Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение заработной платы как экономической категории
Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи.
- раскрыть сущность и назначение необходимого продукта;
- изучить сущность заработной платы как экономической категории;
Введение
1 Сущность и функции заработной платы
2 Механизм регулирования оплаты труда в современных рыночных условиях в России
3 Особенности формирования заработной платы в отечественной экономике
Заключение
Список используемых источников
Регулирующая функция – это регулирование рынка труда и прибыльности фирмы. Естественно, что при прочих равных условиях, работник наймется на работу в то предприятие, где больше платят. Но верно и другое – предприятию невыгодно платить слишком много, иначе его рентабельность снижается. Предприятия нанимают работников, а работники предлагают свой труд на рынке труда. Как и всякий рынок, рынок труда имеет законы образования цены на труд.
Производственно-долевая функци
Производственно-долевая функция важна не только для работодателей, но и для работников. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие системы предполагают тесную зависимость индивидуальной заработной платы от фонда оплаты труда и личного вклада работника. Внутри предприятия фонд оплаты труда отдельных подразделений может строиться на аналогичной зависимости (через коэффициент трудового вклада (КТВ) или другим образом).
С организацией заработной платы на предприятии связано решение двуединой задачи:
- гарантировать оплату труда
каждому работнику в
- обеспечить работодателю
Тем самым, через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.
Экономическое назначение заработной платы - обеспечивать условия жизнедеятельности человека. Ради этого человек сдает в наем свои услуги. Нет ничего удивительного, что трудящиеся стремятся добиться высокой заработной платы, чтобы лучше удовлетворять свои потребности. Тем более, что высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику страны в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги.
При общем высоком уровне заработной платы и тенденции к ее повышению растет спрос на большую часть товаров и услуг. Принято считать, что это явление ведет к созданию новых и развитию уже существующих предприятии, способствует достижению полной занятости. Сторонники экономики с высокими заработками добавляют, что в развитых промышленных странах заработная плата является и основным источником дохода и основным источником существования основной массы населения. Стимулирующее воздействие, которое она оказывает, не только более значительно, чем могут оказывать другие доходы, но и затрагивает всю страну и экономику в целом. Это здоровое воздействие, стимулирующее производство основных товаров потребления, а не дорогостоящих изделии для элиты. И, наконец, высокая заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятия рачительно использовать рабочую силу, модернизировать производство.
Очевидно, что существует определенный предельный уровень, который нельзя превышать при установлении заработной платы. Заработная плата должна быть достаточно высока, чтобы стимулировать спрос, но при ее чрезмерном повышении есть опасность, что спрос превысит предложение, а это приведет к росту цен и запустит инфляционные процессы. Кроме того, вызовет резкое сокращение занятости в обществе и рост безработицы.
Важно, чтобы заработная плата, способствуя рационализации производства, одновременно не порождала массовую безработицу. Ясно, что вопросы заработной платы занимают важное место в повседневных заботах трудящихся, работодателей и государственных властей, а так же их отношениях между собой. В то время, как все три стороны заинтересованы в повышении общих объемах производства товаров и предоставления услуг, а следовательно, - заработной платы, прибылей и доходов, то их распределение, напротив, приводит к столкновению интересов. Самая заинтересованная сторона здесь - работодатели, их цели многосторонние - сократить издержки производства, при этом удовлетворить государственные требования по оплате труда, а так же соблюсти меру социальной справедливости и не допустить конфликтов между администрацией и рабочим коллективом.
Для работодателя сумма заработной платы, которую он выплачивает работникам наряду с прочими расходами, связанными с наймом персонала (социальные выплаты, подготовка кадров и т.д.) образуют стоимость рабочей силы - один из элементов производственных расходов.
В то время как работники интересуются прежде всего суммой получаемых ими денег и тем, что они могут на них приобрести, работодатель рассматривает оплату труда под иным углом зрения. К стоимости рабочей силы он прибавляет стоимость сырья, топлива, другие производственные расходы, с тем, чтобы определить себестоимость продукции, а затем ее продажную цену. В конечном итоге размер заработной платы влияет на размер прибыли, которую получает работодатель.
Таким образом, главными требованиями к организации заработной платы на предприятии, отвечающими, как интересам работника, так и интересам работодателя, является:
1)обеспечение необходимого
2) при снижении ее затрат на единицу продукции;
3) гарантия повышения оплаты
труда каждого работника по
мере роста эффективности
2 Механизм регулирования оплаты труда в современных рыночных условиях в России
Учитывая все недостатки организации оплаты труда, необходимо: восстановление заработной платы как реальной эффективно действующей экономической категории рыночной экономики, восстановление ее основных функций: воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей.
Первая задача состоит в повышении реальной зарплаты до стоимости рабочей силы. Заработная плата - категория не только экономическая, но и социальная, призванная обеспечить человеку определенный социальный статус. Затраты на возмещение стоимости (цены) рабочей силы не могут не предусматривать, кроме затрат покрытие расходов на питание, одежду, также затрат на содержание жилища, медицинское обслуживание, образование, социальные нужды работника. Отсюда вывод: решение вопросов уровня минимальной и средней заработной платы необходимо ориентировать на минимальный потребительский бюджет, исчисленный дифференцированно применительно к категории работников, видов производств. Социальная политика государства должна иметь ориентир: минимум заработной платы постепенно сближать со стоимостью потребительской корзины прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума в Оренбургской области за 2003-20011гг. по данным Постановлений Правительства Оренбургской области представлена в таблице 2.
В настоящее время, в научных дискуссиях по проблемам заработной платы поднимается вопрос о соотношении и взаимодействии роста заработной платы и инфляции. И на утверждение о необходимости реального роста заработной платы часто приводится довод, что это может привести к дальнейшему росту инфляции, но инфляция порождается не столько массой денег в обращении, сколько повсеместным падением производства. Реальная борьба с инфляцией может быть только на основе подъема экономики, общественного производства.
Таблица 2- Величина прожиточного минимума в Оренбургской области за 2011-2013гг. (по данным Постановлений Правительства Оренбургской области)
Период |
Величина ПМ в расчете на душу населения (руб.) |
Период |
Величина ПМ в расчете на душу населения Период |
квартал 2011 |
квартал 2006 |
2976 | |
квартал 2010 |
5132 |
квартал 2006 |
2712 |
квартал 2010 |
4919 |
квартал 2006 |
2728 |
квартал 2010 |
4830 |
квартал 2006 |
2723 |
квартал 2010 |
4781 |
квартал 2005 |
2431 |
квартал 2009 |
4445 |
квартал 2005 |
2433 |
квартал 2009 |
4490 |
квартал 2005 |
2473 |
квартал 2009 |
4500 |
квартал 2005 |
2390 |
квартал 2009 |
4419 |
квартал 2004 |
2059 |
квартал 2008 |
4033 |
квартал 2004 |
2013 |
квартал 2008 |
3981 |
квартал 2004 |
2025 |
квартал 2008 |
4073 |
квартал 2004 |
2034 |
квартал 2008 |
3089 |
квартал 2003 |
1944 |
квартал 2007 |
3442 |
квартал 2003 |
1819 |
квартал 2007 |
3294 |
квартал 2003 |
1865 |
квартал 2007 |
3240 |
квартал 2003 |
1829 |
квартал 2007 |
3176 |
Устранение большой дифференциации в области труда по категориям работников, предприятиям - второй шаг на пути преодоления кризиса заработной платы и восстановлению второй ее важнейшей функции - стимулирования (эффективности использования) рабочей силы.
Необходимо преодолеть усиливающуюся дифференциацию в оплате труда путем установления и поддержания рациональных пропорций в соответствии оплаты простого и сложного труда, труда требующего уровня квалификации. И в этой связи возникает вопрос о роли и месте тарифной системы в оплате наемного труда. В рыночной экономике система соотношений в ставках и окладах в зависимости от сложности, условий и значимости сфер приложения труда является неотъемлемой частью всей системы организации заработной платы. В этих целях необходимо согласовать и утверждать в процессе переговоров на федеральном и отраслевом уровнях минимальные тарифные ставки оплаты первого разряда. Но централизованно утвержденные уровни ставок и окладов, ниже которых не может оплачиваться тот или иной вид труда, - это гарантированный минимум, который согласовывается и утверждается на общефедеральном, отраслевом уровнях. Они являются как бы ориентирами для проведения переговоров по проблемам оплаты труда на предприятиях и в организациях.
Особое место в системе государственного регулирования зарплаты занимают проблемы ее территориальной дифференциации, в основе которой должны лежать экономические, природно-климатические факторы, обусловливающие различия в уровнях стоимости рабочей силы. Существенное влияние на территориальную дифференциацию зарплаты оказывают уровень занятости населения, исторически сложившиеся различия в уровнях оплаты по регионам. Поскольку цены товаров и услуг растут по регионам неравномерно, одна и та же величина номинальной заработной платы выражает в различных географических зонах разный объем жизненных средств, в которые она может быть реализована на рынке.
В основу определения количественных соотношений в уровнях оплаты труда равной сложности и значимости, а также труда в аналогичных условиях на рабочем месте должны быть положены различия в стоимости жизни по регионам, рассчитываемые по единой методике.
Одной из наиболее значительных функций государства должна оставаться разработка рекомендаций, имеющих силу (статус) законов и подзаконных актов, об условиях регулирования доходов в неразрывном единстве с регулированием цен; принципах формирования системы минимальных потребительских бюджетов; создания форм социальной поддержки и адаптации населения. Решению этих задач должно быть подчинено централизованное регулирование организации и дифференциации оплаты труда.
3. Особенности формирования
В настоящее время вопросы содержания доходов населения, их места в экономической системе, о механизме дифференциации остаются актуальными, их значимость с теоретической и практической точек зрения возрастает.
В экономической теории проблемы распределения относятся к числу традиционных, фундаментальных. Еще со времен зарождения политической экономии представители многих научных направлений пытались их решать в соответствии с разработанной ими концепцией.
Доход как форма распределительных отношений претерпевает существенные изменения в содержательном и, особенно, в организационно-экономическом аспектах.
В процессе становления рыночных отношений параллельно сосуществуют элементы как возникающего рыночного, так и сохраняющегося планово-распределительного механизмов формирования доходов населения. Ни один из них не работает в полной мере, так как доходы лишь незначительной части общества формируются в соответствии с рыночными принципами. В основном же наблюдается резкая дифференциация доходов населения, уменьшение удельного веса оплаты труда в структуре доходов населения, уравнительная система оплаты труда работников.
Государство практически самоустранилось из сферы регулирования процессов распределения, не обеспечив на макроуровне не только условий для зарабатывания доходов (по сравнению с другими способами их получения), но и гарантий простого воспроизводства рабочей силы.
В современных условиях задача выживания, возникшая перед человечеством, обусловлена обострением ряда глобальных проблем, в том числе проблемы благосостояния и социальной защиты населения. Методологическое обоснование направлений их дальнейшего развития и практического осуществления требуют целостной теоретической концепции вознаграждения за труд в трансформирующейся системе.
Такого рода концепция, реализованная на основе новых подходов и опыта рыночного хозяйствования, определяющая экономическую сущность доходов населения и механизм их формирования могла бы стать действенным инструментом оценки ситуации и определения перспектив развития.
Материальное благополучие, социальная обеспеченность и духовное развитие человека должно составлять основную цель социально-экономической политики современного общества, что соответствует гуманистическому характеру общественных отношений. Именно такое общество создает наилучшие условия развития и средства для более полного и эффективного достижения этой цели.
Информация о работе Заработная пата как экономическая категория