Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка направлений по совершенствованию инновационной стратегии развития ОАО «Березовский КСИ».
В связи с поставленной целью следует решить ряд задач:
1. Изучить понятие, виды и методы обоснования инновационной стратегии предприятия;
2. Дать анализ инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ»;
3. Определить основные направления совершенствования инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ».
Введение 2
1. Роль инновационной стратегии в эффективной работе предприятия 5
1.1 Понятие, виды и методы обоснования инновационной стратегии предприятия 5
1.2 Выбор стратегии инновационной деятельности 11
2. Оценка инновационной стратегии ОАО «Березовский КСИ» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Березовский КСИ» 15
2.2 Анализ инновационной стратегии ОАО «Березовский КСИ» 19
3. Совершенствование инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ» 29
Заключение 36
Список источников 39
Оглавление:
Высокая эффективность деятельности субъектов хозяйствования – сегодня важнейшее требование и задача каждой организации. Это главное условие выполнения стратегических задач реформируемой экономики и развития общества в целом.
Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
Современным инструментом управления
развитием организации в
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.
Слово «стратегия» означает «искусство развертывания войск в бою». За последние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений [13, с. 522].
Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, подтвердило необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики – экономики, основанной на знаниях.
Для реализации этой стратегической политической установки республика должна располагать научно обоснованной и практически ориентированной программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.
Настоящая Концепция представляет собой общий замысел, перспективное видение национальной инновационной системы Беларуси, содержит исходные принципы и методологические основы ее построения и функционирования, определяет цели, задачи, приоритеты инновационного развития экономики, направления и средства их реализации.
Концепция НИС разработана на основе действующих стратегических и тактических документов Президента, Правительства Республики Беларусь: Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2006–2025 годы, Основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, других программных и прогнозных документов, предложений ГКНТ, НАН Беларуси, НИЭИ Минэкономики, министерств и ведомств республики.
Целью курсовой работы является разработка направлений по совершенствованию инновационной стратегии развития ОАО «Березовский КСИ».
В связи с поставленной целью следует решить ряд задач:
1. Изучить понятие, виды и методы обоснования инновационной стратегии предприятия;
2. Дать анализ инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ»;
3. Определить основные
Инновационные организации можно классифицировать по характеру их целенаправленной деятельности долгосрочного характера, то есть по их стратегическим замыслам.
В основе формирования фирменной конкурентной
стратегии путем использования
достижений инновационного менеджмента
лежит взаимодействие между внешней
средой, функционирующей системой (организацией),
которая стремится к стабильнос
Рисунок 1.1 – Виды инновационных стратегий
Понимая под инновационной стратегией ту или иную модель поведения компании в новых рыночных условиях, можно выделить две группы стратегий: активные и пассивные.
Первый вид стратегий, часто именуемый технологическим, представляет собой реагирование на происходящие и возможные изменения во внешней среде путем проведения постоянных технологических инноваций. Избрав одну или несколько активных стратегий, фирма выбирает в качестве главного фактора успеха использование новой технологической идеи.
Среди активных инновационных стратегий можно выделить два принципиально различных типа стратегий: лидерства и имитации. Если технология, воплощенная в новом продукте или услуге, является совершенно новой для рынка, то фирма реализует стратегию технологического лидерства. В случае, когда технологическая идея уже известна рынку, но используется впервые самой компанией, тогда речь идет об имитационных стратегиях.
Пассивные, или маркетинговые, инновационные стратегии представляют собой постоянные инновации в области маркетинга. Фирма может выбрать стратегию нововведений в области дифференциации товара, выделяя все новые и новые его конкурентные преимущества.
Стратегия сегментации предполагает перманентный поиск новых рыночных сегментов или целых рынков, а также использование новых для рынка и / или фирмы методов охвата данных групп покупателей. Избрание компанией пассивных инновационных стратегий может означать и такой способ реагирования на изменения во внешних условиях, как постоянные нововведения в области форм и методов сбыта продукции, коммуникационной политики.
Так виолентная или иначе называемая силовая стратегия характерна для фирм крупного, стандартного производства, предназначенного для выпуска товара массового и с хорошим качеством. Девиз функционирования такого рода фирмы – «Дешево, но прилично».
Фирмы, реализующие стратегию
Реализацию коммутантной или, так называемой, соединяющей стратегии осуществляют обычно фирмы, занятые совершенствованием бизнеса в местных масштабах с индивидуализацией услуг. Девиз таких фирм исключительно прост и понятен – «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы».
Эксплерентная, другими словами, пионерская стратегия присуща фирмам, занимающимся созданием новых и радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Данный класс фирм относится к разряду двигателей научно-технического прогресса, связанного, как правило, с серьёзным риском, в результате чего примерно 15% от всех их начинаний заканчиваются успехом. Девиз этих фирм – «Лучше и дешевле, если получится».
В настоящее время в области инновационной деятельности широкое распространение получили венчурные фирмы или предприятия, которые занимаются прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений и технологических новшеств.
Венчурный бизнес ориентирован на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений ещё не оправданных на практике. Этот вид бизнеса связан с большим риском и поэтому его еще называют рисковым. И неудивительно, что венчурный капитал – это рисковый капитал, который характерен тем, что он вкладывается в дело с высокой степенью риска. Не менее широкое распространение, особенно в США, получили фирмы «СПИН-офф», занимающиеся инновационной деятельностью в стенах университетов.
Условием эффективного социально-экономического
развития страны является глубоко продуманная
инновационная политика как на уровне
государства, так и на каждом предприятии.
В Программе научно-
Предпринимаемые Правительством Республики Беларусь меры по выходу из кризиса, стабилизации экономики создают необходимые экономические предпосылки для инноваций в сфере производства. Однако структурная перестройка экономики, освоение новой продукции и новых технологий при существующей нормативно-правовой базе, недостаточно стимулирующей инновационные процессы, не могут осуществляться успешно. Поэтому необходимы дополнительные условия, активизирующие инновационную деятельность предприятий различных форм собственности и предпринимателей.
Необходимость разработки стратегических планов инновационного развития предприятия возникает в связи с постоянным и сложным взаимодействием внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование предприятия на достаточно длительном отрезке времени. В соответствии с этим предприятия вынуждены принимать долгосрочные решения по маркетингу, совершенствованию и обновлению продукции, развитию технологических процессов, подготовке и переподготовке персонала, обновлению основных фондов и многим другим вопросам, оказывающим решающее значение на его успешное функционирование.
Отраслевые особенности, степень
неопределенности внешней среды, уровень
конкурентоспособности
Необходимость в стратегическом управлении возникает тогда, когда на деятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы внешней среды с повышенным уровнем неопределенности. Стратегическое управление не вырабатывает перечень конкретных мероприятий, выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, а на основе подробного анализа внешней и внутренней среды формирует механизм поведения предприятия в постоянно меняющихся условиях.
Для реализации управления необходимы следующие действия: разработка перечня основных направлений предполагаемых изменений во внешней и внутренней среде; оценка вариантов управленческих решений достижения поставленных целей; выбор оптимального варианта, экономически, технологически и социально значимого.
В долгосрочном периоде при высокой неопределенности внешней среды спрогнозировать даже основные данные развивающегося субъекта представляется затруднительным.
Методы обоснования
1) Инновационный потенциал
2) Производственно-технический потенциал предприятия – наличие современного, прогрессивного оборудования, инструмента, технологических процессов и грамотное их использование; доступ к квалифицированной рабочей силе; доступ к качественным производственным ресурсам; наличие системы качества; способность к перестройке производственного процесса в соответствии с требованиями рынка.
Информация о работе Инновационная стратегия предприятия (на примере ОАО «Березовский КСИ»)