Зарубежное финансирование образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:20, статья

Краткое описание

Автор данной статьи считает,что создание эффективной системы финансирования высшего образования возможно лишь в экономике, где высоко оценивается и достойно оплачивается квалифицированный труд.
Сумарокова Екатерина Викторовна - кандидат экономических наук, научный сотрудник Института макроэкономических исследований при Минэкономразвития России, преподаватель Государственного университета управления. Сфера научных интересов: инвестиции в человеческий капитал; проблемы финансирования высшего образования и эффективности вложений в образование.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансирование высшего образования.docx

— 33.65 Кб (Скачать файл)

 

Группой российских экспертов  был разработан проект системы образовательных  кредитов [11]. Его суть состоит в  следующем: гражданам, желающим получить профессиональное образование, повысить свою квалификацию или пройти переподготовку, предоставляется особый вид кредита - "образовательный". Часть средств  федерального бюджета, предназначенных  на высшее образование, направляется на образовательное кредитование.

 

Несомненно, что роль государства  в образовательной сфере очень  важна. Если частные фирмы или  отдельные лица исходя из собственных  текущих интересов будут определять масштабы и характер развития высшего  образования, то это может привести к возникновению системы, не отвечающей долгосрочным потребностям экономики  и вызвать финансовое голодание  вузов. Финансируя высшую школу, государство  может преследовать несколько целей:

 

обеспечение рациональных масштабов  и пропорций высшего образования  через регулирование числа финансируемых  учебных мест;

 

 

распределение финансовых ресурсов между вузами в соответствии с  государственными интересами, запросами  студентов и работодателей;

 

обеспечение доступности  высшего образования для представителей всех социальных групп населения.

 

 

Существует еще один острый вопрос: какова должна быть роль государства  в подготовке специалистов по "нерентабельным" профессиям? При переходе к доминированию  платного обучения ряд профессий  может попасть в группу принципиально  нерентабельных. Это связано с  двумя причинами. Во-первых, всегда имеются дорогостоящие профессии  и специальности в том смысле, что обучение им предполагает высокие  затраты. Например, подготовка специалиста  технического профиля, как правило, обходится дороже обучения юриста или  менеджера. Во-вторых, существует ряд "нерыночных" профессий и видов деятельности, что не позволяет соответствующим  специалистам рассчитывать на высокую  оплату труда. В отношении таких  профессий должна проводиться особая политика, предполагающая формирование государственных программ льготного  кредитования образования.

 

В целом же система высшего  образования с четко отлаженной схемой предоставления образовательных  кредитов по сравнению со сложившейся  практикой имеет

 

ряд несомненных преимуществ  для каждого из ее участников процесса образовательного кредитования. Для  студентов:

 

резко расширяется возможность  выбора высших учебных заведений, невзирая на такое существенное ограничение, каковым является стоимостью обучения;

 

 

оплата образовательных  услуг создаст возможность повысить требования к процессу обучения;

 

 

предоставляется возможность  получить кредит не только на само образование, но и на сопутствующие учебе компоненты (книги, общежитие и т.п.).

 

Для высших учебных заведений:

 

повышается отдача образовательного процесса за счет личной заинтересованности обучающихся в получении знаний в выбранной области для последующего эффективного трудоустройства, которое  позволит своевременно вернуть полученный кредит;

 

 

появляется действенный  инструмент воздействия на студентов, повышается их мотивация к учебе;

 

платные образовательные  услуги позволяют вузам самостоятельно получать деньги и не зависеть от распределения  бюджетных средств;

 

 

возникает обратная связь  между вузом и рынком труда, которая  позволяет быстро и эффективно развивать  новые специальности и специализации, действительно востребованные на рынке.

 

Для банков:

 

расширение клиентской базы физических лиц, особенно в долгосрочном аспекте;

 

 

завоевание позитивной репутации;

 

возможность предлагать дополнительные услуги для физических лиц (например, любые другие виды кредитов);

 

 

при усилении роли государства  в системе образовательного кредитования (в частности, предоставление государственных  гарантий по кредитам) происходит усиление стабильности самого банка.

 

 

В заключение следует отметить, что создание эффективной системы  финансирования высшего образования  возможно лишь в той экономике, где  высоко оценивается и достойно оплачивается квалифицированный труд, а знания, навыки, способности и созидательные  качества личности действительно являются капиталом. Все остальные проблемы носят, по сути, технический характер и решаются естественным путем при  наличии политической воли и согласия граждан.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Сергеев Д., Егикова В.  Как лучше? // Московская правда. No 57, 25 августа 2001.

 

2. Куров СВ. Образовательные  услуги: гражданско-правовой аспект: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 1999.

 

3. Перспективы: сравнительные  исследования в области образования. 2000. Том XXIX. No 3 (111).

 

4. Маркарьянц С. Япония: государственная политика в области  образования // Проблемы теории  и практики управления. 1998. No 2.

 

5. Шукшунов В.Е. Методология  подготовки и проведения реформ  национальной системы образования.  М.: МАИ ВШ, 1998.

 

6. Об основных направлениях  деятельности российской системы  общего и профессионального образования  в связи с Демографическими  изменениями на период до 2010 года. М.: Министерство образования Российской  Федерации, 2000.

 

7. Экономические проблемы  высшего образования в странах  Западной Европы (90-е годы): Сборник  обзоров. М.: РАН ИНИОН, 1999.

 

8. Вудхолл М. Покрытие  издержек на получение высшего  образования: тенденции развития  видов финансовой поддержки // Вестник высшей школы. 1997. No 8.

 

9. Центр "Предпринимательство  и малый бизнес" // www.esbc.ru.

 

10. Иванов А. Студенчество  России конца XIX - начала XX века: социально-историческая  судьба. М.: Российская политическая  энциклопедия (РОССПЭН), 1999.

 

11. Образовательный кредит. Институт образовательной политики "Эврика" // www.news.1september.ru.


Информация о работе Зарубежное финансирование образования