Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы являются анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов.
Объектом исследования выступает государственный бюджет Республики Беларусь.
Предметом исследования настоящей работы являются доходы и пути увеличения государственного бюджета Республики Беларусь.
В качестве методов исследования выбраны синтез и анализ полученных результатов, их группировка и сравнение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие Государственного бюджета……………………………………….5
1.2. Государственный бюджет Республики Беларусь…………………………..6
1.3. Бюджетная политика Республики Беларусь………………………………..9
2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….11
2.1. Понятие и сущность доходов государственного бюджета……………….11
2.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая
политика в Республике Беларусь……………………………………………… 14
3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 37
Динамика структуры доходов консолидированного
бюджета за
январь - сентябрь 2006-2008 гг., %
Показатель Январь-сентябрь
2006 г в % к общей сумме доходов Январь-сентябрь
2007 в % к общей сумме доходов Январь-сентябрь
2008 в % к общей сумме
доходов
Налоговые поступления, всего 70,9 70,4 71,2
Ненелоговые доходы 4,3 5,8 7,1
Целевые бюджетные фонды 24,8 23,8 21,7
Итого доходов 100 100 100
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 октября 2008 года составила 78,6 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 47,5%. По сравнению с 1 сентября 2008 года (103 млрд. рублей) задолженность по платежам в бюджет на 1 октября 2008 года сократилась на 23,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,51% на 1.10.2007 г. до 0,2% на 1.10.2008 г., т.е. более чем в два раза.
(с учетом в его составе целевых бюджетных фондов)
Показатель 2007 в % к общей сумме
доходов % к ВВП 2008 в % к общей сумме
доходов % к ВВП 2009 в % к общей сумме доходов
% к ВВП
Налоговые поступления, всего 76,6 27,8 78,2
27,1 85,1 28,2
В том числе
Подоходный налог 10,4 3,8 8,5 2,9 9,6 3,6
Налог на прибыль 12,4 4,5 14,8 5,1 13,7 5,1
Чрезвычайный налог 2,6 0,9 2,1 0,7 2,4 0,9
Таким образом, около половины доходов
бюджета (без учета целевых бюджетных
фондов) в настоящее время планируется
получить за счет косвенных налогов. Вместе с тем ориентация бюджетных
доходов косвенное налогообложение
в условиях инфляции предполагает заведомо
завышенное прогнозирование бюджетных
доходов за счет инфляционного роста,
поскольку при определении ожидаемых
поступлений косвенных налогов закладывается
достигнутый темп инфляции. Реальное снижение
инфляции автоматически отражается на
снижении налоговых платежей.
Поступление доходов в бюджет за счет
косвенных налогов в инфляционной
экономике не зависит от повышения отдачи
средств, вложенных в развитие производства.
Доходы бюджета определяются
главным образом ростом цен на
продукцию, их объем зависит от ценовых
факторов, а не от эффективности производства.
В то же время чем выше инфляция, тем больше доходов получает государство
и распределяет их посредством
дотаций в неэффективные производства,
что приводит к дополнительному росту
инфляции издержек. Доходы республиканского
бюджета в 2008 году (без учета ФСЗН) составили
25 355,6 млрд. руб., или 124,9% (в реальном выражении)
к уровню января-сентября 2007 года. Почти
четверть (23,7%) всех поступлений в республиканский
бюджет (без учета
ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную
стоимость. По сравнению с январем-сентябрем
2007 года его объем увеличился на 21,8% в реальном
выражении. В 1,5 раза возросли налоговые
доходы от внешнеэкономической
деятельности. Удельный вес этого источника
доходов республиканского бюджета составил
29,3%.В январе-сентябре прошлого года финансирование
из республиканского бюджета почти по
всем разделам функциональной классификации
осуществлялось выше уровня января-сентября
2007 года. Наибольший удельный вес в расходах
республиканского бюджета (с учетом ФСЗН)
занимали расходы по разделам «Социальная
политика» - 32,6%, «Общегосударственные
расходы» - 22,3%. В январе-сентябре 2008 года
доходы республиканского бюджета (без
учета ФСЗН)
превысили расходы на 2 112,9 млрд. рублей,
или 2,3% ВВП. С учетом ФСЗН
профицит республиканского бюджета составил
3 438,5 млрд. рублей, или 3,7% ВВП.
В целом тенденции в бюджетно-налоговой сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
Консолидированный бюджет Республики
Беларусь
(в сопоставимой структуре), млрд. рублей
Показатель 2006 год 9 месяцев
2007 года 2007 год 9 месяцев 2008 года
1. Доходы,всего 38 391,2 34 254,4 48 048,9 47 986,0
1.1.Налоговые поступления, всего 26 929,0 24
116,7 34 235,6 34 181,4
В том числе
Подоходный налог 2 480,1 2 119,2 3 081,0 2 820,2
Налог на прибыль 3 140,8 2 710,0 3837,1 573,8
Налог на собственность 1 268,4 1 109,7 1 519,2 1
489,8
НДС 7 364,8 6 125,7 8 669,6 8 523,7
Акцизы 2 829,7 2 182,1 3 045,9 2 948,0
Налоговые доходы от ВЭД 2 068,7 4 297,8 6 281,3
7 436,0
1.2. Неналоговые доходы 2 174,5 1 981,3 2 556,7 3 396,9
1.3. Целевые бюджетные фонды 9 287,7 8 156,3 11
256,7 10 407,7
Исполнение республиканского бюджета
за январь-декабрь 2008 года
За январь-декабрь 2008 года доходы республиканского бюджета составили 49,0 трлн.
рублей, или 105,7 процента годового плана.
Налога на прибыль поступило 3,2 трлн. рублей,
или 101,7 процента годового
плана, НДС — 3,3 трлн. рублей, или 101,7 процента
годового плана. Доходы от внешнеэкономической
деятельности составили 10,6 трлн. рублей,
или 101,9 процента годового плана.
По состоянию на 1 января 2009 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 58,5 млрд. рублей, или сократилась по сравнению с началом года на 91,0 млрд. рублей.
Расходы республиканского бюджета за
январь-декабрь 2008 года составили 48,1 трлн. рублей, или 96,7 процента годового
плана.
Расчеты по расходам государственных
целевых бюджетных фондов и Фонда
социальной защиты населения осуществлялись
в соответствии с заявляемой
потребностью и с учетом доходов, формирующих
эти фонды и источников
финансирования.
Кредиторская задолженность на 01.01.2009 года по республиканскому бюджету, без учета целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения, составила 89,5 млрд. рублей (4 процента среднемесячных расходов республиканского бюджета) и носила текущий характер.
Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за 2008 год составило 925,7 млрд. рублей трлн. рублей за счет опережающего поступления доходов, мер бюджетной политики, направленных на экономию бюджетных средств и неполного освоения распорядителями средств предусмотренных им плановых назначений.
Исполнение республиканского
бюджета за январь-декабрь 2008 года
Показатели Уточненный годовой план
2008 г. Исполнено за январь-декабрь т.г.
В % к годовому плану
Всего доходов 46392,6 49043,7 105,7
из них:
- налог на прибыль 3230,0 3285,8 101,7
- налог на добавленную стоимость 7771,7 8066,5
103,8
- акцизы 3716,5 3730,6 100,4
Всего расходов 47593,6 48117,9 96,7
из них:
- общегосударственные расходы 10871,8 12073,5
96,0
- национальная экономика и ЖКХ 14477,1 14446,8
96,6
- расходы на финансирование социальной
сферы (образование, культура и
искусство, кинематография, средства массовой
информации, здравоохранение,
физическая культура и спорт, социальная
политика) 18186,5 17718,8 97,4
Превышение доходов над расходами (+), -3384,5
925,8
Исполнение республиканского бюджета за январь-декабрь 2007 года
За январь-декабрь 2007 года доходы республиканского
бюджета (с учетом Фонда социальной защиты
населения и целевых бюджетных фондов)
составили 36,2 трлн. рублей, или 103,1 процента
уточненного годового плана. В январе-декабре
2007 года динамика исполнения бюджета по
основным доходным источникам увязана
с темпами роста макроэкономических показателей.
Налога на прибыль поступило 2,2 трлн. рублей,
или 103,8 процента к уточненному годовому
плану. За январь-декабрь 2007 года в республиканский
бюджет поступило НДС на сумму 6,1 трлн.
рублей, или 101,9 процента годового плана.
Доходы от внешнеэкономической деятельности
составили 6,3 трлн.
рублей, или 103,5 процента к уточненному
годовому плану.
По состоянию на 1 января 2008 года задолженность
по платежам в бюджеты всех уровней сложилась
в сумме 149,5 млрд. рублей и сократилась
с начала года на 85,2 млрд. рублей. Расходы
республиканского бюджета по данным за
январь-декабрь 2007 года составили 35,9 трлн.
рублей, или 98,2 процента годового плана.
В целом за январь-декабрь 2007 года обеспечено
ритмичное финансирование расходов республиканского
бюджета. Расчеты по расходам государственных
целевых бюджетных фондов и Фонда социальной
защиты населения осуществлялись в соответствии
с заявляемой потребностью и с учетом
доходов, формирующих эти фонды.
На 01.01.2008 года по республиканскому бюджету (без учета целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения) кредиторская задолженность составила 80,1 млрд. рублей (без заключительных оборотов) и носила текущий характер.
Исполнение республиканского
бюджета за январь-декабрь 2007 года
Показатели Уточненный годовой
план 2007 года Исполнено за январь-ноябрь
т.г.
Всего доходов 35117,3 36204,2 103,1
из них:
- налог на прибыль 2106,1 2185,2 103,8
- налог на добавленную стоимость 5955,4 6069,1
101,9
- акцизы 2843,3 2884,0 101,4
Всего расходов 36549,2 35909,0 98,2
из них:
- общегосударственные расходы 8929,2 8734,1
97,8
- национальная экономика и ЖКХ 9364,5 9178,3
98,,0
- расходы на финансирование социальной
сферы (образование, культура и
искусство, кинематография, средства массовой
информации, здравоохранение,
физическая культура и спорт, социальная
политика) 14722,7 14515,9 98,6
Превышение доходов над расходами (+),Дефицит
(-) -1431,9 295,2
Следует сделать вывод, что реструктуризация доходов бюджета должна решаться на стадии планирования и предусматривать усиление роли прямого налогообложения, замещения косвенных налогов прямыми.
И так, уточненный годовой план республиканского бюджета по доходам в целом вырос в 2008 году на 32,1 %. В том числе возрос налог на прибыль на 53,4 %, налог на добавленную стоимость – на 30,5 %, акцизы – на 30,7 %. Исполнение бюджета по доходам в целом выросло на 35,5 %.
Таким образом, действующая сегодня в республике налоговая система требует серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения. Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение достаточных поступлений в бюджет, а другая – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:
Введение общепринятых норм и принципов налогообложения;
Совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
Существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как акцизы, НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;
Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;
Поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.
Таким образом, анализ первого направления бюджетной политики – выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников – указывает как на имеющиеся положительные результаты, так и на ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения.
Организация бюджетного процесса в настоящее время регулируется новой Конституцией Республики Беларусь, Законом "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах"; Законом "О налогах сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", Законом "О бюджетной классификации Республики Беларусь", налоговым законодательством и другим законодательными актами.
Кроме того, Министерством финансов республики утверждены
"Правила составления и исполнения
республиканского и местных бюджетов,
поступления средств в государственные
внебюджетные и бюджетные целевые фонды
и их использование". В соответствии
с указанными актами составление проектов
бюджетов находится в исключительной
компетенции Правительства Республики
Беларусь и соответствующих местных исполнительных
и распорядительных органов. Несмотря
на то, что механизм создания доходной
части бюджета сегодня
выработан, в определенные моменты он
оказывается недостаточно эффективным
и требует корректировки.
Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:
• планирование контингентов всех видов доходов;
• распределение регулирующих доходов между
уровнями бюджетной
системы в порядке и пропорциях, предусмотренных
законодательством;
• определение размеров финансовой помощи, предоставляемой
вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций,
субвенций, субсидий);
• формирование и распределение средств
фонда финансовой поддержки
территорий и определение размеров
трансфертов для
выравнивания бюджетной обеспеченности
регионов.
Планирование доходов бюджета осуществляется
в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного
исполнения доходной части бюджета (республиканского
и местных) за текущий год. Проводится
диагностика методов мобилизации государственных
доходов.
Такой анализ является основой для определения
возможностей и путей
увеличения поступлений в бюджет при существующей
системе взимания налогов и неналоговых
платежей.
Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения