Создана база данных по всем
раннее выданным правоподтверждающим
документам, проведена сверка информации
с БТИ, в дежурном порядке (ежемесячно)
осуществляется обмен информацией с органами
Минюста.
Общее количество описанных
участков составляет 71138, субъектов земельных
отношений 84839, в том числе: физические
лица - 79361 , юридические лица- 5478, прав на
земельные участки - 92852, в том числе собственности – 58363,
постоянного пользования – 29700, аренды – 4789.
Одновременно за счет средств
бюджета города проводятся работы по инвентаризации
земель муниципального образования с
уточнением кадастрового зонирования
по материалам топосъемки М1:500, с передачей
материалов на бумажных и магнитных носителях
(в том числе растров картматериала М1:500).
Всего проинвентаризовано 27411
земельных участков, на общей площади
32174 га (321,74 кв.км).
В том числе по годам: 1995-96 –3450 участков,
3347 га; 1998 - 5838 участков, 4726 га; 1999 - 8356 участков,
9240 га; 2000 - 9767 участков, 14861 га.
Кроме того в 2000 г. проведены
подготовительные работы и начата полевая
инвентаризация земель на площади 23059
га, завершение работ на этой территории
планируется на конец 2001г, заключен договор
на 2001-2002 г. на окончание работ по инвентаризации
земель в полном объеме (44760 га).
РОЛЬ ГОРОДСКОГО КАДАСТРА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
РАЗВИТИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
В данной главе мы покажем,
как проводимые работы по созданию городского
кадастра влияют на социально-экономические
процессы в Екатеринбурге.
Существенную роль
в ускорении социально-экономического
развития города играет адекватное формирование
критериев для осуществления земельной
налоговой политики, выявление землепользователей,
определение и регулярная корректировка
уровня земельных платежей в рамках проводимой
земельной политики. Все это требует адекватного
информационного обеспечения и непрерывного
анализа возможных последствий управленческих
решений с помощью современных информационных
систем, в частности земельного кадастра.
Таким образом, формирование
рынка земли, правильный учет стоимости
земли, адекватная земельная ценовая и
налоговая политика и ее полноценное информационное
обеспечение позволяет существенно повлиять
на экономическую политику города, сделать
еще больший акцент в развитии города
на более полное удовлетворение интересов
его жителей.
Роль земельного
кадастра в формировании бюджета города
Екатеринбурга
Земельный налог и
арендная плата за землю являются одним
из источников формирования городского
бюджета. Анализ запланированных средств
от земельных платежей в местные бюджеты
крупных и экономически развитых городов
на 2000 год представлен в Приложении 3. Из
приведенных данных видно, что в доходной
части городских бюджетов поступления
от земельного налога в среднем составляют
около 5%. В Екатеринбурге земельные платежи
формируют - 3,3% доходной части городского
бюджета, в Перми –5,9%, в Челябинске - 6,8%.
Причем в городские бюджеты в РФ, за исключением
Москвы, больше средств поступает от земельного
налога, чем от арендной платы. За последние
пять лет складывается тенденция к росту
поступлений платы за землю (в том числе
и в Екатеринбурге) [15; 17; 22].
Преимущественным
источником пополнения бюджета в Екатеринбурге
является подоходный налог с физических
лиц (27,0 % всех поступлений в бюджет). Следующим
по весомости является местный налог на
содержание жилфонда – 21,7 %. Налог на добавленную
стоимость и налог на имущество предприятий
и физических лиц формируют по 11,0% доходов
бюджета. В новый Налоговый Кодекс заложена
тенденция передачи средств от поступления
подоходного налога в Федеральный бюджет
и увеличение доли налога на имущество,
в т.ч. земельного налога в доходной части
бюджета (что соответствует мировой практике)
путем расширения полномочий местных
органов власти в дифференциации ставок
земельного налога.
Распределение земельных
платежей между уровнями бюджетной системы
РФ осуществляется в следующем объеме:
-в федеральный
бюджет - 30%,
-бюджеты субъектов
РФ (за исключением г. Москвы) - 20%,
-бюджеты городов
и поселков, иных муниципальных образований
-50%.
Поступление земельных
платежей в Екатеринбурге с каждым годом
повышается (см. приложение 4,5). Это обусловлено
работами по созданию земельного кадастра
(см. вторую главу), а также усилением темпов
проведения компании по оформлению договоров
аренды земли по материалам инвентаризации.
С 1996 г. трижды проводилась
увеличение ставок земельного налога:
в 1997 г. и 1998 г. – в 2 раза, в 2000 г. – в 1,2 раза.
Эти увеличения были направлены на компенсацию
инфляции, в связи с этим наблюдается большое
увеличение земельных платежей в последующие
годы, которое не связано с проведением
кадастровых работ в городе.
Особенно хорошо видна
тенденция повышения земельных платежей
после проведения кадастровых работ на
примере 1996, 1997 и 2000 годов, так как в 1996
и 1999 гг. не было увеличения ставок земельного
налога. Экономическая оценка территории
муниципального образования, выполненная
Институтом экономики УрО РАН и инвентаризация
земель Железнодорожного района, проведенные
в 1996 г. способствовали увеличению поступлений
земельных платежей по г. Екатеринбургу
во все уровни бюджетов почти в два раза
с 42000 тыс. рублей в 1996 году до 74825 тыс. рублей
в 1997 г. С 1999 по 2000 гг. проводилась инвентаризация
Октябрьского района и в 2000 году земельные
платежи по этому району увеличились с
17163 тыс. руб. до 31492 тыс. руб.
Так как все районы
города не одинаковы по площади и соответственно
сбор земельных площадей в крупных районах
может быть выше чем в районах с меньшей
площадью, то в работе выполнен расчет
земельных платежей в расчете с 1га территории.
В 2000 году поступления
в расчёте с 1 га территории в среднем по
городу составили 6,5 тыс. руб., а в Железнодорожном
районе - около 10,8 тыс.руб. с 1 га, в Орджоникидзевском – 4,9
тыс. руб. с 1 га, в Кировском – 6,7 тыс.руб.
с 1 га. По отдельным районам (где не было
инвентаризации) поступления ниже среднего
уровня почти в два раза (Верх-Исетский
с 1 га. – 2,7 тыс.руб.).
В 1999 г. также не было
изменения ставок земельного налога, а
уже в 2000 г. объем земельных платежей значительно
вырос по всем районам города, этот рост
связан с повышением платежей по арендной
плате в 1999 г. – 66485 тыс.руб., в 2000 г. - 143884
тыс. руб. Большой прирост земельных платежей,
был связан с принятием в 1999г. Госдумой
закона о налоговой амнистии, благодаря
которому была разрешена выплата задолженностей
без выплаты пени.
За 1999 год в Екатеринбурге
выявлено 710 юридических лиц и 5323 граждан-недоимщиков
по арендной плате. В случае не внесения
арендной платы в установленный срок,
арендатору начисляется пеня. В 2000 году
размер пени за просрочку платежа по договорам
аренды земли составляет 0,1% от суммы недоимки
за каждый день просрочки. Для сравнения,
в Челябинске и Перми величина пени такая
же, в Москве составляет 0,3%.
С учетом проведенного
анализа можно отметить, что четко видна
положительная тенденция роста земельных
платежей, в связи с проводимой Администрацией
города инвентаризацией земель города
и других кадастровых работ. Анализ поступления
земельных платежей по тем районам города,
где прошла инвентаризация, показывает,
что поступившие платежи как минимум в
два раза выше, чем в районах, где не было
инвентаризации.
Также в работе выполнен
расчет экономической эффективности кадастровой
системы. Для этого потребовалось сравнить
сумму, затраченную на создание кадастра
в Екатеринбурге – 17500 тыс. руб. (см. п. 3.4.)
с приростом земельных платежей после
проведения кадастровых работ по каждому
району. Для этого был выявлен этот прирост
в процентном соотношении, он составил
в среднем 40%. Затем по каждому району за
все годы после проведения кадастровых
работ была выделена доля от земельных
платежей в 40% (например по Железнодорожному
району эти доли составили в 97г. – 4400тыс.
руб.; в 98г. – 6400 тыс. руб.; в 99г. – 13600тыс.руб.;
в 2000г. – 16800 тыс. руб.) Просуммировав полученные
цифры, был получен прирост земельных
платежей после проведения кадастровых
работ в городе с 1997 по 2000гг., который составил
около 150000 тыс. руб. (см. таблицу 2).
Таблица 2
Прирост земельных
платежей после проведения кадастровых
работ
в Екатеринбурге*
районы |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
Железнодорожный |
4400 |
6400 |
13600 |
16800 |
Кировский |
4000 |
5600 |
10400 |
15200 |
Орджоникидзевский |
- |
10800 |
22400 |
16800 |
Октябрьский |
- |
- |
6800 |
12400 |
итог |
8400 |
22800 |
53200 |
61200 |
*Составлено автором
по информации, предоставленной
городской налоговой инспекцией
Выполненные расчеты
доказывают, что кадастровая система действительно
является эффективной и самоокупаемой,
она принесла доход в 8 раз больше чем затраты
на ее создание.
В отношении использования
средств, поступающих от платы за землю,
Закон РФ "О плате за землю" определяет,
что земельный налог и арендная плата
учитываются в доходах и расходах соответствующих
бюджетов отдельной строкой и используются
исключительно на следующие цели:
- финансирование
мероприятий по землеустройству,
ведению земельного кадастра, мониторинга,
охране земель и повышению
их плодородия, освоению новых
земель, на компенсацию собственных
затрат землепользователя на
эти цели и погашение ссуд,
выданных под указанные мероприятия
и процентов за их использование. Средства
на эти цели расходуются по соответствующим
нормативам;
- инженерное и
социальное обустройство территории.
Оно включает создание необходимых условий
для предоставления земель, рационального
и эффективного использования их по назначению
(строительство дорог, линий связи, электроснабжения,
водопровода, канализации, газоснабжения).
В Екатеринбурге в
бюджете на 2001 год, запланированный расход
на финансирование мероприятий по улучшению
землеустройства и землепользования от
земельных платежей составляет 32,5% [22].
Ежегодно землеустроительными
и финансовыми органами разрабатывается
и утверждается главой города программа
расходования средств, поступающих от
платы за землю. В программе устанавливаются
объемы финансирования конкретных объектов.
Большая часть средств используется для
финансирования работ по созданию земельного
и городского кадастра, инженерное обустройство
территории, охрану земель.
В 2001 году средства,
поступившие от платы за землю на территории
города Екатеринбург, планируется расходовать
следующим образом:
- землеустройство – 2,05
%;
- земельный и
городской кадастр - 31,35 %;
- мониторинг земель
- 0,13 %,
- повышение плодородия
почв – 2,94 %
- освоение новых
земель – 22,14 %;
- инженерное обустройство
территории – 31,32 %;
- охрана земель
- 10,08 %.
При этом службами,
выполняющими указанные мероприятия
и ответственными за финансирование,
выступают Комитет по земельным ресурсам
и землеустройству г. Екатеринбурга, Главное
управление архитектуры и регулирования
земельных отношений, районные службы,
Управление капитального строительства,
Управление благоустройством, Управление
здравоохранения, Комитет по экологии
и другие.
Развитие
земельного рынка в Екатеринбурге
С 1992 г. в Екатеринбурге
начал формироваться рынок земли, в частную
собственность в основном предоставляются
небольшие по площади земельные участки
(до 1000 кв.м.) с целевым назначением только
для индивидуальной жилой застройки и
садово-огороднических хозяйств. С началом
земельной реформы в Екатеринбурге резко
активизировался процесс предоставления
земли в частную собственность физическим
лицам по землеотводным документам – первичный
рынок земли (с 1993 г. по 1999г. – 36473 сделки),
а на базе первичного рынка формируется
вторичный рынок земли, основой которого
является купля-продажа земельных участков.
Сделки купли-продажи увеличиваются каждый
год, что также видно в таблице 3.
Таблица 3
Развитие земельного
рынка в Екатеринбурге*
Тип сделки |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
Всего с 1993 по 1999 гг. |
Первичный рынок: землеотводные
документы |
2700 |
1418 |
581 |
36473 |
Вторичный рынок земли:
купля-продажа |
146 |
599 |
1381 |
2540 |
Постоянное (бессрочное)
пользование |
617 |
406 |
310 |
2095 |
Долгосрочная аренда |
464 |
609 |
1140 |
2526 |
Краткосрочная аренда |
705 |
563 |
365 |
2384 |
*Составлено автором
по данным Комитета по земельным
ресурсам и землеустройству г.
Екатеринбурга.
В таблице используются
данные с 1993 г. по 1999 г., так как только до
1999 г. Комитетом по земельным ресурсам
и землеустройству г. Екатеринбурга регистрировались
все права на земельные участки, с 2000 г.
эта функция была передана «Регистрационной
палате» обмен данными, с которой не находится
на должном уровне. На сегодняшний день
только 3 предприятия выкупили свою землю
в частную собственность («ВИЗ», «Калина»).
Поэтому в Екатеринбурге аренда остается
почти единственным механизмом, способствующим
обороту земель, предоставленных предприятиям
и другим юридическим лицам, с каждым годом
увеличивается количество сделок с долгосрочной
арендой если в 1997г. – 464 сделки, то в 1999
г. – 1140. Количество сделок по краткосрочной
аренде ежегодно уменьшается, потому что
договора краткосрочной аренды в основном
заключались под киоски и ларьки, максимальное
количество которых было в начале 90-х годов
и постепенно их число стало уменьшаться,
им на смену пришли магазины, встроенные
в первые этажи зданий.