Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 07:10, курсовая работа
Цель: показать возможность использования индикативного планирования как программу для развития на примере Пермского края.
Задачи:
изучить возможности индикативного планирования;
рассмотреть опыт использования индикативного планирования в различных странах;
создание модели индикативного планирования применительно к Пермскому краю.
Введение
Сущность индикативного планирования
Актуальность индикативного планирования
Индикаторы в системе индикативного планирования
Преимущества и недостатки индикативного планирования
Система государственного индикативного планирования национальной экономики в различных странах
Французское индикативное планирование
Система планирования Японии
Система макроэкономического планирования государственного регулирования в США
Другие модели индикативного планирования
Становление индикативного планирования в России
Индикативное планирование на примере Пермского края
Литература
В планах, которые составляются, как правило, на пятилетие, фиксируются общие этапы желаемого экономического и социального развития. При этом определяющую роль играет не столько собственно индикативный план, сколько сам процесс (процедура) его составления. Этот процесс отличается уже упоминавшимися многоступенчатыми итерациями, в результате которых не только происходит обмен информацией, но и достигается национальный консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и управления.
Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики Франции, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи определяют в конкретные, количественно определенные, плановые задания, (однако последние носят второстепенный характер):
а) основные задачи государства в области экономики на плановый период;
б) задачи применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием на источники финансирования капиталовложений и на соответствующие государственные решения (предоставление бюджетных субвенций, госкредитование, льготное финансирование и т.д.).
Французские индикативные планы четко ориентированы на инвестиционную деятельность. Так, если первые планы включали конкретные отраслевые прогнозы и плановые задания, то в последствии - отмеченные «акты (программы) государственного вмешательства», разрабатываемые применительно к основным отраслям промышленности.
Французские системы индикативных планов охватывают и планирование развития хозяйственного механизма, который косвенно обеспечит достижение наиболее значимых экономических индикаторов. Индикативный план, по сути своей являясь активным средством регулирования экономики, позволяет государству не только прогнозировать тенденции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывать на них активное влияние. Индикативный план принимается и утверждается Парламентом Франции.
Результативность системы планирования можно оценивать в двух направлениях:
во-первых, путем сравнения планируемых параметров развития с достигнутыми;
во-вторых, путем международного сопоставления (выяснить, какое влияние планирование оказало на достижение более высоких темпов экономического роста и на более рациональное использование ресурсов (для сравнения следует выбрать во многом схожие национальные системы экономики, где планирование отсутствует).
В таких отраслях экономики, как электроника, химическая индустрия, средства связи, атомная промышленность, информатика, самолетостроение и автомобилестроение, в продуцировании передовых технологий Франция удерживается в числе мировых лидеров. Вместе с тем в целом структура национальной промышленности ухудшилась, ее конкурентоспособность в международном сопоставлении упала; уровень технологической вооруженности труда во Франции выше, чем в среднем в странах ЕС, но отстает от уровня США, Японии, Германии и Великобритании. Французские фирмы все с большим трудом могут конкурировать с американскими ТНК. Отрасли-производители передовых технологий сумели выжить за счет государственной поддержки, тогда как традиционные отрасли перерабатывающей промышленности во многих сегментах мирового рынка оттеснены зарубежными фирмами. Активная роль государства в экономике Франции создает стране известные трудности в системе общеевропейской интеграции. Органы ЕС, с одной стороны, воспринимают, как уже отмечалось, некоторые черты французского опыта, а с другой, — оказывают определенное давление на Францию, требуя ослабить государственное вмешательство в экономику.
Другая группа стран, с которыми ассоциируются наибольшие экономические успехи (Япония, Южная Корея, Малайзия, Гонконг, Сингапур, Тайвань и др.), также характеризуется активным использованием планирования как средства ускорения своего экономического роста.
Наиболее интересен опыт планирования рыночной экономики Японии, имеющий почти полувековую историю. Далеко не случайно высказывание американского экономиста В.Леонтьева: «Из всех капиталистических стран, у которых можно в настоящее время чему-то поучиться, я бы выбрал не США, а Японию».
Советник Экономического планового агентства Японии Я.Котумура отмечал, что индикативное планирование в Японии включает:
> составление средне- и долгосрочного прогноза экономического развития;
> обнародование средне- и долгосрочных направлений правительственной политики и приоритетов, обеспечивающих их реализацию;
> обеспечение ориентиров для экономической и социальной активности частного сектора и поиск форм частно-государственного консенсуса.
При этом он опровергал выдвигаемый его оппонентами тезис о том, что японское планирование носит чисто «декоративный» характер и при его отсутствии экономика Японии добилась бы не меньших успехов. Следует учитывать, что планирование в смешанной экономике играет еще и важную информационно-ориентирующую роль для частных субъектов и способно „гасить" чрезмерные колебания экономической конъюнктуры, создавая тем самым условия для долговременного экономического роста.
Первый японский общегосударственный план на 1956— 1960 гг. носил название пятилетнего плана экономического самообеспечения, а в целом за период с 1956 г. в Японии было разработано более 10 общенациональных планов, большинство из которых успешно выполнены, причем некоторые — досрочно. Сбой произошел в осуществлении лишь двух планов, что было обусловлено резким ухудшением общеэкономической ситуации в мировом хозяйстве в 70-е гг.
Особенностью японской системы индикативного планирования является то, что среди общенациональных планов были так называемые комплексные планы национального развития, которые имели силу закона.
Каждый план был направлен на достижение вполне определенных целей, поставленных непосредственно премьер-министром. Эволюция целей отражала движение японской экономики к нынешнему процветанию. Если в начале своей плановой деятельности государство ставило целью обеспечение полной занятости, достижение экономической независимости страны, удвоение национального дохода, а затем — улучшение уровня и качества жизни населении, то в 80-90-х гг. на повестку дня ставились более сложные по реализации цели стабилизации динамики цен, ликвидация дисбаланса во внешней торговле, обеспечения более рационального размещения производительных сил, укрепления оборонной мощи страны и др. Например, в качестве главной цели в 1988—1992 гг. была выдвинута переориентация экономики с удовлетворения внешнего спроса на спрос внутренний. При этом внутренний спрос планировалось повышать ежегодно в среднем на 4,25%, а экспорт сокращать на 0,5%. Дополнительными, менее приоритетными, целями являлись сокращение продолжительности рабочей недели (в том числе введение пятидневной недели в государственных учреждениях и банках), а также оказание более широкой помощи развивающимся странам.
Кроме того, японская система индикативного планирования отличается тем, что японские общенациональные планы традиционно носят гибкий характер, легко корректируются в соответствии с изменяющейся экономической конъюнктурой и рекомендациями Национального института прогнозных исследований. Наконец, в японской модели планирования развития велика роль промышленной политики, а также макро- и мезоэкономического планирование, а в южнокорейской — централизованного планирования. При этом промышленная политика рассматривается в качестве способа государственного воздействия на индивидуальные планы частных компаний, направления их разрозненных ориентиров на цели развития общества.
Что касается масштабов и качества централизованного планирования в США, то они обогнали СССР еще в 60-е гг.. Централизованное планирование в США генетически ведет свое начало из двух источников: первый — публичное планирование на муниципальном и региональном уровнях, второй - планирование крупных фирм. Формально в США есть только один плановый орган на федеральном уровне — конгресс, который осуществляет разработку и принятие финансового плана в виде бюджета страны. Процедура работы конгресса и, прежде всего, формирования и распределения федерального бюджета, до того как он был принят, определялась публично крупным коллективом специалистов в течение 10 лет. Такой серьезный подход к процедуре финансового планирования вывел США на первое место в мире по степени совершенства данного экономического института.
Первый пятилетний план, принятый в США в 1928 г., позволил США стать лидером в авиастроении и, что особенно важно, в гражданской авиации. Тем не менее эволюция государственного планирования в США не пошла по пути пятилетних планов. Основным плановым документом на федеральном уровне стали целевые программы.
Пик эволюции программно-целевого планирования в США приходится на 60-70-е гг. XX в. Наиболее крупными межотраслевыми программами были космическая, металлургическая, энергетическая и продовольственная. В настоящее время на государственном уровне планируются так называемые макротехнологии, объединяющие сотни технологий по выпуску наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Эволюция межотраслевого планирования в США привела к созданию эффективной системы государственного регулирования инноваций и научно-технических разработок.
Параллельно с финансовым и программно-целевым в США развивалось и территориальное планирование. Первая федеральная программа такого рода была принята после кризиса 1929-1933 гг.
Централизованное планирование в США не ограничивается государственным бюджетом и целевыми программами. В послевоенный период под патронажем правительства США были созданы мощные организации по долгосрочному и стратегическому планированию, кроме того, многие крупные американские корпорации превосходили по масштабам советские отраслевые министерства. Учитывая, что планирование внутри корпораций осуществляется директивными методами, то соответственно директивное централизованное планирование в США (бюджет + крупные корпорации) превосходило по масштабам директивное планирование СССР. Таким образом, экономическое превосходство США над СССР в немалой степени было обусловлено большим развитием централизованного планирования в США, чем в СССР.
В середине 70-х гг. XX в. В.Леонтьев, Дж. Гэлбрейт и некоторые другие экономисты с мировым именем выступили с проектом создания Управления национального экономического планирования (в рамках аппарата президента). Этому управлению предписывались необычные для американской модели регулирования экономики функции: сбор, обработка и анализ экономической информации, исследование долгосрочных тенденций развития экономики, разработка пакета рассчитанных на 15—25 лет программ в области энергетики, жилищного строительства, транспорта и др., среднесрочное (пятилетнее) программирование, координация деятельности государственных служб, занимающихся регулированием национальной экономики. Данный проект не получил в те годы практической реализации, однако позднее главный субъект централизованного планирования в США — Конгресс взял на себя реализацию многих из указанных выше функций.
Во всяком случае, сегодня в США широко используется такой инструмент централизованного индикативного планирования, как государственный заказ. В странах с рыночной экономикой он давно рассматривается в качестве инструмента реализации индикативного планирования, способа удовлетворения приоритетных, стратегических и социально значимых потребностей. Так, в США с помощью федеральной контрактной системы концентрируются средства государства и предприятий, направляемые на реализацию крупномасштабных программ, проведение фундаментальных исследований, организацию работы оборонных отраслей промышленности.
В последние годы ряд контрактов поощряет связанную с неопределенностью результатов деятельность компаний в сфере НИОКР, страхует риски хозяйственной деятельности и т.д. Контрактная система — способ реализации общественных потребностей в экономике, основанной на частной собственности. Предприятия, подписывающие контракт с государством, в значительной степени выводятся из-под действия жесткого рыночного механизма, им гарантируется сбыт продукции, в результате чего их прибыль оказывается несколько выше средней, а сами они получают финансовую возможность радикального обновления своей технологической базы.
Программы государственного регулирования экономики обычно строятся как замкнутые системы, предусматривающие обратную связь. Поскольку в процессе их реализации возможны внезапные изменения внутренних и внешних условий развития национальной экономики, препятствующие достижению поставленных целей, смещение предпочтений высших должностных лиц, прорывы в сфере научно-технического развития, конъюнктурные повороты в мировой экономике и т.н., в каждую программу обычно включаются резервные варианты регулирования, позволяющие своевременно скорректировать экономическую политику. Примером реализации такой комплексной программы в США может служить проект освоения нефтяных месторождений на Аляске, учитывающий множество разнородных факторов: возможность использования новых технологий нефтедобычи, величину налоговой нагрузки, цен на нефть, объем компенсаций эскимосам, способы перехода северных оленей через трубопроводы и т.п.
Наконец, в 80—90-х гг. в основу американской модели планирования была положена модель планирования развития, которая, как уже отмечалось, базируется на концепции экономики предложения в сочетании с неоклассическими методами регулирования национальной экономики. Вновь господствующей стала идея о необходимости всемерного наращивания совокупного предложения (которое в соответствии с законом Сэя автоматически находит соответствующий спрос) путем сокращения производственных издержек за счет снижения ставок налогообложения и ослабления государственного регулирования в сфере частного бизнеса.
Информация о работе Индикативный план развития на примере Пермского края