Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:37, курсовая работа
Актуальность обусловлена тем, что преобразования в политической жизни и социально-экономических отношениях в Российской Федерации, происходит в исключительно сложных условиях структурной перестройки хозяйства, перевода производства и социальной сферы на новые принципы функционирования, ограничения ресурсов и неразвитой инфраструктуры рынка. Эта перестройка вызвана переходом с директивного управления на индикативное.
Цель: показать возможность использования индикативного планирования как программу для развития на примере Пермского края.
Разработка подобного
Этот законопроект подготовлен на основе критического анализа зарубежного и отечественного опыта прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития и с использованием отдельных положений следующих официальных российских нормативных правовых актов: Федерального закона от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»; постановления Правительства РФ от 15 июля 1993 г. № 553 «О разработке прогноза социально-экономического развития и комплексных мер государственного регулирования экономики Российской Федерации на 1994 год»; постановления Госкомстата России от 26 декабря 1996 г. № 149 «Об утверждении унифицированной системы показателей, характеризующей социально-экономическое развитие города, района, сельского поселения, для разработки прогнозов развития этих населенных пунктов». Учитывались также положения, подготовленные группой экспертов Комитета по экономической политике Государственной Думы проекта федерального закона «Об индикативном планировании социально-экономического развития Российской Федерации», от которого предлагаемый проектный документ отличается:
Главное преимущество проекта состоит в том, что в нем делается попытка реализовать концептуальный подход к ИП как механизму координации интересов и действий государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, а потому и как к единой информационно-правовой форме функционирования всех ключевых институтов госрегулирования и саморегулирования становящегося в России современного рыночного хозяйства.
Прогноз финансового аспекта развития России должен решать минимум четыре задачи. Необходимо определить, во-первых, какую часть финансовых ресурсов можно выделить на решение общегосударственных задач в области обороны, во внешнеэкономической деятельности, в обеспечении прав граждан, экологической безопасности и т.д.; во-вторых, какая часть доходов может быть оставлена в распоряжении регионов для решения социальных проблем, поддержки предпринимательства, борьбы с преступностью и других вопросов, относящихся к компетенции субъектов Федерации; в-третьих, какие нужны налоговые и другие меры госвоздействия, направленные на активизацию деловой активности и увеличение доходов бюджета и специализированных внебюджетных фондов; в-четвертых, какую часть доходов государство в состоянии выделить для поддержки конкретных слаборазвитых субъектов Федерации и территорий, подверженных экономическим, социально-политическим или экологическим кризисам.
Прогнозирование социального развития связано прежде всего с решением проблем повышения уровня жизни населения, обеспечения рациональной занятости, развития социально-культурного комплекса (жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и культуры), поддержки низкодоходных и слабозащищенных слоев населения, улучшения экологии населенных мест. Все эти проблемы должны решаться главным образом на региональном уровне. Однако существенное влияние на ход их решения оказывают федеральные органы — не только посредством реализации федеральных целевых программ социального характера, но и в результате проведения определенной отраслевой и инвестиционной политики, выделения трансфертов и целевых субсидий регионам.
Один из основных инструментов исследования перспективного развития страны — комплексный прогноз территориального аспекта ее экономической и социальной эволюции, отражающий федеральные и региональные проблемы изменений в территориальной организации хозяйства, вытекающие из потребностей структурной перестройки экономики в направлении достижения баланса интересов государства и регионов в условиях развития рыночных отношений.
Методология прогнозирования развития регионов должна предусматривать анализ экономических и социальных аспектов в ретроспективном периоде с учетом степени реализации государственных программ, а также оценку текущего уровня жизни населения и его занятости, миграционных процессов, экологической ситуации и антропогенного загрязнения.
В самом территориальном
прогнозировании различаются
Основой территориального
разреза являются прогнозы, разрабатываемые каждым субъектом Российской
Федерации. На федеральном уровне должны
проводиться проверка реалистичности
этих материалов, их обобщение и сопоставление
с показателями централизованного макроэкономического
прогноза, а при необходимости — корректировка
макроэкономических показателей. Важнейшие
направления экономического анализа в
процессе прогнозирования — определение
влияния рыночной специализации на рациональное
использование природных ресурсов и формирование
регионального хозяйственного комплекса,
выявление территорий ускоренного экономического
роста и депрессивных зон.
Ярким примером использования индикативного планирования в России являются республики Саха-Якутия, Марий Эл, Татарстан, Амурская область и другие регионы России. Кроме того, положительный опыт индикативного планирования в республике Татарстан рекомендован российским правительством к широкому внедрению.
Однако в нашем регионе такой вид планирования пока не используется. Но опыт был, точнее, было создано Решение Пермской городской Думы от 21.10.2003 №125 "Об утверждении положения "О сводном индикативном плане социально-экономического развития города"5 и, конечно, само положение. Но было отменено через 6 лет Решением Пермской городской Думы от 24.03.2009 №60 «О признании утратившими силу отдельных решений Пермской городской Думы». Данных об осуществлении индикативного планирования в крае за эти 6 лет нет в свободном доступе, если они существуют вообще.
Я попытался составить
Можно заметить, что недавний экономический кризис оказал сильное влияние практически на все группы индикаторов, существенно снизив позитивные и увеличив негативные. Однако, к концу 2009 года наладилась положительная тенденция, свидетельствующая о том, что Пермский край продолжает свое развитие.
Приложение 1
Индикативный план развития Пермского края на 2010 год
Показатели для
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Прибыль предприятий и организаций, млрд.руб |
161,5 |
82,35 |
94,95 |
Численность детей до 18 лет, тыс.чел. |
460,36 |
459,17 |
458,83 |
Фонд заработной платы, млрд руб |
41930 |
43328 |
44534 |
Выплаты социального характера,млрд.руб. |
4654,23 |
4809,4 |
4943,27 |
Экономически активное население,тыс.чел. |
1447 |
1436,2 |
1430,8 |
Прогноз социально-экономического развития города
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||
Объем промышленной продукции, млн.руб. |
532600 |
724397 |
534712 |
609771 | ||||
Темп роста объема продукции, в % к предыдущему г. |
105,1 |
136 |
74 |
114 | ||||
Объем инвестиции в основной капитал, млн.руб. |
89082,5 |
110819,9 |
87217,3 |
95843 | ||||
Темп роста к предыдущему году, в % |
135,8 |
124,4 |
79 |
110 | ||||
Инвестиции в жилищное строительство, млн.руб. |
17281,9 |
22163,98 |
17443,46 |
21085,46 | ||||
Оборот розничной торговли,млн.руб. |
220407 |
278260 |
258102 |
274104 | ||||
в процентах к предыдущему году |
124 |
126 |
93 |
106 | ||||
Объем платных услуг населению, млн.руб. |
56287 |
68629,3 |
67118,3 |
72851 | ||||
в процентах к предыдущему году |
122 |
122 |
98 |
109 | ||||
Сводный индекс потребительских цен, в % |
116,36 |
115,34 |
108,8 |
104 | ||||
Численность постоянного населения, тыс.чел. |
2718 |
2708 |
2718 |
2720 | ||||
Численность детей до 18 лет, тыс.чел. |
459,34 |
460,36 |
459,17 |
458,83 | ||||
Численность трудоспособного населения, тыс.чел. |
1720,49 |
1703,33 |
1697,42 |
1699,6 | ||||
Фонд заработной платы, млрд.руб. |
40027 |
41930 |
43328 |
44534 | ||||
Номинальная среднемесячная з/п, руб. |
11856 |
14774 |
15427 |
15998 | ||||
Прожиточный минимум на человека, руб. |
4036 |
4987 |
5490 |
5953 | ||||
Численность экономически активного населения,тыс.чел. |
1436 |
1446 |
1436,2 |
1440 | ||||
Численность безработных, тыс.чел. |
20,7 |
29,1 |
56,9 |
41,2 |
Прогноз развития городского хозяйства
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Жилищный фонд, млн. м кв. |
55,3 |
55,7 |
56,17 |
57,5 |
Удельный вес ветхого и аварийного жилья, %. |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
Площадь жилых помещений на одного жителя, м. кв. |
20,3 |
20,6 |
20,7 |
21,1 |
Удельный вес расходов д/х на оплату ЖКУ, % |
28,5 |
31,1 |
34,2 |
36,5 |
Число семей, получивших жилье за год, тыс. |
2,6 |
2,9 |
3,3 |
3,6 |
Сумма субсидий на оплату ЖКУ, млн.руб. |
835,9 |
687,1 |
685,5 |
686 |
Перевозка пассажиров автобусами, млн. пасс-км. |
974 |
744 |
998 |
1211 |
Густота автомобильных дорог, км/1000км кв |
70 |
71 |
74 |
77 |
Наличие квартирных телефонов на 1000 чел, шт. |
382,8 |
394,6 |
406,3 |
412,8 |
Охват населения телерадиовещанием, в % |
98,8 |
99 |
99,2 | |
Число зарегистрированных сотовых телефонов, тыс. |
3080,5 |
3616,2 |
4103,6 |
4400 |
Прогноз развития социальной сферы
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||
число дошкольных общеобразовательных учреждений |
974 |
964 |
1335 |
1520 | ||||
охват детей дошкольными учреждениями,% |
70,1 |
69,9 |
75 |
78 | ||||
численность учащихся
дневных общеобразовательных |
270,6 |
266,5 |
265 |
268 | ||||
число больничных коек на 10000 населения |
102,3 |
92 |
87,7 |
84 | ||||
число врачей на 10000 населения |
54,3 |
53,3 |
54,5 |
55,2 | ||||
заболеваемость на 1000 населения |
966,8 |
950,3 |
964,2 |
960 | ||||
численность зрителей театров на 1000 населения |
251 |
244 |
246 |
250 | ||||
численность спортивных площадок и полей |
2291 |
2264 |
2280 |
2300 | ||||
выпуск газет на 1000 населения |
2087 |
1688 |
1712 |
1730 |
Информация о работе Индикативный план развития на примере Пермского края