Значение интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 09:13, реферат

Краткое описание

Объект исследования – интеграционные процессы в странах Азиатско-тихоокеанского региона, предметом исследования выступают особенности интеграционных процессов и интегрированность отдельных стран в АТР.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе…………………………....4
1.1. Характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона……………………..4
1.2 АТЭС: цели создания и перспективы развития…………………………...11
2. Роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе………………………...13
Заключение………………………………………………………………...……32
Библиографический список……………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Максимова.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Нет оснований  для оптимистических прогнозов  на ближайшие годы и в отношении  существенного развития и углубления наших торгово-экономических отношений  с такими странами региона — членами  АСЕАН, как Малайзия, Филиппины, Индонезия. Важнейшая причина тому — отсутствие у России достаточных экспортных ресурсов конкурентоспособной продукции, которая бы могла представить интерес для этих стран.

Развитие совместного  предпринимательства. Важным фактором, сдерживающим развитие широкомасштабного экономического сотрудничества России со странами АТР, является ограниченность форм его осуществления. Пока арсенал форм торгово-экономических отношений России со странами этого региона практически ограничен в своей основе традиционными видами экспортно-импортных операций. В экономических отношениях практически отсутствуют кооперационные связи. Свернуто сотрудничество в рамках компенсационных соглашений с Японией.

Несмотря на рост за последние годы числа совместных предприятий, эта форма сотрудничества оказывает слабое воздействие на развитие товарооборота России со странами АТР. Так, на середину 2001 г. в России действовало около 1100 совместных предприятий, созданных с участием капиталов из стран АТР. Большая часть этих СП находится на Дальнем Востоке. В шести случаях из десяти партнерами являются предприниматели из Китая.

По объему инвестиций — впереди Япония (немного меньше трети всех инвестиций стран АТР  в России). Речь, таким образом, идет преимущественно о небольших предприятиях. По состоянию на середину 2001 г. доля их продукции на внутреннем рынке Сибири и Дальнего Востока составляла всего 0,5%.

За редким исключением  все эти предприятия заняты в  торгово-посреднической деятельности и сфере обслуживания. Лишь небольшая их часть функционирует в производственной сфере (добыча и переработка морепродуктов, лесная промышленность). Таким образом, пока социально-экономический эффект от привлечения иностранных инвестиций в Сибирь и Дальний Восток в форме СП остается невысоким.

Свободные экономические  зоны. Дальний Восток стал пионером в создании свободных экономических  зон (СЭЗ). В настоящее время здесь  создаются три такие зоны: в  Находке, на Сахалине и на Курилах. Развитие их идет неравномерно. Пока наиболее активно  иностранные инвестиции (причем не только из стран АТР) поступают в Находку.

В то же время  на Сахалине и на Курилах создание зон встретилось с большими трудностями, хотя и по разным причинам (в первом случае — из-за огромной территории Сахалина, во втором — из-за политических причин). Достижение положительного эффекта от создания СЭЗ возможно лишь при концентрации усилий и средств на формировании относительно небольших зон на тщательно отобранных территориях, имеющих выгодные экономико-географическое положение и условия. Именно такие зоны, особенно зоны экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки.

Что же касается крупных зон (типа Сахалинской), то значительность их территорий и большой объем средств, необходимый для создания там соответствующей производственной, транспортной и социальной инфраструктуры, диктуют необходимость поэтапного их формирования.

Сравнительно  медленный приток иностранных инвестиций в созданные на Дальнем Востоке СЭЗ означает, что в обозримой перспективе они не дадут существенного прироста экспортных ресурсов. Что касается проекта создания свободной экономической зоны в районе дельты реки Туманган (на стыке границ КНДР, КНР и России), сориентированного применительно к России на разработку ее сырьевых ресурсов и развитие транспортной инфраструктуры, то возможная его реализация— дело не близкого будущего, да и целесообразность участия в нем России заслуживает дополнительной тщательной, взвешенной оценки. Проект этот, в частности, намечает прокладку железной дороги через Китай и республики Средней Азии в Европу. Этот путь на 2 тыс. км короче БАМа. Сооружение подобной дороги может серьезно подорвать значение БАМа и российских дальневосточных портов в транссибирских транзитных перевозках.

Кроме того, этот дорогостоящий проект может стать  серьезным конкурентом наших  СЭЗ, прежде всего в Находке. Учитывая сложную финансово-экономическую  обстановку в стране, России, очевидно, следует не закладывать новые  СЭЗ на Дальнем Востоке, а сосредоточить основные усилия на уже строящихся зонах, которые могли бы реально способствовать развитию экспортного потенциала этого региона, увеличению валютных поступлений, освоению новых технологий и передового опыта управления.

По объему товарооборота с Россией страны Южной Азии, Ближнего и Среднего Востока заметно уступают странам АТР. На них приходится менее 30% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами.

Из стран  Южной Азии ведущим партнером  России по торгово-экономическому сотрудничеству является Индия, развитию экономического сотрудничества с которой наша страна всегда придавала приоритетное значение. За два истекших десятилетия (70-80-е гг.) взаимный товарооборот бывшего СССР и Индии увеличился почти в 10 раз и превысил 4 млрд. долл. Широких масштабов достигало экономическое и техническое содействие бывшего СССР в сооружении на территории Индии народнохозяйственных объектов, научно-техническое и военно-техническое сотрудничество.

В соответствии с подписанными соглашениями при  экономическом и техническом содействии бывшего СССР на территории Индии предусматривалось сооружение 103 народнохозяйственных объектов, из которых было введено в строй 63. Взаимные поставки экспортно-импортной продукции, объекты, построенные при содействии бывшего СССР, играли важную роль в удовлетворении народнохозяйственных потребностей сотрудничающих сторон.

Распад Советского Союза, кризисные процессы в российской экономике обусловили резкое падение  товарооборота с Индией. В 2001 г. объем  российско-индийской взаимной торговли сократился до 1,4 млрд. долл. и был меньше 8 сравнении с уровнем предыдущего года в 2,5 раза. В 2001 г. он составлял 1,2-1,3 млрд. долл. Резко сократились объемы экономического и технического содействия, оказываемого нашей страной Индии, в том числе и в сооружении тех объектов, которые были ориентированы на производство экспортной продукции для поставок в Россию. Свернуто было также военно-техническое сотрудничество с этой страной, уменьшились поставки в Индию военной техники. В предшествующие годы Индия являлась крупнейшим импортером военной техники, поставляемой нашей страной.

В настоящее  время как Россия, так и Индия  предпринимают усилия к восстановлению и развитию торгово-экономических  связей и приданию им характера и  объемов, которые отвечали бы объективным потребностям сотрудничающих сторон.

Россия, в частности, сохраняет заинтересованность в  импорте из Индии чая, кофе, специй, арахиса, консервированных фруктов, джутовых, текстильных и швейных изделий, парфюмерно-косметических товаров, а также медикаментов, многие из которых уже прошли сертификацию в России.

По-прежнему пользуются спросом в России некоторые виды индийских машин и оборудования, прежде всего электроники, оборудования для пищевой и фармацевтической промышленности.

Со своей стороны Россия могла бы продолжать эффективно продавать в Индию машины, оборудование, транспортные средства, цветные металлы, удобрения, газетную бумагу, асбест и другие товары.

Из стран  Ближнего и Среднего Востока крупнейшим торговым партнером России является Турция. Объем внешней торговли с этой страной с 2000 по 2001 г. составил 2,3 млрд. долл. (при положительном сальдо России в 600 млн. долл.).

Турция закупает в России природный газ, уголь, нефтепродукты, сырую нефть, химикаты, лесоматериалы, черные и цветные металлы, бумагу, цемент, автомобили, другую машинотехническую продукцию. Российский импорт из Турции в основном состоит из потребительских товаров, минерального сырья, стройматериалов, некоторых видов машиностроительной продукции. Активно развивается сотрудничество России с Турцией в области строительства. В 2001 г. с помощью турецких строительных фирм на территории России сооружались 62 объекта. Среди них сахарный завод в Краснодарском крае, химические заводы в Сибири и др. Всего же портфель заказов турецких строителей на конец 2001 г. составлял 2,5 млрд. долл.

Россия, со своей  стороны, продолжала строительство  в Турции газопровода, участка железной дороги, автомобильных мостов, гидрокомплекса, плотины, а также модернизацию и  расширение алюминиевого завода. С 2000 г. заметно увеличиваются поставки в Турцию российского газа, что должно привести к дальнейшему расширению российско-турецкой торговли. По имеющимся прогнозам, объемы взаимной торговли России и Турции к концу века могут существенно возрасти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Особенности процессов  интеграции в азиатско-тихоокеанском  регионе чрезвычайно разнообразны и в некоторой степени уникальны. На данный момент можно с уверенностью сказать лишь то, что очевидно формирование нового полюса мировой экономики, и мир выходит из сложившейся системы.

Интеграция, как  и другие формы международных  связей, создает экономические эффекты  за счет самого процесса взаимодействия партнеров. Они возникают в силу снижения уровня издержек и цен после  устранения торговых барьеров, роста конкуренции, увеличения объемов рынка и оптимальных размеров производства, уменьшения административных расходов, эффективного внутрирегионального распределения и использования факторов производства и др.

Процесс интеграции, тем не менее, достаточно противоречив и политически непрост, так как эффекты интеграции распределяются между государствами и их экономическими субъектами достаточно неравномерно, причем последние могут нести и прямые убытки от объединения. Но в долгосрочном плане преимущества интеграции для стран оказываются несомненными.

Многие ученые и политики считают АТЭС возможным  экономическим и политическим центром  мира в XXI в. Это предположение обосновывается и быстрым социально-экономическим  развитием стран региона, и наличием здесь мощных экономических держав – США, Китая и Японии, а также Австралия и Новая Зеландия. А проанализировав эту работу, становится ясно, что АТЭС обладает необходимым потенциалом – и по темпам развития понятно, что большинство стран АТР совсем скоро перейдут в разряд развитых. Китай уже значительно увеличил значение своего присутствия на мировом рынке, не переставая при этом совершенствоваться технологически, и начинает инвестировать средства в экономику других стран. И в настоящий момент КНР имеет достаточно ресурсов, чтобы стать новым центром не только своего региона, но и всей мировой экономики.

Итоги участия  России в АТР:

1) Динамичная  политика нынешнего руководства  страны вернула России положение  активного участника азиатской  и мировой политики. Дан импульс углублению многостороннего сотрудничества в интересах взаимного развития.

2) Ассоциация  экономического сотрудничества  стран Тихоокеанского региона  за годы своего развития превратилась  в оказывающую существенное влияние  на всю совокупность международных отношений. Она сумела разработать и отладить механизм сочетания интересов стран, находящихся на различных этапах социально-экономического развития, принадлежащих к разным культурам и концессиям.

3) У РФ появился  шанс занять в АТР и мире  место, адекватное её политическим и экономическим возможностям. Без активного и деятельного участия в работе АТЭС Россия не сможет оказывать существенное влияние на развитие АТР, который представляет для неё сферу важных экономических и политических интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения : учелбник. / Е.Ф. Авдокушин. – М. : Юристъ,2009
  2. Арин О.А. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность./ О.А. Арин. – М.: Флинта, Наука, 2007.
  3. Васильев В.Ф. Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. / В.Ф. Васильев, Ю.О. Левтонова.–М.: Наука,2010.
  4. Дралин А.И. Международные экономические отношения: учебное пособие / А.И. Дралин, С.Г. Михнева. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2009.
  5. Кикабидзе Э. Тенденции во внешнеэкономических связях ДВ России с Японией/Э. Кикабидзе //Проблемы Дальнего Востока. – 2008
  6. Киреев А.П. Международная экономика: учебное пособие для вузов/А. П. Киреев – М.: Международные отношения, 2011.
  7. Кочетов Э.Г. Геоэкономика: Учебник. / Э. Г. Кочетов – М.: БЕК, 2011.
  8. Матяш В.Н. Мировые инвестиционные потоки - США, Россия, страны с переходной экономикой, развивающиеся государства : сравнительный анализ./ В. Н. Матяш.– М.: МИД России, 2011
  9. Международные экономические отношения: Учебник/ под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: Журнал «Внешнеэкономический бюллетень», дипломатическая академия при МИД РФ, 2009
  10. Мировая экономика в начале XXI века: сборник научных статей. / под ред. В.М. Грибанич.– М.: Научная книга, 2011
  11. Российско-Китайское экономическое сотрудничество // Дипломатический вестник, 2011
  12. Сальваторе Д. Международная экономика. / Д. Сальваторе. – М.: Институт внешнеэкономических связей и управления, 2009

 




Информация о работе Значение интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе