Естественные монополии в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение особенностей формирования и регулирования естественных монополий в России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ставились следующие задачи:
- описать природу естественных монополий и методы их регулирования;
- рассмотреть опыт государственного регулирования естественных монополий в развитых странах;
- выявить особенности эффективного регулирования и перспективы развития естественных монополий РФ на современном этапе, а так же место естественных монополий в России

Вложенные файлы: 1 файл

Естественные монополии в рыночной экономике 1.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900 – 1903 гг. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и так же синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество “Бр. Нобель”, ниточный трест и др.). [9, с. 2]

Отсутствие законодательных и так же административных норм, регулирующих порядок оформления и так же деятельности корпораций, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых корпораций, часть которых, однако, действовала с согласия и так же при прямой поддержке правительства (“Продпаравоз”, военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и так же юридической деятельности) и так же поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – “Продамет”, “Продуголь”, “Продвагон”, “Кровля”, “Медь”, “Проволока”, РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и так же деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910 – 1914 гг.) происходил дальнейший рост корпораций. Число торговых и промышленных картелей и так же синдикатов составило 150 - 200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и так же комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, “Треугольник”, “Коломна-Сормово”, “Россуд - Новаль”, военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и так же производства корпораций был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и так же сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и так же пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок [9, с. 2].

В годы первой мировой войны 1914 – 1918 гг. прекратилась деятельность ряда локальных корпораций, но, тем не менее, в целом война увеличила число корпораций и так же их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова - Стахеева, Батолина, братьев Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания корпораций с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме “принудительных объединений” по инициативе и так же при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и так же банков. Советское государство частично использовало учетные и так же распределительные органы корпораций при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и так же проблемы связанные с ними. В российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7 % от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и так же газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но, тем не менее, можно заметить, что во многих странах в последние годы сфера и так же масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так же и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков [9, с. 3].

2.2 Способы эффективного  регулирования и перспективы развития естественных монополий РФ

В данном подразделе рассмотрим естественные монополии РФ, их регулирование и так же перспективы развития на примере РАО «ЕЭС России»,  ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Газпром».

Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» (ОАО РАО «ЕЭС России») — российская энергетическая компания, существовавшая в 1992—2008 годах. Монополист на рынке генерации и так же энерготранспортировки России. Компания объединяла практически всю российскую энергетику. Штаб-квартира РАО «ЕЭС России» находилась в Москве. [12] После реформирования электроэнергетики (2002—2008 годы) РАО «ЕЭС России» было ликвидировано. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и так же сбытовые компании. Предприятия, образованные в результате реформирования РАО ЕЭС, контролируются единой, принадлежащей государству, а их акции были частично выкуплены другими государственными монополиями (ОАО «Газпром» и пр.). [12]

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — одна из крупнейших в мире транспортных корпораций, владелец инфраструктуры, значительной части подвижного состава и так же важнейший оператор российской сети железных дорог. 18 мая 2001 года Правительством Российской Федерации была утверждена

Программа структурной преобразования на железнодорожном транспорте. 8 октября 2008 года было подписано соглашение о продаже 90 % акций банка «КИТ Финанс», пострадавшего во время финансового кризиса, консорциуму ОАО "Инвестиционная группа «АЛРОСА» (дочерней компании российской алмазодобывающей группы «АЛРОСА») и так же ОАО «Российские железные дороги» (РЖД получит 45 % акций банка). 9 октября стало известно, что РЖД купило акции КИТ Финанс за символические 100 рублей.

ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических корпораций в мире, газотранспортная и так же газодобывающая монополия в России. В мировом рейтинге нефтегазовых корпораций ОАО "Газпром" держит первое место по добыче газа, по добыче нефти входит в двадцатку мировых производителей.

Газпром является основным поставщиком газа на рынке России, обеспечивает около 70% потребностей в природном газе других стран бывшего СССР, и так же около четверти природного газа, употребляемого в Европе.

Компания развивает экспортные направления, реализуя в партнерстве с иностранцами ряд крупных газопроводных проектов - "Голубой поток" (уже действует), "Северный поток" (введен в эксплуатацию в ноябре 2011г.) и так же "Южный поток" (декабрь 2015г.).

Реформирование инфраструктурных естественных монополий на протяжении последних десятилетий остается в центре внимания ученых, политиков и экономистов России.

Целью реформирования является повышение эффективности деятельности предприятий естественных монополий, которое осуществляется путем: разделения видов деятельности предприятий естественных монополий на монопольные и потенциально конкурентные; внедрения конкуренции в потенциально конкурентных сегментах; введение рыночного ценообразования в тех случаях, когда это возможно. При этом каждый из участников рыночных отношений решает свои задачи в этом процессе.

 

Таблица 2  - Задачи реформирования естественных монополий с позиций основных заинтересованных сторон

Заинтересованные стороны

Задачи

Государство

- за счет воздействия рыночных  сил повысить эффективность деятельности  естественных монополий;

- снять или уменьшить нагрузку на государство, связанную с развитием инфраструктуры, создав условия для привлечения инвестиций в отрасль;

- создать предпосылки  для снижения расходов экономики  на оплату товаров и услуг  монополистов;

- исключить регуляторные  риски;

- уменьшить совокупные затраты общества на данный вид инфраструктуры при обеспечении доступа субъектов экономики и граждан к услугам естественных монополий;

- социально-экономическое  развитие общества.

Потребители

- снижение расходов при сохранении  максимальной доступности и надежности услуги;

- повышение качества обслуживания;

- учет индивидуальных  особенностей потребителя и возможность  выбрать поставщика услуг;

- учет интересов социально  незащищенных групп потребителей, исходя из специфики продукции, производимой естественными монополиями.

Предприятия естественных монополий

- снизить регуляторные риски  и зависимость от политической  конъюнктуры;

- добиться большей автономии  в инвестиционной и технической  политике;

- повысить степень самостоятельности  в формировании систем управления бизнесом и политике развития бизнеса, в частности, слияний и поглощений, выхода на рынок смежных товаров и услуг;

- получить возможность  выбора поставщика услуг;

- иметь стабильные институты  и правила игры.


Источник: [31, с. 6]

 

Учитывая, что каждый из участников преследует свои цели в реформировании, можно предположить, что оценка результатов и последствий будет зависеть от степени участия каждой из заинтересованных сторон и учета их интересов.

Далее проанализируем эффективность реструктуризации естественных монополий.

Оценка эффективности может быть осуществлена с использованием следующих качественных и так же количественных показателей:

    • показатели финансово-экономической деятельности (рентабельность, производительность, цена за товар (услугу), численность сотрудников, инновационная и так же инвестиционная активность, рыночная капитализация, ВЭД);
    • показатели социально-экономической ответственности (уровень качества услуг и так же их доступность для потребителя);
    • технологические показатели (надёжность, безопасность производства и так же распределения).

 

Таблица 3 - Анализ качественных показателей результативности реформы естественных монополий в России

Показатели

ОАО «РЖД»

ОАО «Газпром»

РАО «ЕЭС России»

Повышение уровня конкуренции

Достигнуто только лишь в отношении неосновной деятельности предприятия.

Не достигнуто. Доступ к ресурсам ограничен финансовыми и техническими возможностями организаций.

Не достигнуто. Выделенные компании фактически являются монополистами на региональных рынках и в отдельных видах деятельности

Доступность услуг для потребителей

Достигнуто. Снижены тарифы на услуги компании.

Не достигнуто. Реформа предполагает повышение тарифов.

Не достигнуто. Стоимость услуг возросла.

Технологическая модернизация

Достигнуто отчасти. Повышение производительности труда и выделение непрофильных предприятий позволило увеличить расходы на модернизацию.

Достигнуто отчасти. Увеличен объем вложений в основные производственные фонды.

Не достигнуто. Объем инвестиций и вложений в основные фонды снизился.

Надежность и сервис

Достигнуто отчасти. Повышено качество оказываемых услуг.

Не достигнуто. Показатели надежности и сервиса не изменились.

Отрицательный эффект. В 1,3 раза увеличилось число аварий на выделенных предприятиях


В результате проведения реформы только лишь в ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром» была достигнута часть поставленных целей (в части проведения технологической модернизации и повышения уровня конкуренции). Другие цели достигнуты не были, а в отношении РАО «ЕЭС России» результаты реформы могут быть оценены как отрицательные. Важными показателями результативности реформирования являются изменения рентабельности предприятий и доступности для потребителей (изменения тарифов на услуги естественных монополий).

Таблица 4 - Рентабельность естественных монополистов 2000-2010 гг.

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

РАО ЕЭС, %

7,4

10,6

7,4

11,9

6,3

3,1

9,2

4,4

-

-

-

Газпром, %

6,7

4,61

3,34

7,60

8,70

6,08

9,4

7,73

3,62

11,6

12,7

РЖД, %

-

-

-

-

1,3

1,3

3,11

8,7

1,2

1,4

1,9


Источник: составлено по данным [20, 21, 22, 23]

Рентабельность естественных монополий иллюстрирует экономическую эффективность использования собственных средств, а также служит индикатором «конъюнктурного эффекта», который определяет зависимость между предлагаемым тарифом, спросом на товар или услугу, полученной выручкой, погашением кредиторской задолженности и т.д.

Информация о работе Естественные монополии в рыночной экономике