Зарубежное финансирование образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:20, статья

Краткое описание

Автор данной статьи считает,что создание эффективной системы финансирования высшего образования возможно лишь в экономике, где высоко оценивается и достойно оплачивается квалифицированный труд.
Сумарокова Екатерина Викторовна - кандидат экономических наук, научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития России, преподаватель Государственного университета управления. Сфера научных интересов: инвестиции в человеческий капитал; проблемы финансирования высшего образования и эффективности вложений в образование.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансирование высшего образования.docx

— 33.65 Кб (Скачать файл)

Финансирование высшего  образования: зарубежный опыт и отечественная  практика

 Автор данной статьи  считает,что создание эффективной  системы финансирования высшего  образования возможно лишь в  экономике, где высоко оценивается  и достойно оплачивается квалифицированный  труд.

 

 

 

Институт макроэкономических исследований

 Сумарокова Екатерина  Викторовна - кандидат экономических  наук, научный сотрудник Института  макроэкономических исследований  при Минэкономразвития России, преподаватель  Государственного университета  управления. Сфера научных интересов:  инвестиции в человеческий капитал;  проблемы финансирования высшего  образования и эффективности  вложений в образование.

 

 

 

По одним оценкам в  мире насчитываются десятки различных  систем финансирования высшего образования, а по другим - сотни. Однако ни одну систему  нельзя считать оптимальной. Тем  более, что и сами принципиальные подходы к финансированию социальной сферы меняются в зависимости  от экономической ситуации. В частности, в последние годы за рубежом наблюдается  тенденция перераспределения финансового  бремени между студентами, их родителями и налогоплательщиками, так сказать, в пользу студентов, чье бремя  заметно увеличилось. Основную причину  переноса центра тяжести в оплате расходов на обучение в вузах на студентов и их семьи следует  видеть в первую очередь в том, что наука и образование в  настоящее время приобрели несомненную  экономическую ценность. По оценкам  Всемирного банка, сделанным еще  в 1994 г., 76% национального богатства  США составляет человеческий капитал, т.е. накопленные населением знания и умения, используемые в производственной деятельности и повседневной жизни. Физический (воспроизводимый) капитал  дает 19% богатства США, а природный  фактор - всего лишь 5%. В Западной Европе эти цифры выглядят так: 74, 23 и 2%. В России благосостояние лишь на 50% держится на человеческом капитале, 10% дает воспроизводимый капитал  и 40% обеспечивают природные ресурсы [1]. Можно спорить о цифрах, но никуда не уйти от тенденции, а она  пока явно не в нашу пользу.

 

 

ЧАСТНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Нет нужды особо останавливаться  на том, что в зарубежных странах  практикуются различные формы частного (негосударственного) высшего образования. Они отличаются друг от друга не меньше, чем Гарвардский университет  с собственным благотворительным  фондом, измеряемым миллионами долларов, от недавно созданного "домашнего" университета в Сальвадоре, дающего  специальное образование лишь в  некоторых областях. Одновременно с  этим можно наблюдать колоссальные различия между балансом частного и  государственного высшего образования.

 

В Западной Европе продолжают преобладать государственные высшие учебные заведения - в них учатся 95% студентов. Несмотря на то, что наиболее известными американскими университетами являются частные, более 80% студентов  учатся в государственных. Зато в  странах Азии (кроме Китая) 80% студентов  обучаются в частных высших учебных  заведениях [2, с. 30]. Для сравнения  укажем, что в России, где число  аккредитованных негосударственных  высших учебных заведений составляет немногим более 50% государственных, в  них учится всего 6% студентов [6].

 

Частное высшее образование  на протяжении многих лет занимает главенствующее положение в высшей школе Японии, но при этом почти  на 50% оно финансируется государством [3, с. 8]. Вместе с тем бремя, лежащее  на японских студентах, весьма чувствительно: обучающиеся в государственных  и муниципальных университетах  платят 10-20 тыс. долл. США в год, а  в частных учебных заведениях - примерно на 30% больше. В результате 80% студентов подрабатывают [4].

 

Наблюдается беспрецедентный  спрос на получение высшего образования  при отсутствии возможности (или  желания) у государства обеспечить ему необходимую поддержку. Это  делает роль частного высшего образования  все более значимой. Разница в  финансировании государственных и  частных высших учебных заведений  уменьшается в связи с ростом платы за обучение. С учетом всех источников финансирования Дания расходует  на образование 8,4% ВВП, Швеция - 7,8, США - 6,6, Япония - 4,9, Греция - 2,4% [5, с. 8]. Основным источником финансирования вузов этой группы стран продолжает оставаться государственный бюджет.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

 

Западные эксперты уделяют  большое внимание определению оптимального соотношения государственного и  частного финансирования высшей школы. Аргументация сторонников частного финансирования базируется на теории "человеческого капитала", рассматривающей  получение образования как инвестиции в человека. Поскольку профессиональная подготовка приносит выпускникам определенные выгоды, они должны участвовать в  ее финансировании. Студенты, оплачивающие свое обучение, как правило, более  успешно учатся и в срок за обучение, и кроме того, могут настаивать на реализации соответствующей их запросам учебной программы. Высказываются  и другие доводы в пользу увеличения частного финансирования высшего образования: введение платы за обучение увеличивает  автономию и перспективы для  вузов. Появляется возможность привлечения средств частных фирм, которые могут оплачивать подготовку в вузах нужных им специалистов.

 

Что же касается необходимости  государственного финансирования высшего  образования, то она обосновывается несовершенством образовательного рынка, наличием "внешних" выгод  от высшего образования, а также  аргументами фискального характера.

 

Большинство специалистов наилучшим  решением экономических проблем  высшего образования считают  его смешанное финансирование, но и здесь есть свои проблемы. Весьма трудно определить, каким должно быть соотношение государственного и  частного финансирования, прежде всего  из-за сложности количественной оценки внешних и индивидуальных выгод  от инвестиций в образовательную  сферу. Если оперировать только категориями  экономической эффективности инвестиций, то в стороне останется важнейшая  социальная и правовая проблема обеспечения  равенства образовательных возможностей.

 

В 90-е годы XX века высшую школу  большинства западноевропейских стран  охватил финансовый кризис, во многом связанный с замедлением темпов роста государственной поддержки  вузов при неуклонном увеличении численности студентов. Государство  стремится переложить все большую  часть расходов на содержание вузов  с бюджетом на студентов и их семьи. Этим определяются изменения в механизмах финансирования высшего образования, включая изменение условий предоставления стипендий, введение системы образовательных  кредитов и пр., которые во многих странах сочетаются с мерами, стимулирующими развитие рыночных отношений в этой сфере.

 

С середины 50-х годов прошлого века численность студентов в  странах Европы увеличилась более  чем в 10 раз. Произошел переход  от элитарной к массовой системе  высшего образования, охватывающей ныне от одной трети до двух третей выпускников средней школы. Этот рост сопровождался значительными  структурными изменениями в системе  высшего образования - наряду с традиционными  университетами возникли вузы, дающие более специализированную, профессионально  ориентированную подготовку.

 

Последние тридцать лет университетский  сектор высшего образования подвергается весьма жесткой критике со стороны  ученых-экономистов и политиков  за неспособность учитывать потребности  рынка труда, неэффективное управление и высокие затраты. В частности, в 80-90-е годы были введены процедуры  оценки деятельности университетов  в расчете на одного студента, уменьшились  средства, выделяемые вузам государством и на официальном Уровне стала  подвергаться сомнениям целесообразность сохранения традиционной системы финансирования высшей школы, практически полностью  основанной на государственной поддержке.

 

Доля государственных  расходов на высшее образование в % к ВВП в большинстве европейских  стран превышает 1%, наиболее высока она в Финляндии, Норвегии, Дании  и Нидерландах. Соотношение государственного и частного финансирования высшего  образования неодинаково: если в  Германии, Австрии и Италии доля государственного финансирования в  расходах на высшее образование составляет около 90%, то в Великобритании и Финляндии - около 80, а в Дании и Швеции - примерно 75%, тогда как в США  и Канаде соответственно 50 и 73% [7, с. 8].

 

До 1980 г. обучение в высшей школе западноевропейских государств за редкими исключениями было практически  бесплатным. Кроме того, в ряде стран  студенты получали стипендии, дававшие им возможность компенсировать часть  своих затрат на проживание во время  учебы. С 80-х годов в сфере финансирования высшего образования произошел  ряд изменений, и уже во второй половине 90-х годов западноевропейские страны можно было условно разделить  на три группы в зависимости от величины платы за получение высшего  образования: бесплатная (Германия, Дания, Финляндия, Норвегия, Греция, Великобритания, Швеция, Австрия), средняя (Франция), высокая (Швейцария, Бельгия, Испания, Италия, Нидерланды, Ирландия). Между ними существуют различия и в предоставлении государственной  финансовой помощи студентам.

 

Одно из самых крупных  преобразований в финансировании высшей школы связано с введением  образовательных кредитов. Предоставление таких кредитов означает перекладывание части расходов по финансированию образования  на потребителей, поскольку обычно сопровождается сокращением государственного финансирования в виде стипендий  студентам или субсидирования оплаты обучения.

 

Существует еще один очень  перспективный вариант: высшие учебные  заведения могут кредитовать  своих студентов сами, поскольку  являются самыми лучшими ценителями как своих питомцев, так и их шансов на успешную профессиональную карьеру. Возвратные платежи, будучи производными от заработков выпускников, заставят вузы стремиться принимать лучших студентов  и предлагать такие программы  обучения, которые смогут максимизировать  их будущие заработки.

 

В Великобритании еще в 1988 г. появилась Белая книга, где  была предложена схема предоставления ссуд студентам очной формы обучения на условиях беспроцентное? и возврата займов в зависимости от доходов  и без ответственности родственников. Ссуду может получить любой студент  в возрасте до 50 лет независимо от материального положения. Возврат  денег начинается через 9 месяцев  после окончания учебного заведения. Размер долга ежегодно оценивается  с учетом инфляции (но на беспроцентной  основе) и материального положения  человека, с тем чтобы обязательства  по возврату ссуды не повлияли на выбор  профессии. Белая книга предусматривает  четыре схемы возврата ссуд:

 

1. Срок возврата может  быть фиксированным. В те годы, когда доход снижается (например, ниже 85% от среднего), заемщик получает  отсрочку, а период выплаты продлевается.

 

2. При общей фиксированной  сумме выплаты могут от года  к году меняться.

 

3. Период выплаты может  устанавливаться исходя из размера  долга.

 

4. Выплаты могут быть  увязаны с доходом, облагаемым  налогом, с ежегодным погашением  в размере, например, 4% облагаемой  налогом суммы [8].

 

Предполагается, что студенты, взявшие небольшую ссуду и  зарабатывающие после окончания  на среднем уровне, сумеют вернуть  деньги уже через пять лет. У тех  же, кто взял большие ссуды или  чей заработок минимален, срок возврата будет более продолжительным.

 

Кроме "компенсационной  ссуды" организовано три фонда, находящихся  в вузовском управлении, с объемом  средств около 1,5 млн фунтов в  год у каждого. Их цель - обеспечить дополнительную поддержку студентам  в тех случаях, когда доступ к  высшему образованию затруднен  из-за обстоятельств финансового  характера или когда студенты испытывают реальные финансовые трудности.

 

После того, как механизмы  предоставления ссуд и стипендиальные фонды окончательно сформируются, практика предоставления студентам пособий  от учреждений социального обеспечения  по безработице или для оплаты проживания будет прекращена. По некоторым  оценкам, такая программа позволит сэкономить сумму, сопоставимую с начальными затратами на создание системы ссуд.

 

С начала 90-х годов прошлого века в Великобритании государство  стало освобождать всех студентов  полного курса обучения от платы  за обучение и предоставляло им стипендии  и кредиты на покрытие расходов на проживание. В полном объеме кредиты  от государства получали 62% студентов. С второй половины 90-х годов государственная  помощь, оказываемая студентам, в  равных долях состояла из кредитов и стипендий. Однако эти суммы  не обеспечивают компенсацию всех затрат на проживание. Недостающие средства студенты получают от родителей или  же от подработок, а многие прибегают  также к частным кредитам. В  свою очередь, государство может  предоставлять кредиты студентам  на льготных условиях: процентная ставка по ним устанавливается равной лишь уровню инфляции. Кроме того, выпускникам, имеющим низкие доходы, предоставляется  отсрочка по выплате задолженности. Большинство же выпускников должны вернуть долги по кредитам в течение  пяти лет. Выплата начинается с того момента, когда их доходы достигнут 85% среднего уровня по стране, при этом размеры выплат составляют около  6% годовой заработной платы [7, с. 38]. Если стипендии заменить кредитами, предоставляемыми на нынешних условиях, то выпускникам придется платить намного больше - около 12,5% своего годового дохода.

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Считается, что на практике часть студентов, по-видимому, будет  стремиться оплатить свое обучение заранее, а не брать у государства кредит, и надо предоставлять такую возможность  людям со средствами. Стимулировать  предварительную оплату, обеспечивающую максимальную экономию государственных  средств в краткосрочной перспективе, можно, как это и делается в  Австралии, путем предоставления скидки по оплате обучения тем, кто производит ее заранее.

Информация о работе Зарубежное финансирование образования