Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:20, статья
Автор данной статьи считает,что создание эффективной системы финансирования высшего образования возможно лишь в экономике, где высоко оценивается и достойно оплачивается квалифицированный труд.
Сумарокова Екатерина Викторовна - кандидат экономических наук, научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития России, преподаватель Государственного университета управления. Сфера научных интересов: инвестиции в человеческий капитал; проблемы финансирования высшего образования и эффективности вложений в образование.
Многие страны, включая
Германию, Австралию, Швецию, Великобританию
и США, занимаясь пересмотром
системы финансирования, предлагают
новые подходы к распределению
издержек высшего образования между
студентами, родителями и налогоплательщиками.
Предпринимаются попытки
Последние перемены в Австралии, Великобритании, Японии и США явно свидетельствуют об увеличении участия в финансировании обучения родителей и студентов при сокращении доли средств, поступающих из общественных фондов. Так, в Японии программа предоставления субсидий, призванная снизить затраты родителей, связанные с ростом платы за обучение в частных университетах, на практике была сокращена, хотя в последние годы стоимость обучения как в государственных, так и частных университетах резко выросла. Вся финансовая помощь в Японии предоставляется в форме ссуд (в основном беспроцентных), но несколько лет назад из-за финансовых трудностей правительство приняло решение, в соответствии с которым средства предоставляются под 3% годовых, а студенты, обучающиеся по таким дорогостоящим специальностям, как медицина и стоматология, могут получить дополнительные ссуды на условиях 6,5%.
В Австралии налог на высшее образование был введен в 1986 г., а через два года была разработана схема содействия высшему образованию, которая основана на участии потребителей, оплачивающих часть затрат на обучение в вузах через налоговую систему. И с 1989 г. все платят налог, призванный покрыть 20% средних издержек на обучение в высшей школе. Вклад каждого студента составляет 1800 австралийских долларов в год, а бывшие студенты - молодые выпускники начинают выплачивать налог в размере 1% после того, как их доход достигнет среднегодового уровня, составляющего 22 тысячи австралийских долларов. Когда же доход достигает 25 тысяч австралийских долларов, размер налога вырастет до 2%, а при доходе свыше 35 тыс. - до 3%. В качестве альтернативы предусмотрено, что студенты могут оплачивать свои затраты в виде "предоплаты". В этом случае им предоставляется скидка в размере 15% стоимости обучения [8].
Подобная схема вызвала критику со стороны студентов, но специалисты Комитета по высшему образованию полагают, что она лучше системы "свободного" доступа в вузы, когда студенты с большими доходами в значительной степени финансируются за счет налогоплательщиков, у которых заработки гораздо ниже, чем у привилегированных выпускников университетов. Отмена платы за обучение и введение денежного пособия в Австралии не привели к расширению образовательных возможностей представителей разных социальных групп: отмена взноса в лучшем случае несущественно сказывается на доступе к высшему образованию для "неблагоприятных" групп, в худшем - закрепляет преимущества состоятельных семей. Сомнения в эффективности роста затрат на высшую из общественных фондов отмечались и в других.
В Швеции изучение влияния
помощи студентам ИЗ разных общественных
групп на социальной состав контингента
вузов позволило прийти к выводу,
что поначалу, в 60-х годах XX в., практика
финансовой поддержки малоимущих дала
заметный социальный эффект, который
со временем исчез. Частично это произошло
из-за того, что шведская система, сочетавшая
гранты и ссуды, больше не обеспечивала
выравнивания возможностей получения
высшего образования. Поэтому в 1989
г. она была изменена. В частности,
было пересмотрено соотношение между
грантами и ссудами. Теперь студенты
получают помощь, в которой доля
грантов выше, а условия возврата
ссуд стали более жесткими. Ожидается,
что изменения доли участия студентов
и налогоплательщиков будут очень
незначительными, а сфера действия
субсидий станет другой. Еще одно изменение
сострит в том, что объем возврата
ссуды будет увязан с доходом:
дипломированные специалисты
В США не прекращаются дебаты
об эффективности комплексной
Кредиты Стаффорда могут
быть субсидиарными и
Студенты, находящиеся на иждивении, могут заимствовать до 2625 долл. на первом курсе, 3500 - на втором и 5500 долл. на каждом последующем курсе. Студенты, имеющие самостоятельный доход, могут заимствовать дополнительно 4000 долл. на первых двух курсах и 5000 - на последующих. Аспиранты могут заимствовать 18 500 долл. в год, но только 8500 долл. из этой суммы субсидируются.
Кредиты имеют переменную процентную ставку в пределах 8,25% (устанавливается ежегодно), которая базируется на 91-дневной ставке доходности по казначейским векселям плюс 1,7% во время обучения и увеличивается на 0,6% после окончания учебного заведения. Процентная ставка одинакова у всех кредиторов.
Для студентов и аспирантов
с особыми финансовыми
Родители студентов, находящихся на иждивении, могут взять внешний кредит для материальной помощи детям. Федеральный родительский кредит для студентов позволяет родителям занять средства для покрытия всей стоимости обслуживания, которая может не покрываться федеральными студенческими кредитами. Как и студенческие кредиты, кредиты этой категории могут выдаваться и частными кредиторами, и непосредственно правительством; они могут иметь разную процентную ставку, но не больше 9%. Выплаты займа начинаются через 60 дней после получения всей суммы кредита, срок выплат - до 10 лет. Обязательства по выплатам лежат на родителях.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
В начале XX века существенную
роль в студенческом быту играли государственные
("казенные"), общественные и частные
стипендии, а также всевозможные
формы вспомоществования в виде
единовременных пособий полного
либо частичного освобождения от выплат
в пользу учебных заведений. Государственная
высшая школа предоставляла своим
студентам весьма широкий спектр
разностатусных стипендий. Среди них
доминирующее положение принадлежало
"казенным" стипендиям, финансировавшимся
государственным казначейством. Их
количество в каждом учебном заведении,
за исключением университетов, строго
регламентировалось уставами вузов. Казенные
стипендии учреждались
Своих стипендиатов имели
в вузах губернские земства и
органы городского самоуправления. Это
были так называемые "возвратные"
стипендии, погашаемые стипендиатом после
окончания учебы посредством
ежемесячной платы из расчета 30%
месячного оклада. Чтобы он не забыл
о своем денежном долге (как бывало,
видимо, нередко) в дипломе и других
документах, выдававшихся выпускнику
высшего учебного заведения, с 1914 г.
делалась специальная запись - напоминание
о необходимости должных
Заметную роль в формировании
студенческого бюджета играли общества
вспомоществования "недостаточным"
студентам. Организованные по единому
образцу, они действовали фактически
во всех высших учебных заведениях.
В эти общественные организации,
учреждаемые профессорами высших, учебных
заведений, добровольно объединялись
лица, считавшие своим гражданским
долгом содействие делу улучшения материально-бытового
благополучия студентов. Средства обществ
вспомоществования складывались из
довольно существенных членских взносов,
процентов от пожертвованных или
завещанных денежных сумм и вещественных
ценностей, возвратных беспроцентных
ссуд, доходов от процентных бумаг,
капиталов и недвижимости, поступлений
от организуемых обществами литературных
чтений, публичных лекций, концертов.
Фактически это были филантропические
финансово-кредитные
Главной обязанностью таких обществ была помощь малоимущим студентам, которая выражалась в следующих операциях: плата за учение; единовременные и постоянные (в виде стипендий) пособия; содействие удешевлению жизни студентов учреждением для них дешевых столовых, общежитий, библиотек; приисканием заработков, обеспечением врачебной помощью. Суммарные ежегодные расходы обществ по тем временам составляли внушительные суммы.
Естественно, наиболее желаемыми
для студентов были различные
денежные пособия. Нередко это были
беспроцентные ссуды, возвращаемые
по истечении определенного срока,
например, в течение двух лет. До
погашения долга диплом должнику
не выдавался. Со злостных должников
сумма могла быть взыскана через
суд. Проблема возвращения долгов была
животрепещущей для всех без исключения
обществ вспомоществования
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФИНАНСИРОВАНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
По различным оценкам,
от 60 до 80% выпускников работают не по
специальности, есть даже выпускники со
специальностями, для которых вакансий
просто не существует. Происходит выравнивание
числа обучающихся на средства бюджета
и на платной основе, но этот процесс
идет за счет расширения сферы предоставления
платных услуг государственными
вузами. Сегодня высшие учебные заведения
готовят кадры не на основе изучения
спроса на тех или иных специалистов,
а на основе популярности той или
иной специальности среди
Очевидно, что такая ситуация
носит краткосрочный характер. И
потребности экономики в кадрах
в самом скором времени станут
доминирующим регулятором масштабов
и структуры высшего
Вместе с тем нынешние темпы развития экономики выдвигают новые требования к содержательному аспекту образования. Предоставляя такую дорогостоящую и сложную, не говоря уже о продолжительности, услугу, как профессиональная подготовка, вузы просто обязаны удостовериться в том, что те специалисты, которых они выпускают, будут востребованы. Они должны изучать реальный спрос на кадры на рынке труда, анализировать требования работодателей к знаниям и навыкам специалистов.
Предполагаемое введение
системы государственных
В принципе возможно организовать
кредитование граждан на цели образования
в коммерческих банках. При этом
банк вправе потребовать от гражданина
гарантии возврата кредита (поручительство,
залог), а предоставление кредита, в
свою очередь, должно служить основанием
для получения банком налоговых
льгот, сопоставимых с теми, которые
распространяются на благотворительную
деятельность. При банковском кредитовании
не возрастет нагрузка на бюджет. Однако
не следует передавать все операции
по рассматриваемому виду кредитования
ограниченному числу