Инвестиционная привлекательность как фактор развития Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение исследования инвестиционной обстановки в области при последовательном рассмотрении инвестиционной деятельности Самарской области за последние 5 лет, выявлении основных условий привлечения инвестиций в область, определении направлений инвестиционной политики и мер по улучшению инвестиционного климата в регионе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3

Глава 1 . Сущность и значение инвестиций в экономике региона.

1.1. Сущность и значение инвестиций в экономике региона ………………...5
1.2 Инвестиционная привлекательность региона: понятие, сущность, составляющие....…………………………………..…………………………….12


Глава 2. Инвестиционная привлекательность как фактор развития Самарского региона

2.1. Инвестиционная привлекательность экономики Самарской области и место Самарской области среди других регионов РФ . Инвестиционный климат Самарской области ………………………………..……………………16

2.2. Анализ показателей инвестиционной деятельности (сферы) Самарской области за 2000- 2005 гг ………………………………………………………...24




Глава 3. Инвестиционная политика Самарской области.

3.1. Основные направления инвестиционной политики ……………………..33

3.2. Формы и методы инвестиционной политики……………………….........38



Заключение……………………………………………………………………....43

Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИНВЕСТИЦИИ откорректированная.doc

— 695.50 Кб (Скачать файл)

 В 2002 году были  внесены изменения  в Закон Самарской области  “Об инвестициях в Самарской  области”, расширяющие формы государственной  поддержки в части понижения  налоговой ставки с 16 до 12% по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих на территории Самарской области инвестиционные проекты стоимостью один миллиард и более рублей и ведущих раздельный бухгалтерский учет прибыли, имущества и использования средств, полученных или затраченных в рамках инвестиционного проекта.Снижение ставки по налогу на прибыль предоставляется на период окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет.Введение такой дополнительной льготы позволило инвесторам направлять высвобождаемые средства на инвестиционную деятельность предприятия, осуществлять новое строительство, реконструкцию и перевооружение.

 Администрация области прилагает серьезные  усилия для того, чтобы достойно представить наш регион среди  других субъектов Российской Федерации. Делегации области принимают активное участие в инвестиционных симпозиумах, конференциях и круглых столах, позволяющих презентовать перспективные инвестиционные проекты, заявить о возможностях области, приоритетных отраслях инвестирования, ознакомиться с опытом решения проблем в инвестиционной сфере в других регионах.

В 2004 году три крупных инвестора, реализующих  крупномасштабные инвестиционные проекты  на территории Самарской области, получили государственную поддержку в  форме субсидий из областного бюджета для частичного финансирования инвестиционных затрат на развитие коммунальной инфраструктуры общего пользования объектов инвестирования. 
Размер субсидий, выделенных из областного бюджета каждому инвестору в рамках заключенных инвестиционных договоров, не превышает 50% процентов от общего размера инвестиционных затрат, направляемых на развитие коммунальной инфраструктуры объектов инвестирования. 
Так из областного бюджета было выделено: 
11,9 млн. руб. ЗАО «Губерния» для частичного финансирования проектирования и строительства магистрального водовода, ливневого коллектора и распределительного пункта трансформаторной подстанции в ходе реализации инвестиционного проекта «Проектирование и строительство жилого комплекса «Кировский» в Кировском районе г. Самары.  
14 млн. руб. ОАО «Самаражилинвест» для частичной компенсации затрат на осуществление реконструкции коммунальных сетей при застройке жилого квартала «Европейский квартал» по ул. Вилоновской между улицами Молодогвардейской, Ульяновской, Чапаевской и площадью им. Куйбышева.  
13,9 млн. руб. ЗАО "Производственное коммерческое объединение "МТЛ" для частичного финансирования строительства систем энергоснабжения сторонних организаций, питающих объекты городской инфраструктуры, магистрального водовода и ливневого коллектора в ходе реализации инвестиционного проекта "Строительство административно-гостиничного комплекса "Холидей Инн" в Самарском районе г. Самары.9

Все инвестиционные проекты имеют высокую бюджетную  и социальную эффективность. В ходе их реализации осуществлен снос 129 ветхих жилых домов и строений и отселено в благоустроенные квартиры согласно норм жилищного кодекса РФ более 900 человек, что позволило уменьшить очередь на предоставление жилья за счет бюджетных средств города и сократить тем самым бюджетные расходы. 
Мощности возводимых распределительных электроподстанций позволят обеспечить электроэнергией не только объекты строительства, но и усовершенствовать системы электроснабжения потребителей близлежащих кварталов. Строительство новых магистральных водоводов и ливневой канализации улучшит водоснабжение прилегающих к районам застройки кварталов и будет способствовать благоустройству их территории. 
В 2005 году Правительством Самарской области продолжена практика поддержки крупных инвестиционных проектов путем предоставления инвесторам субсидий для частичного финансирования инвестиционных затрат на развитие коммунальной инфраструктуры общего пользования объектов инвестирования, а так же для обучения и переобучения работающих, проходящих обучение или переобучение в ходе реализации инвестиционных проектов. Законом Самарской области «Об областном бюджете Самарской области на 2005 год» на эти цели предусмотрено 45 млн. руб.

В основу формирования областной инвестиционной программы, финансируемой за счет бюджетных средств, заложены следующие принципы:  
     -строительство объектов, имеющих общеобластное значение;  
    - ориентация на максимальное использование объектов, не завершенных строительством, финансирование строительства которых осуществлялось за счёт средств областного и местных бюджетов;  
     - строительство и реконструкция объектов, предусмотренных областными и федеральными целевыми программами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

 Государственная поддержка инвесторов с целью создания условий для интенсивного развития высококонкурентных секторов экономики, обновления основных фондов и переориентации инвестиционной деятельности на развитие производственного потенциала на базе современных технологий.

 Государственная поддержка инвесторов на региональном уровне осуществляется посредством следующих механизмов:

  • предоставление областных государственных гарантий;
  • предоставление налоговых льгот, в доле, зачисляемой в областной бюджет: 
  • административная, организационная и методическая поддержка инвесторов (ознакомление предприятий с новыми методиками проектного финансирования, с программными продуктами, облегчающими ведение на предприятии управленческого учета и бизнес-планирования, перехода на международный бухгалтерский учет, оказание предприятиям квалифицированных экономико-правовых консультаций по вопросам привлечения инвестиций и инвесторов на предприятие);
  • предоставление инвестиционных налоговых кредитов предприятиям.
 

Самарская область по экономическому потенциалу и перспективам развития занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации. Об этом говорят как статистические данные, так и результаты различных независимых исследований. 

По интегральным оценкам инвестиционной привлекательности  Самарская область неизменно  входит в первую пятерку - десятку российских регионов. По итогам 1999 года Самарская область заняла 5 место среди российских регионов по уровню инвестиционного потенциала, поднявшись по сравнению с 1998 годом на две ступеньки вверх. Это, бесспорно, положительный момент, если учесть, что регионы России сегодня вступили в жесткую конкурентную борьбу за привлечение прямых инвестиций, в особенности иностранных, поэтому любое положительное движение в верхней части рейтинга свидетельствует о большой проделанной работе по улучшению инвестиционного климата.

Следует отметить, что инвестиционный потенциал  региона зависит как от целого ряда объективных факторов, включающих в себя географическое положение  и наличие природных ресурсов, уровень образования населения, его совокупную покупательную способность, степень развития науки, внедрение достижений научно-технического прогресса, так и от деятельности региональных властей.

Самарская область относится к региону  с благоприятным текущим положением и столь же благоприятными перспективами  изменения финансового положения и входит в число регионов с наиболее высокой кредитоспособностью. Самарская область в целом является одним из самых благополучных регионов России. Проводимая региональная инвестиционная политика позволила достичь больших результатов в экономическом аспекте, и присвоенный рейтинг Самарской области является наглядным тому подтверждением. Еще недавно закрытая область превратилась в центр регионального и международного взаимодействия. В регионе регулярно проводятся международные, общероссийские и региональные встречи, конференции, симпозиумы по привлечению инвестиций. 
 

  Инвестиционный  процесс в регионе оказывается  под сильнейшим воздействием отраслевых (проектных)'циклов. Но имеются постоянные факторы, стимулирующие рост накопления в области. К ним относятся:

  • постоянная необходимость модернизации всей автомобильной 
    промышленности, как сборки, так и производства компонентов;
  • расширение транспорта, связи и торговли в одном из наиболее 
    развитых и состоятельных регионов страны;
  • специализация области в сфере химии и нефтехимии, пищевой 
    промышленности и промышленности строительных материалов;
  • сложившийся позитивный климат для иностранных инвесторов 
    (на реально реализованных проектах), который мог бы быть под 
    креплен развитием инвестиционного имиджа региона, подготов 
    кой площадок и дальнейшей работой с инвесторами;
  • инновационная активность научного сектора, сохранившего свой 
    потенциал;
  • активность малого и среднего (производственного) бизнеса в об 
    ласти.

  Можно выделить также несколько специфичных именно для данного региона факторов развития, которые могли бы привести к более широкому росту вложений в область и дальнейшему повышению благосостояния его населения. Это относится к более массовому строительству жилья экономического класса и работам по улучшению и расширению дорог, что способствовало бы значительному росту в строительстве и использованию сбережений жителей. Разумеется, как это было в предыдущие годы, параллельно должно идти размещение новых предприятий (с иностранным капиталом) как для роста рабочих мест и доходов жителей и бюджета, так и для поддержания темпа развития имиджа и статуса одного из самых привлекательных в инвестиционном отношении региона.

  Стратегия такой развитой области в том  и состоит, что она должна помимо ведущей автомобильной промышленности расширить и модернизировать химию, нефтедобычу и нефтепереработку, пищевую промышленность и промышленность стройматериалов как часть повышения своего промышленного потенциала. Сюда же следует отнести развитие транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного и железнодорожного транспорта, авиатранспорта, мостового хозяйства. Такие инвестиции должны в будущем обеспечить не только и не столько развитие промышленности области, сколько расширение жилищного строительства, сферы услуг, здравоохранения, образования и культуры, туризма и рекреации, положительно воздействовать на качество жизни в регионе.

  В ядре инвестиционного процесса остаются крупные национальные и иностранные компании, которые развивают или создают производство и обновляют основной капитал. Этот процесс можно укрепить, прежде всего, с помощью развития финансового сектора региона, поскольку пока крупные банковские кредиты поступают от московских банков. Это могли бы быть также целевые внутренние облигационные займы на важные и рентабельные проекты.

  В целом экономика Самарской области  нуждается в определенной поддержке  со стороны федеральных властей, в том числе финансовой, чтобы сделать значительный шаг вперед в реализации крупных проектов, решении нескольких общенациональных задач огромной важности в области авиации, транспорта, рекреации и др. В то же время стабильный инвестиционный климат позволяет рассчитывать на эффективное использование средств федерального центра и компаний в регионе с мощной промышленной и инновационной базой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 
 

1. Жабин А.П., Зарова Е.В. « Стратегия социально-экономического  развития Самарской области» . Издательство «Экономика».2004г.; 

2. Закон Самарской области «Об инвестициях в Самарской области» 1998г. ст.6; Принят Самарской Губернской Думой 26 мая 1998 года. Источник: http://adm.samara.ru, 

3. Российский  статистический ежегодник. М. 2004;  

4. Райзберг Б.А.  Современный Экономический словарь  . М.,1999 С.128; 

5. Самарский  статистический ежегодник 2005.с.252-256; с.259-261. 

6. Титов К.А., Хасаев Г.Р. «Самарская область от индустриальной к постиндустриальной экономике» М.2006.с.116; 
 

7. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме капитальных вложений». Принят Государственной Думой 15 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. № 39-ФЗ.; 

8. сайты: www.i63.ru,  

                 www.samaratoday.ru , 

                http://www.raexpert.ru,

                 www.economy.sam-reg.ru,

                  http://old.samara.ru.


Информация о работе Инвестиционная привлекательность как фактор развития Самарской области