Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 13:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда - важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.
Также выделяют государственную монополию.
Государственные монополии. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт (РЖД)), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.). Государственные монополии обеспечивают важные нужды государства в обороне и получении высококачественной боевой техники, а также производят ликёроводочную продукцию и табачные изделия, от которых государство имеет большой доход и для удобства контроля государства за качеством продукции и объёмом производства выгоднее иметь мало производителей.
В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль над добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.
Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания «Дженерал Электрик», которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Различают пять основных форм монополистических объединений:
2
Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но утрачивают коммерческую самостоятельность. В синдикатах сбыт товаров производит общая сбытовая контора. В современных условиях синдикаты существуют преимущественно в сфере торговли, а отдельные — и в сфере производства. Например, Балтийский синдикат ООО, Северо-Западный синдикат, Невский синдикат ООО. Алмазный синдикат контролирует мировой рынок необработанных алмазов. Более сложные формы монополистических объединений появляются, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. Возникает необходимость объединения в пределах одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств нескольких отраслей промышленности, то есть вертикальной интеграции, или комбинирования. Так образуются тресты.4
Трест — это объединения ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму вложенного капитала владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли. Примерами трестов могут быть: Ленинградский трест инженерно-строительных изысканий, Промстроймонтаж трест ООО, строительный трест. С помощью механизма межотраслевой конкуренции и перелива капиталов вертикальная интеграция перерастает в диверсификацию — проникновение капитала той или иной монополии в отрасли, которые непосредственно не связаны с основной сферой ее деятельности. На основе диверсификации возникает такая наиболее распространенная в современных условиях форма монополистических объединений, как многоотраслевой концерн — объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и изготовленный продукт, а главная фирма осуществляет контроль за другими участниками объединения. (Концерн ДОН, РОСЭЛПРОМ Концерн, 21 ВЕК Производственно-строительный концерн). Подавляющее большинство наиболее могущественных монополий США существуют в форме многоотраслевых концернов. Только 5 % этих гигантских корпораций выпускают однопрофильную продукцию, в состав подавляющего большинства из них входят предприятия 11 отраслей, а в наиболее могущественных монополиях — предприятия 30-50 отраслей. Экономическая мощь концернов, как и других форм монополистических объединений, растет вследствие мультипликативного эффекта.
В 60-е гг. начали образовываться конгломераты (монополистические объединения) вследствие поглощения прибыльных разноотраслевых предприятий, не имевшие производственной и технической общности. Создание конгломератов, вызванное желанием присвоить прибыли рентабельных компаний, было обусловлено также стремлением избежать резких колебаний конъюнктуры рынка во время кризисов. Кроме того, в случае поглощения новых фирм конгломерат получает соответствующие рынки сбыта, торговую марку и др.
Разница между многоотраслевым концерном и конгломератом с точки зрения самостоятельности принятия важных управленческих решений заключается в том, что в концерне только наиболее крупные предприниматели имеют право на участие в общем финансовом контроле, который осуществляется главной фирмой или банком; в конгломерате право на участие в общем управлении в сравнении с концерном имеет еще более ограниченный круг участников.
Отдельные формы и признаки проявления монополизма отмечаются даже в тех экономических системах, где монополии не занимают господствующего положения. Несмотря на то, что рынок и отдельные признаки монополизма в ряде стран существовали в течение нескольких тысячелетий (с IV тысячелетия до н. э. до последней трети XIX в.), монополистические тенденции в экономике становятся господствующими только в конце XIX в.
Глава II. История возникновения и причины монополий
2.1 Структура становления монополизации в России
Совершенно по-иному складывались отношения государства и монополий в России. Опыт российской промышленности достаточно поучителен и оригинален, так как, во-первых, русскому индустриальному рынку практически так и не удалось почувствовать «вкус настоящей конкуренции», а во-вторых, ему не удалось испытать на практике принцип «невидимой руки», который всегда действовал вместе с видимой и достаточно твердой рукой государства.
В России, как и в каждой стране, издавна существовали регалии, или государственные монополии, на производство важных групп товаров - соляная монополия, монополия на выделку пороха, тиражирование календарей и т. п. В 1895 г. в виде опыта в четырех сибирских губерниях была введена винная монополия, распространившаяся затем на всю Россию. Кроме нее к началу XX в. осталась лишь специальная монополия на игральные карты.
Но «недостаток» государственных монополий вполне дополнялся заботой правительства о крупном частном капитале.
Так, в начальный период развития крупной русской промышленности, когда перед правительством стояла задача создания в стране новых производств, распространенной мерой поощрения фабрикантов было предоставление им (зачастую - иностранцам) монополии производства на определенный период. Особенно характерна была подобная практика для правления Елизаветы. Например, по просьбе Чемберлина и Козенса, учредителей первой петербургской ситцевой фабрики, в 1753 г. на 10 лет было запрещено устройство ситцевых фабрик во всей Империи. В том же году аналогичную привилегию получил купец Федотов, устроивший в Москве фабрику сусального золота и серебра. В некоторых случаях влиятельные фабриканты добивались даже закрытия ранее устроенных фабрик, конкурировавших с их собственными.
Однако уже при Екатерине II промышленная политика значительно изменилась. Императрица неоднократно указывала устно и письменно на вред монополий и преимущества мелкой промышленности перед крупной. В наказе Мануфактур-коллегии своему депутату вице-президенту Сукину говорилось: «Великие мануфактурные заведения вместо того, чтобы долженствовали служить к общему рукоделий распространению и обогащения государства, заключили все рукоделия в стенах своих, а случившиеся злоупотребления и бывшая монополия лишили многих пропитания... Со времени умножения фабрик города в упадок приходить начали... Содержатели великих фабрик ненавистны сделались обществу».5 И правительственная программа уже была нацелена на поощрение кустарной промышленности и уничтожение фабричных монополий.
Но с начала XIX века со стороны российского правительства наблюдается определенная двойственность в отношении крупной промышленности: с одной стороны, резкое ее порицание в экономических трактатах и официальных документах (особо резко высказывался, например, граф Е. Ф. Канкрин, министр финансов в 1823-1844 гг.), а с другой стороны, поощрение на практике. Так, введенный при Николае I запретительный тариф (тем же самым Канкриным), крупные денежные субсидии фабрикантам, строительство дорогостоящих «образцовых заведений» и т. п. несомненно шло на пользу крупным промышленникам.
С 1878 г. до конца XIX в. практически во всех основных отраслях русской промышленности наблюдалась сильная концентрация производства. К этому времени и относится образование первых отечественных монополистических объединений.
Старейшим синдикатским объединением в России можно считать «Конвенцию страховых от огня обществ», образованную в конце 1870-х гг. Следует сказать, что в России конца XIX-начала XX в. в противоположность западным странам норма торговой прибыли значительно (по некоторым подсчетам в два-три раза) превышала норму прибыли в промышленности. Естественно, что фабриканты и заводчики стремились избавиться от дорогостоящих торговых посредников и заняться продажей своей продукции самостоятельно. Отчасти вследствие этого для российской промышленности были характерны предпринимательские объединения в виде синдикатов, занимающихся централизованным сбытом, но не производством продукции в отличие от трестов, господствовавших в США. Единственная попытка создания русского треста на базе синдиката «Продамет» потерпела крах благодаря усилиям дворянства, земств, ряда политических партий (в первую очередь октябристов), активно выступавших против монополистического капитала и требовавших непризнания правительством любых форм монополистических объединений. Правда, выступления эти были большей частью безрезультатны.
Первым синдикатом европейского типа, появившемся в России, можно считать основанный немецкими капиталистами в 1886 г. синдикат гвоздильных и проволочных фабрик. Он заложил базу для создания в 1903 г. синдиката «Гвоздь», после распада которого в 1908 г. был образован один из крупнейших синдикатов России «Проволока». Первым же чисто российским синдикатом принято считать созданный при самом близком участии правительства в 1887 г. синдикат сахарозаводчиков. Министр финансов Н.X. Бунге писал в 1886 г. об этом синдикате в докладе Совету Министров: «Соглашение заводчиков между собой во имя их общего интереса могло бы принести существенную пользу делу, и заводчики могли бы образовать между собою синдикат».6
Политика синдиката (нормирование объемов производства каждого завода с обязательством вывоза за границу всего излишка, произведенного сверх нормы) и правительства (высокий акциз на сахар, возврат акциза при вывозе, да еще премии за вывоз сахара из страны) привела к повышению внутренних цен и одновременному бросовому экспорту. Так, в 1900 г. наш сахар в Лондоне стоил 2 руб. 8 коп. за пуд, а в России - 6 руб. 15 коп. за пуд.
Другое старейшее монополистическое объединение - «Экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков» (с 1892 г.) также был создан при открытом содействии правительства, которое в интересах нефтепромышленников значительно снизило им фрахтовые тарифы на Закавказской железной дороге.
Особенно заметно процесс концентрации и образования монополий проявился во время сильного кризиса 1900-1903 гг. и сразу после него. К 1905 г. в России существовало уже более 30 фактически узаконенных монополий.
Вспомним лишь некоторые.
1902 г. Крупнейшая российская
«Общество для продажи чугунных труб и устройства водопроводов и канализаций» («Трубопродажа»), захватившее почти 100% русского сбыта железных труб.
1903 г. «Общество для продажи изделий русских зеркальных заводов» - 100% зеркального производства.
1904г. «Общество для торговли
русских вагоностроительных
Аналогичный синдикат паровозостроительных заводов объединил также 90-100% общего выпуска паровозов.
Информация о работе Идентификация монопольной власти на российских рынках