Идейный фундамент теории общественного выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 00:31, реферат

Краткое описание

Теория общественного выбора представляет собой одно из наиболее ярких
направлений экономического империализма, связанное с применением
методологии неоклассической экономической теории для изучения политических
процессов и феноменов. Зародившись в 1960-х годах как отрасль экономической
науки, изучающая вопросы налогообложения и государственных расходов, теория
общественного выбора в последующие десятилетия значительно расширила сферу
своего анализа и в настоящее время может рассматриваться в качестве
дисциплины, по праву претендующей на статус экономической теории политики.

Содержание

1. ИДЕЙНЫЙ ФУНДАМЕНТ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА………4

2. ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЯ…………………………………………………...7

3. ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИКА…………………………………………………….10

4. ПОВЕДЕНИЕ БЮРОКРАТИИ…………………………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика петрова осадчая.docx

— 40.64 Кб (Скачать файл)

определенной величины, то избиратель старается  избежать  исполнения  своего

гражданского  долга,  становясь   человеком,   для   которого   рациональнее

проигнорировать политический процесс.

 

 

 

      3. ПОВЕДЕНИЕ   ПОЛИТИКА

 

      Помимо  голосования существуют  другие  каналы  выражения  политической

воли.  Люди,  заинтересованные  в  конкретном  политическом  решении,  могут

заняться лоббированием.  То есть, посредством  каких-либо  факторов,  влиять

на решения избранного во  власть  лица,  заниматься  пропагандой  каких-либо

политических решений.

      Теория  общественного выбора  рассматривает   процесс  принятия  решений

как разновидность рыночной сделки, или торга: "Вы мне  обеспечиваете  голоса

на  выборах  –   я   вам   обеспечиваю   проведение   в   жизнь   конкретных

правительственных программ, удовлетворяющих ваши  интересы".  Лоббисты  ищут

не что иное, как политическую ренту (осуществляют  "погоню  за  политической

рентой"). Политическая рента  –  это  получение  экономической  ренты  через

политические  институты,   или,   иначе   выражаясь,   путем   политического

прогресса.

      Как и  любая деятельность, лоббизм имеет  свою альтернативную стоимость.

Во-первых, избиратели должны иметь некую информацию о предстоящих  выборах  и

определить   круг   насущных   проблем,   по   которым   требуется   решение

правительства. Здесь стоит  отметить,  что  информация  имеет  альтернативную

стоимость, выраженную деньгами, временем, или  их  объединением.  Во-вторых,

избиратели  должны  поддерживать  связь  со  своими  избранниками.   Письма,

телеграммы, объявления в  газетах, использование профессиональных  "лобби"  в

столице так же стоят денег  и времени.  Мало  кто  из  избирателей  чувствует

столь  великую  заинтересованность  в   определенном   решении   какого-либо

вопроса, что считает ее адекватной усилиям,  затраченным  на  хотя  бы  одно

письмо тому, за кого он голосовал.

      Однако  определенные  группы  людей   с   взаимными   и   значительными

интересами  находятся  в  несколько  иной  ситуации.  Они  могут   разделить

грядущие затраты на обмен  информацией,  изложение  своих  взглядов  выборным

представителям;  они  могут  нанимать  профессиональных  "лобби"  на  полный

рабочий день. В результате, их влияние  на  правительственные  органы  может

быть в несколько раз  сильнее по сравнению с тем, кто  действует в  одиночку.

      Непропорциональная их размерам сила  небольших  хорошо  организованных

групп иногда работает на руку другим объединениям, которые  преследуют  свои

цели, считая их непременно полезными для всех граждан. Это  вполне  применимо

к кругу лиц, одержимых  поисками ренты, которые  имеют  своей  главной  целью

лишь получение узких  интересов  получения  личной  выгоды.  Порой  интересы

определенного круга лиц  настолько важны для них же,  что  простым  собранием

они готовы принять решение  о  выдвижение  своего  кандидата  в  депутата  и

дальнейшего его продвижения. Возможности  узкого  круга  лиц  в  продвижении

“своего человека”  сильны, поскольку подкреплены как личными интересами,

так и интересами предприятия  в целом. Но не надо думать, что  для  получения

поддержки  в  развитии  или  начинании,  каждый  раз  заинтересованные  лица

выдвигают своего  кандидата.  Решение  о  выдвижении  носит  обоснованный  и

обдуманный характер. Примером может послужить продвижение  в думе   закона  о

повышении пошлин на ввозимые иностранные автомобили. Такое решение не  могло

бы быть поставлено на рассмотрение без “своего человека” от  представителей

автомобильных концернов  России. Данный  пример  отражает  одну  из  основных

предпосылок теории общественного  выбора –  получение  личных  выгод,  но  не

только политиками, но и  за счет политиков

      Как отмечалось  раньше, в  большинстве  своем   избиратели  голосуют  не

часто, и политические проблемы в  перерывах  между  кампаниями  занимают  не

много  места.  Наоборот,  члены  думы,  правительства   и   т.д.   ежедневно

встречаются и обмениваются мнениями, а так же голосуют по  сотням  вопросов.

Это дает им  возможность  заниматься  "обменом  и  торговлей"  голосами  или

логроллингом.

      Смысл торговли  голосами весьма прост. Каждый  участник власти  выбирает

несколько вопросов, которые, по его мнению, важны  для  его  избирателей.  В

обмен на  голосование  "ЗА"  по  этим  пунктам  повестки  дня  этот  политик

обязуется оказать поддержку  тем, кто согласиться на это предложение.

      Практика  логроллинга, в конечном счете, ведет к принятию  определенных

программ.  Такие  программы  создают  возможности  поиска  ренты  для  очень

ограниченного круга лиц, перекладывая затраты по осуществлению  программ  на

широкие  массы  налогоплательщиков  или  потребителей.  Это  означает,   что

практика логроллинга выдвигает на  первый  план  местные интересы  за  счет

общенациональных, поскольку  локальные вопросы  воздействуют  на  избирателей

больше всего. Таким образом, складывается  ситуация,  в  которой  избранному

представителю законодательной  власти имеет смысл  "продать"  свой  голос  по

важным,  общенациональным  вопросам  –   бюджетному   дефициту,   назначению

Верховного Суда, заключении внешнеполитических союзов и соглашений  – чтобы

заручиться  поддержкой  других  представителей  по  таким  узким   локальным

вопросам,  как  конкретный  военный  заказ  или   протекционистский   тариф,

которые выгодны его избирателям.

      Один  из  вариантов  продажи  голосов   –  это  бочонок  с   салом,   -

своеобразное "общественное корыто".  Так  называются  законы,  состоящие  из

серии небольших локальных  проектов, которые  выгодны  населению  какого-либо

региона,  но  осуществляются  за  счет  бюджета   всех   налогоплательщиков.

Политические предприниматели  в процессе длительной работы  добавляют  "сала"

в  этот  "бочонок",  до  тех  пор,  пока  не  наступает   уверенность,   что

необходимое большинство  голосов набрано.  Тогда на рассмотрение  выдвигается

целый пакет предложений, как единый закон.  Этот  законопроект  принимается,

хотя ни одна из его частей в отдельности не получила бы большинства  голосов

и не прошла бы тестирование, исходя из анализа затрат и результатов.

      Несмотря  на  многочисленные  примеры   неэффективности   логроллинга,

теоретики  общественного  выбора  склонны  считать  эти  пертурбации  скорее

нейтральными, так как они в сути  своей защищают  ни  плохие  не  хорошие

политические решения. Вероятнее  всего  функция  логроллинга  заключается в

выражении интересов сильно заинтересованного меньшинства,  при безразличии

или легкой оппозиции большинства. Ведь  в  практике  логроллинга,  наряду  с

"бочонком сала"  или  поиском  налоговых   лазеек  и  льгот,  решаются  такие

вопросы, как гражданские  права национальных и  расовых  меньшинств,  свобода

совести и религиозных  отправлений, и т.д.

      Избранные   в   законодательные   органы   представители   имеют   свои

собственные интересы,  которые  не  обязательно  и  не  всегда  совпадают  с

интересами поддерживающих их  избирателей.  Для  политического  деятеля  его

переизбрание на новый  срок – событие  высочайшего  приоритета,  -  хочет  ли

конкретный  народный  избранник  отстаивать  интересы   своих   избирателей,

бороться за воплощение тех  или иных проектов, получить власть и престиж  или

просто не беспокоиться о  поиске новой работы.

      Но для  того, чтобы быть переизбранным  на новый  срок,  надо  потратить

много денег.  Поэтому  политический  деятель  должен  стать  и  политическим

предпринимателем:   ему   необходимо   искать    источники    финансирования

предвыборной  кампании.  Лоббисты,  ищущие  ренты  для   определенных  узких

кругов, - это один из богатейших источников финансовой поддержки  кандидатов

на выборные должности. Хотя мало кто из членов конгресса в  открытую  продает

свои голоса, у них всегда находится время на изложение  своей  позиции  и  на

сбор пожертвований в  узком  графике  работы.  Часто  сторона,  располагающая

достаточным  количеством  времени  для  декларации  своей  позиции  наиболее

полным образом, оказываются  в выигрыше.

 

 

 

      4. ПОВЕДЕНИЕ  БЮРОКРАТИИ

 

      До настоящего  момента наше внимание к теории  общественного выбора было

сконцентрировано на  выборе,  который  делали  избиратели  и  избранные  ими

представители. Однако реальная практическая  деятельность  правительства  на

всех   уровнях    выполняется    множеством    правительственных    органов:

департаментов, агентств, учреждений, которые в совокупности хорошо  известны

нам как бюрократия.

      Государственные  учреждения  имеют  очевидные   сходства  и  различия  с

частными фирмами. Но, несмотря на ряд определенных  сходств  они  далеко  не

полностью  эквивалентны   частным   фирмам.   Во   многих   аспектах   своей

деятельности  они  способны  воспользоваться  преимуществами   иерархической

формы организации предприятия  в еще меньшей степени, чем  частные фирмы, и  в

то  же  самое  время  более  подвержены  недостаткам,  присущим  этой  форме

организации предприятия. Причины  этого  явления  кроются  в  трех  основных

пунктах: контроль, конкуренция и личные интересы бюрократии.

       Но  кто   проверяет  проверяющих?  В любой иерархической   структуре

деятельность подчиненных  контролируется на всех уровнях,  дабы  убедиться  в

добросовестном исполнении их служебных обязанностей. Но как обстоит дело  на

примере государственных учреждений? В государственном учреждении  наиболее

близким аналогом совета директоров  являются  его  выборные  законодательные

органы.  Ведь  одно  из  основных  занятий  законодателей   -  наблюдать  за

деятельностью  государственных  учреждений  и  совместно  с  представителями

исполнительных властей  назначать их высшее руководство. Однако,  не  отрицая

несовершенства инструментов контроля над деятельностью  корпорации,  отмечу,

что контроль за  функционированием государственных учреждений  со  стороны

избирателей поставлен еще хуже.

       В   дополнение  к  различиям   между   способами   связи   частных   и

государственных предприятий  со своими  владельцами  и  избирателями,  имеют

место дополнительные отличия  в способах их связи со  своими  потребителями.

В  качестве  наглядного  примера  рассмотрим  разницу   в   процедурах   при

оформлении водительских прав и вкладов в банк.  Обе эти операции  требуют

двух-трех  минут  у  обслуживающего  вас  клерка,  однако   оформление   или

перерегистрация водительского  удостоверения иногда  невиданно  затягивается.

Если вы обращаетесь по этому  вопросу  лично,  то  быстро  убеждаетесь,  что

офицеров, ведающих оформлением  дел, значительно меньше,  чем  того  хотелось

Информация о работе Идейный фундамент теории общественного выбора