Идентификация монопольной власти на российских рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда - важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Однако некоторые формы монополии современная экономическая наука все же считает нормальным явлением. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела захватить значительную долю рынка за счет:

  • создания уникального товара;
  • эффективного маркетинга;
  • разработки и освоения новой технологии, позволяющей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

Выражение «не лишаясь прибыли» стоит  того, чтобы обратить на него внимание. Дело в том, что одним из методов обеспечения монопольного господства на рынке является демпинг, так же карающийся по закону. Экономическая наука определяет понятие демпинг  как продажу товаров по искусственно заниженным ценам, не обеспечивающим продавцу получение прибыли, а иногда и возмещения части затрат.

Первые попытки регулирования деятельности монополий предприняты в нашей стране в 1992-93 годах, особого  успеха не принесли. Стало ясно, что особенности структуры российского хозяйства снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономиками рыночного типа. Вот почему весной 1994 года Правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демократизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». С момента принятия закона в России доминирующие на рынке фирмы делятся на три категории:

  • естественные монополии;
  • разрешенные монополии;
  • временные монополии.

Исходя из ранее указанного закона, естественными монополиями считаются отрасли и фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привезти из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм – производителей экономически неэффективно.

В эту категорию попали такие отрасли, как электро- и теплоэнергетические предприятия, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности, либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм – производителей обеспечивает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы производящие ликероводочные и табачные изделия, другими словами акцизные товары, требующие лицензирования, и лекарства.

Временные монополии признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров вследствие проводимой ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии по закону находятся под особым вниманием Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании маховика инфляции.

Примером можно считать увеличение стоимости услуги по доставки печатной продукции (газеты, журналы), которая в России превышает стоимости подписки на эту самую продукцию. Многие органы печати были вынуждены ввести такую странную форму распространения своих изданий, как «подписка с получением непосредственно в редакции».

Для регулирования деятельности естественных монополий в 2000 году был создан специальный Единый тарифный орган (ЕТО). Эта организация, созданная Правительством РФ, устанавливает цены на электро– и теплоэнергию, а так же тарифы на перевозку грузов и пассажиров транспортом и перекачку нефтетрубопроводам.

Исходя из вышеперечисленного, в отрасли с естественной монополией свобода ценообразования ограничивается и на смену ей идет государственное экономическое управление.

По отношению к временным монополиям проводиться иная политика. Государство намеревается проводить следующие меры, направленные для уменьшения власти монополий этой категории над отраслью и рынком:

  • запрещение формирования финансово – промышленных групп, способных занять доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
  • запретить существующим финансово – промышленным группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов;
  • поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, для ослабления доминирования монополистов на рынке;
  • проводить принудительное разукрупнение фирм – монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;
  • поощрять новое строительство, а так же создание малых фирм, если это сможет содействовать снижению монополизации рынка.

При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальная их открытость для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эта мера может принести за собой весьма неоднозначные последствия. Дело в том, что большинство отечественных предприятий пока проигрывают зарубежным аналогам, из-за чего можно ожидать, что отечественные предприятия могут вообще потерять рынок, как произошло например с российскими производителями теле и аудио техники после появления на рынке электроники из стран Юго – Восточной Азии.

Таким образом, антимонопольное законодательство России находится на стадии формирования. Учитывая особенности российского монополизма, нельзя считать панацеей в борьбе с недугом российской экономики зарубежный опыт, и ждать от него такой же эффективности, которую мы видим в развитых капиталистических странах. Рынок России сильно отличается от рынка стран с развитой экономикой, и мера, принимаемая для борьбы с общими проблемами в рыночной экономике в России должны быть иными, соответствующими российским реалиям.

3.3 Показатели концентрациимонопольной власти

Известно, что концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но из этого вовсе не следует, что концентрация обязательно приводит к появлению фирмы-монополиста или группы фирм-монополистов.

В странах с развитой рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью предотвращения появления предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало то, что к концу 60-х годов в этих странах сложилась целая система показателей статистики рыночной концентрации, которая систематически публикуется в печати. Из этой системы показателей наиболее  распространение получил  показатель доли фиксированного числа предприятий. Так, по германскому антимонопольному законодательству монопольное положение фирмы или  группы предприятии на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на 3 и менее предприятий — 1/2 общего оборота, либо на 5 и менее предприятий — свыше 2/3 оборота. Однако доля фиксированного числа предприятий имеет один недостаток – этот показатель характеризует не всю совокупность предприятии на рынке и его структуру, а только позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получил  другой комплексный показатель — индекс Херфиндаля-Хиршмана (НН1).

В отечественной статистике до недавнего времени использовался только один показатель рыночной  концентрации — доля отдельного предприятия на рынке. Это явно недостаточно для объективной оценки. Использование зарубежного опыта позволяет обеспечить объективность при определении уровня концентрации, оценить структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики.

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г. является первым в истории современной России антимонопольным законодательным актом. Закон должен способствовать созданию благоприятных условий для добросовестной конкуренции и конкурентной среды.

В целях проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства в законе предусмотрено образование специальных органов исполнительной власти — Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений и наделение их рядом властных полномочий. Нормы закона, запрещающие монополистическую деятельность, направлены на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ключевым понятием является «хозяйствующий субъект — предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке». В актах антимонопольного законодательства понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение» и «предприятие-монополист» совпадают.12 В соответствии с законом для признания положения предприятия как доминирующего необходимо выявление двух условий — его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию. Если величина доли предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим.

В дальнейшем в соответствие Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение. Прежде всего уточнены критерии, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка, вместо 35% и более как это было раньше. Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка тоже может быть признано монополистом если имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке в конкретной рыночной ситуации.13

Таким образом, в отечественной экономике наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм. Прежние 35 % доли рынка оставлены в качестве нижней границы, поэтому если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не признается доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем. Антимонопольные органы следят не за доминирующим положением, а за злоупотребление им.

В настоящее время в отечественной экономике ныне проводят оценку состояния концентрации на товарных рынках по методике, используемой в развитых странах. Для этого определяют:

  • коэффициенты концентрации – доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов СRЗ;
  • индекс Херфиндаля—Хиршмана (НН1), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка и рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:
    14

где Хi - доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли), %; n – число хозяйствующих субъектов отрасли, действующих на рынке. Величина НН1 варьирует  в пределах от 0 (полная  деконцентрация) и до 10000 (абсолютная монополия – 100% рынка).

Для оценки концентрации используются следующие критериальные значения:

    1. Нормальная концентрация: СR3 < 45%; НН1< 1000 – неконцентрированный рынок.
    2. Средняя степень концентрации: 45% < СR3 < 70%; 100<HH1<2000 – умеренно концентрированный рынок.
    3. Высокая степень концентрации: СR3 > 70%, НН1 > 2000 – слабая конкурентная среда.

Важнейшими показателями концентрации производства являются также коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе, которые не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.

В результате анализа показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку и оценивается наличие и степень развитости конкуренции в отрасли.

Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства. Наиболее монополизированы такие отрасли, как черная металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли, машиностроение и цветная металлургия, отдельные отрасли пищевой промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Предприятия занимающие доминирующее положение

в отраслях промышленности России15

 

Число хозяйств, субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %

Удельный вес, %

предприятий в общем числе предприятий отрасли

объема производства их продукции в общем объеме производства отрасли

объема производства продукции, по которой хозяйств. субъекты включены в Реестр, в общем объеме их производства

Вся промышленность в том числе:

265

1.3

16.7

25.7

Пищевая

8

0.2

0.6

48.9

Топливная

7

1.5

5.9

3.9

Черная металлургия

28

10.9

67.9

12.6

Цветная металлургия

27

5.9

32

19.7

Химическая и нефтехимическая (без химикофармацевтическая промышленности)

41

7.1

25.8

20.7

Машиностроение и металлообрабатывающая (без промышленности медицинской техники)

136

2.6

28.2

49.5

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

8

0.3

8.1

19.1

Промышленность строительных материалов

3

0.2

2.2

76.3

Легкая

1

0.1

0.3

7.8

Информация о работе Идентификация монопольной власти на российских рынках