Естественные монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается широкий круг вопросов и проблем, связанных с существованием естественных монополий. В последние годы во всём мире наблюдается повышенный интерес к данной проблематике. В России переход на рыночную воспроизводственную модель хозяйствования объективно привёл к усилению роли естественных монополий в устойчивом, поступательном развитии экономики, повышении её конкурентоспособности, решении многих социально-экономических задач. Таким образом, в современной России проблемы функционирования и регулирования естественных монополий также находятся в центре внимания экономической науки. Этим обусловлена актуальность данной курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая часть 2.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

«Минусы»:

  • возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,
  • возможность блокировать технический прогресс,
  • возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,
  • возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.6

Можно заметить, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает: «плюсы» или «минусы».

Тем не менее, естественные монополии играют важную роль в экономике страны, т. к. их продукция (услуги) удовлетворяет важнейшие потребности населения или является незаменимой для других отраслей промышленности. Спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, характеризуется низкой эластичностью, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку продукция (услуги), производимая субъектами естественных монополий, не может быть заменена в потреблении другими товарами.

Кроме того, сферы  естественных монополий выполняют  значимую социальную функцию (в широком смысле слова), предоставляя как хозяйствующим субъектам, так и всем без исключения жителям страны важнейшие виды услуг – телефонную, телеграфную и почтовую связь, перевозки пассажиров и багажа, отопление и освещение, газоснабжение.

 

 

2. Анализ деятельности естественных монополий

2.1 Причины и условия возникновения естественных монополий

 

Одной из причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии от масштаба производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без того, чтобы отдача от масштаба стала снижаться. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат.7

Таким образом, естественные монополии порождаются в тех отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2 – 3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек. Таким образом, экономическая теория принимает, что отрасль представляет собой естественную монополию, если при всех уровнях выпуска функция издержек C(q) является субаддитивной, т.е. выполняется неравенство

 

Это означает, что  если n фирм в сумме производят выпуск q, то их суммарные издержки по производству всего выпуска всегда будут выше, чем издержки одной единственной фирмы по производству всего выпуска q.8

Конкуренция здесь  невозможна и в силу того, что  самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого.

В некоторых  отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования – трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т.д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа.

Также, в качестве ещё одного примера, рассмотрим городской водопровод. Проложив параллельно друг другу две системы труб, можно добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водопроводную систему. Другими примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (например, природного газа, нефти), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация.

Ситуация естественной монополии  представлена на рис. 1. Здесь LAC и LMC – кривые средних и предельных затрат длительного периода, D – кривая спроса, MR – соответствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Q1, P1) определяются, как обычно, пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму, равную площади CP1АВ.

Рис. 1 Естественная монополия.

 

2.2 Проблемы существования естественных монополий

2.2.1 Функционирование  естественных монополий

 

Одной из сложных  проблем, касающихся естественных монополий, относится к их статусу: следует ли этим компаниям быть государственными или частными? Истоки данной проблемы связаны с тем, что естественные монополии являются весьма специфическим субъектом экономики, который никогда не функционирует по чисто рыночным принципам. Если естественные монополии исключают конкуренцию; если потребитель абсолютно лишён выбора; если цены и объёмы производства определяются не игрой рыночных сил, а либо произволом монополиста, либо решениями государства; если нарушаются многие другие механизмы функционирования рынка? Если всё это так, то не лучше ли управлять естественными монополиями не как частными, а как государственными предприятиями? Экономическая наука не выработала однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности, но не меньше стран, где они являются частными.

Обычные аргументы  в пользу национализации связаны с тем, что на государственном предприятии легче проводить правительственную политику в отношении цен, тарифов, объёмов производства и т. д. (регулирование данных параметров неизбежно в любом случае – и при частной, и при государственной собственности). Кроме того, государственная собственность исключает монополистические злоупотребления с целью обогащения владельцев. Ведь прибыль – отнюдь не главная цель государственного монополиста в отличие от частного. Если же естественный монополист убыточен, то и вовсе непонятно, что может удержать частный капитал в таком предприятии.

Аргументы против национализации связаны с опасениями понижения  эффективности работы естественного  монополиста. Не имея надобности ориентироваться в первую очередь и превыше всего на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника и с готовностью выполняет любые, самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятии и иждивенческие настроения: нечего бояться убытков, всё покроет бюджет. Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие объёмы государственных денег проходит через кассы монополиста. При сложном характере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за этими деньгами бывает трудно.9

Таким образом, серьёзные  аргументы есть у обеих сторон. На практике вопрос о праве собственности чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах с сильными индивидуалистическими традициями наоборот, склоняются к частной собственности.

Для современного этапа  развития рыночных отношений в отраслях естественных монополий России характерно наличие комплекса нерешенных проблем в области реструктуризации этих отраслей. Значителен износ основных фондов предприятий этих отраслей и дефицит инвестиций для поддержания их существующего уровня развития и обеспечения соответствия требованиям растущей экономики. Наиболее очевидно это проявилось на примере РАО «ЕЭС России», где износ оборудования до реформы составлял 52%. Аналогичная ситуация и в «РЖД», где в целом по отрасли износ производственных мощностей составляет от 35 до 55 процентов, а дефицит ресурсов для капитальных вложений оценивается в 50–60 млрд. руб. ежегодно. Основная сеть нефтепроводов отработала более 30 лет. Износ основных средств в региональных системах газоснабжения в среднем превышает 50%.10

Мы уже упоминали о том, что естественные монополии предоставляют всем без исключения жителям страны важнейшие виды услуг: телефонную, телеграфную и почтовую связь, перевозки пассажиров и багажа, отопление и освещение, газоснабжение. При этом данные услуги по своей природе оказываются каждому, кто за ними обращается, а тарифы на них для населения формируются исходя из платежеспособного спроса и, как правило, не покрывают фактических затрат на их оказание. С данной характеристикой естественных монополий связана такая проблема, как «горизонтальное» перекрестное субсидирование, когда убытки от оказания услуг населению (включая льготные категории граждан) покрываются за счет установления более высоких тарифов на те же услуги для других категорий пользователей, в первую очередь – для коммерческих организаций. Тем самым цены в данном (коммерческом) сегменте рынка искусственно поддерживаются на уровне, превышающем тот, который бы сформировался в условиях конкуренции исходя из реальных издержек. На основе анализа особенностей ценообразования в сфере естественных монополий можно сделать вывод, что перекрестное субсидирование как явление отражает проблемы переходного периода. В связи с тем что ценообразование сферы естественных монополий в настоящее время регулируется государством, перекрестное субсидирование может рассматриваться как следствие проводимой государством политики сохранения социальной стабильности при обеспечении финансовой и производственной надежности естественных монополистов. Явление перекрестного субсидирование в каждой отдельной отрасли многомерно и масштабно, его объемы могут быть определены только оценочно. Но в свете взятого Правительством РФ курса реформирования российской энергетики и внедрения в нее рыночных принципов перекрестное субсидирование должно быть ликвидировано.11

Другая проблема связана с важнейшим отличием отраслей, относящихся к естественным монополиям, которое состоит в том, что конкурентные механизмы в них не действуют или практически не развиты. Баланс интересов производителей и потребителей не может быть установлен «невидимой рукой рынка» в процессе конкуренции различных производителей за право удовлетворять спрос потребителей, поскольку производителем (поставщиком) на данном рынке является, как правило, единственная коммерческая организация. Отсутствие конкуренции означает, что хозяйствующие субъекты, действующие в сфере естественных монополий, могут злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке, навязывать потребителям невыгодные условия предпринимательской деятельности, перераспределять общественное богатство и получать монопольную прибыль. Возможность такого поведения субъектов естественных монополий усугубляется и тем, что в данном случае крупным и крупнейшим предприятиям противостоят существенно более мелкие и гораздо менее организованные потребители, то есть рыночная власть естественных монополий и потребителей несопоставима.12

Все эти обстоятельства предопределили необходимость государственного регулирования в сферах естественных монополий в целях создания таких экономических и правовых условий, при которых соблюдается баланс интересов потребителей и производителей товаров (услуг).

 

2.2.2 Регулирование  естественных монополий

 

Выделяют следующие  способы регулирования естественных монополий:

  • прямое государственное регулирование (возможности и границы);
  • торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях);
  • ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты).

Чаще всего механизм и границы прямого государственного регулирования определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации в шестой статье ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено три метода регулирования:

  • ценовое регулирование;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
  • установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.13

Считается, что прямое государственное регулирование  посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.

Информация о работе Естественные монополии