Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 09:13, реферат
Объект исследования – интеграционные процессы в странах Азиатско-тихоокеанского региона, предметом исследования выступают особенности интеграционных процессов и интегрированность отдельных стран в АТР.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе…………………………....4
1.1. Характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона……………………..4
1.2 АТЭС: цели создания и перспективы развития…………………………...11
2. Роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе………………………...13
Заключение………………………………………………………………...……32
Библиографический список……………………………………………………34
Нет оснований
для оптимистических прогнозов
на ближайшие годы и в отношении
существенного развития и углубления
наших торгово-экономических
Развитие совместного предпринимательства. Важным фактором, сдерживающим развитие широкомасштабного экономического сотрудничества России со странами АТР, является ограниченность форм его осуществления. Пока арсенал форм торгово-экономических отношений России со странами этого региона практически ограничен в своей основе традиционными видами экспортно-импортных операций. В экономических отношениях практически отсутствуют кооперационные связи. Свернуто сотрудничество в рамках компенсационных соглашений с Японией.
Несмотря на рост за последние годы числа совместных предприятий, эта форма сотрудничества оказывает слабое воздействие на развитие товарооборота России со странами АТР. Так, на середину 2001 г. в России действовало около 1100 совместных предприятий, созданных с участием капиталов из стран АТР. Большая часть этих СП находится на Дальнем Востоке. В шести случаях из десяти партнерами являются предприниматели из Китая.
По объему инвестиций — впереди Япония (немного меньше трети всех инвестиций стран АТР в России). Речь, таким образом, идет преимущественно о небольших предприятиях. По состоянию на середину 2001 г. доля их продукции на внутреннем рынке Сибири и Дальнего Востока составляла всего 0,5%.
За редким исключением все эти предприятия заняты в торгово-посреднической деятельности и сфере обслуживания. Лишь небольшая их часть функционирует в производственной сфере (добыча и переработка морепродуктов, лесная промышленность). Таким образом, пока социально-экономический эффект от привлечения иностранных инвестиций в Сибирь и Дальний Восток в форме СП остается невысоким.
Свободные экономические зоны. Дальний Восток стал пионером в создании свободных экономических зон (СЭЗ). В настоящее время здесь создаются три такие зоны: в Находке, на Сахалине и на Курилах. Развитие их идет неравномерно. Пока наиболее активно иностранные инвестиции (причем не только из стран АТР) поступают в Находку.
В то же время на Сахалине и на Курилах создание зон встретилось с большими трудностями, хотя и по разным причинам (в первом случае — из-за огромной территории Сахалина, во втором — из-за политических причин). Достижение положительного эффекта от создания СЭЗ возможно лишь при концентрации усилий и средств на формировании относительно небольших зон на тщательно отобранных территориях, имеющих выгодные экономико-географическое положение и условия. Именно такие зоны, особенно зоны экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки.
Что же касается крупных зон (типа Сахалинской), то значительность их территорий и большой объем средств, необходимый для создания там соответствующей производственной, транспортной и социальной инфраструктуры, диктуют необходимость поэтапного их формирования.
Сравнительно медленный приток иностранных инвестиций в созданные на Дальнем Востоке СЭЗ означает, что в обозримой перспективе они не дадут существенного прироста экспортных ресурсов. Что касается проекта создания свободной экономической зоны в районе дельты реки Туманган (на стыке границ КНДР, КНР и России), сориентированного применительно к России на разработку ее сырьевых ресурсов и развитие транспортной инфраструктуры, то возможная его реализация— дело не близкого будущего, да и целесообразность участия в нем России заслуживает дополнительной тщательной, взвешенной оценки. Проект этот, в частности, намечает прокладку железной дороги через Китай и республики Средней Азии в Европу. Этот путь на 2 тыс. км короче БАМа. Сооружение подобной дороги может серьезно подорвать значение БАМа и российских дальневосточных портов в транссибирских транзитных перевозках.
Кроме того, этот
дорогостоящий проект может стать
серьезным конкурентом наших
СЭЗ, прежде всего в Находке. Учитывая
сложную финансово-
По объему товарооборота с Россией страны Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока заметно уступают странам АТР. На них приходится менее 30% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами.
Из стран Южной Азии ведущим партнером России по торгово-экономическому сотрудничеству является Индия, развитию экономического сотрудничества с которой наша страна всегда придавала приоритетное значение. За два истекших десятилетия (70-80-е гг.) взаимный товарооборот бывшего СССР и Индии увеличился почти в 10 раз и превысил 4 млрд. долл. Широких масштабов достигало экономическое и техническое содействие бывшего СССР в сооружении на территории Индии народнохозяйственных объектов, научно-техническое и военно-техническое сотрудничество.
В соответствии с подписанными соглашениями при экономическом и техническом содействии бывшего СССР на территории Индии предусматривалось сооружение 103 народнохозяйственных объектов, из которых было введено в строй 63. Взаимные поставки экспортно-импортной продукции, объекты, построенные при содействии бывшего СССР, играли важную роль в удовлетворении народнохозяйственных потребностей сотрудничающих сторон.
Распад Советского Союза, кризисные процессы в российской экономике обусловили резкое падение товарооборота с Индией. В 2001 г. объем российско-индийской взаимной торговли сократился до 1,4 млрд. долл. и был меньше 8 сравнении с уровнем предыдущего года в 2,5 раза. В 2001 г. он составлял 1,2-1,3 млрд. долл. Резко сократились объемы экономического и технического содействия, оказываемого нашей страной Индии, в том числе и в сооружении тех объектов, которые были ориентированы на производство экспортной продукции для поставок в Россию. Свернуто было также военно-техническое сотрудничество с этой страной, уменьшились поставки в Индию военной техники. В предшествующие годы Индия являлась крупнейшим импортером военной техники, поставляемой нашей страной.
В настоящее время как Россия, так и Индия предпринимают усилия к восстановлению и развитию торгово-экономических связей и приданию им характера и объемов, которые отвечали бы объективным потребностям сотрудничающих сторон.
Россия, в частности,
сохраняет заинтересованность в
импорте из Индии чая, кофе, специй,
арахиса, консервированных фруктов, джутовых,
текстильных и швейных изделий,
парфюмерно-косметических товар
По-прежнему пользуются
спросом в России некоторые виды
индийских машин и
Со своей стороны Россия могла бы продолжать эффективно продавать в Индию машины, оборудование, транспортные средства, цветные металлы, удобрения, газетную бумагу, асбест и другие товары.
Из стран Ближнего и Среднего Востока крупнейшим торговым партнером России является Турция. Объем внешней торговли с этой страной с 2000 по 2001 г. составил 2,3 млрд. долл. (при положительном сальдо России в 600 млн. долл.).
Турция закупает в России природный газ, уголь, нефтепродукты, сырую нефть, химикаты, лесоматериалы, черные и цветные металлы, бумагу, цемент, автомобили, другую машинотехническую продукцию. Российский импорт из Турции в основном состоит из потребительских товаров, минерального сырья, стройматериалов, некоторых видов машиностроительной продукции. Активно развивается сотрудничество России с Турцией в области строительства. В 2001 г. с помощью турецких строительных фирм на территории России сооружались 62 объекта. Среди них сахарный завод в Краснодарском крае, химические заводы в Сибири и др. Всего же портфель заказов турецких строителей на конец 2001 г. составлял 2,5 млрд. долл.
Россия, со своей стороны, продолжала строительство в Турции газопровода, участка железной дороги, автомобильных мостов, гидрокомплекса, плотины, а также модернизацию и расширение алюминиевого завода. С 2000 г. заметно увеличиваются поставки в Турцию российского газа, что должно привести к дальнейшему расширению российско-турецкой торговли. По имеющимся прогнозам, объемы взаимной торговли России и Турции к концу века могут существенно возрасти.
Заключение
Особенности процессов
интеграции в азиатско-тихоокеанском
регионе чрезвычайно
Интеграция, как и другие формы международных связей, создает экономические эффекты за счет самого процесса взаимодействия партнеров. Они возникают в силу снижения уровня издержек и цен после устранения торговых барьеров, роста конкуренции, увеличения объемов рынка и оптимальных размеров производства, уменьшения административных расходов, эффективного внутрирегионального распределения и использования факторов производства и др.
Процесс интеграции, тем не менее, достаточно противоречив и политически непрост, так как эффекты интеграции распределяются между государствами и их экономическими субъектами достаточно неравномерно, причем последние могут нести и прямые убытки от объединения. Но в долгосрочном плане преимущества интеграции для стран оказываются несомненными.
Многие ученые
и политики считают АТЭС возможным
экономическим и политическим центром
мира в XXI в. Это предположение
Итоги участия России в АТР:
1) Динамичная
политика нынешнего
2) Ассоциация
экономического сотрудничества
стран Тихоокеанского региона
за годы своего развития
3) У РФ появился шанс занять в АТР и мире место, адекватное её политическим и экономическим возможностям. Без активного и деятельного участия в работе АТЭС Россия не сможет оказывать существенное влияние на развитие АТР, который представляет для неё сферу важных экономических и политических интересов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Значение интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе