвязь отдельных ее направлений.
Среди основных направлений современной социальной политики можно выделить следующие:
1. Создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника.
2. Прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения.
3. Развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры.
Важнейшее направление социальной политики рассчитано на экономически активное население, которое получает трудовое вознаграждение в виде заработной платы. Социальная политика в данном случае способствует созданию нормальных условий для оптимального использования труда на производстве, предотвращению вырождения и деградации работников.
Этот аспект социальной политики проявляется в установлении минимальной заработной платы во всей экономике и определении основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях (политика заработной платы). Задачами социальной политики также являются поддержание уровня и структуры занятости (политика занятости), законодательное определение условий труда на производстве и его охраны и т.д. Таким образом, социальная политика активно участвует в формировании источников удовлетворения потребностей работников.
Социальное обеспечение и социальная защита. Следующее направление социальной политики - это прямая поддержка доходов населения через систему социального обеспечения. Государство непосредственно определяет денежные доходы нетрудоспособного населения, формирует их и предоставляет гражданам путем проведения социальной политики в результате перераспределения доходов общества. Таким образом уменьшаются масштабы социального неравенства, порождаемого при первичном распределении доходов, а также формируются финансовые средства, предназначенные для социальной защиты населения
Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость, предоставления медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
Доля и абсолютные размеры расходов на социальную защиту зависят от возможностей экономики и социально-политической системы страны.
Важным вопросом является источник финансирования социальных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В странах с развитой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.
Каждая страна осуществляет социальную политику по-разному. В США всемерно поощряется предпринимательская активность. Это считается эффективней, чем увеличение выплат из госбюджета, приводящих к росту желающих их получить. Однако для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни. В США существуют две формы социального обеспечения: государственная и частная. Государство отвечает за поддержание минимального уровня помощи, за ее высокую доступность.
Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования. Основная часть выплат государственного социального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь.
Государственное вспомоществование осуществляется по следующим направлениям:
* программы специальной помощи в денежной форме престарелым, инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми;
* пособия в натуральной форме: продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, специальное питание для беременных и матерей с детьми, продовольствие престарелым, медицинское обслуживание, жилищное пособие, ссуды студентам.
Социальное страхование служит не только гарантией поддержания определенного уровня жизни при прекращении трудовой деятельности, но и создает уверенность в завтрашнем дне, поддерживает социальную стабильность.
Система государственного вспомоществования призвана прямо в какой-то степени нейтрализовать проблему неравенства, ведь речь идет о неработающих инвалидах с детства, пенсионерах, получающих минимальную пенсию по старости, безработных, многодетных семьях.
Широко распространены системы частного социального страхования по болезни. Например, система «Голубой крест» в США. Великобритания и Скандинавские страны ушли дальше. В Великобритании существует программа социального обеспечения «от колыбели до могилы», по которой предоставляется семье помощь при рождении ребенка, регулярные пособия, выплачиваемые при наступлении совершеннолетия; в течение всей жизни предоставляется практически бесплатная медицинская помощь. Граждане по этой программе получают денежное пособие в случае безработицы, болезни, ухода на пенсию, похорон.
Социальная политика государства не ограничивается формированием денежных доходов нетрудоспособных. На государство возлагается ответственность за обеспечение доступа к социальным услугам всех слоев населения. В этой сфере проявляется специфика потребностей, которые государство призвано удовлетворять. Это потребности, в общем, и специальном образовании, медицинском обслуживании, жилье и т.д. Эти потребности связаны с обеспечением качества жизни человека. Основу потребления такого рода составляет прямое предоставление услуг потребителю вне связи с его денежным доходом. Необходимо учесть, что система социального обеспечения, как инструмент социальной политики, предоставляет социальные пособия и услуги в минимальных рамках. Всякая возможность выхода за эти рамки, потребление социальных услуг с относительно более высокими количественными и качественными характеристиками определяется величиной индивидуального дохода, реализуемого па рынке социальных услуг.
Российское государство должно создать своим гражданам условия для достойной жизни. Это потребует изменения существующей схемы финансирования социальной политики, где главенствует остаточный принцип. Тесная увязка уровня социальной поддержки населения с состоянием государственных финансов приводит к тому, что размеры многих социальных пособий не соответствуют прожиточному минимуму населения. Понятие минимальной заработной платы вообще утратило всякий смысл.
Сложность и противоречивость человеческого бытия во многом определяются в современном мире достижениями национальной экономики в области социальной политики.
Заключение
Дифференциация доходов населения, один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между группами населения, и сам принцип распределения определяются господствующими производственными отношениями.