Инновационная стратегия предприятия (на примере ОАО «Березовский КСИ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка направлений по совершенствованию инновационной стратегии развития ОАО «Березовский КСИ».
В связи с поставленной целью следует решить ряд задач:
1. Изучить понятие, виды и методы обоснования инновационной стратегии предприятия;
2. Дать анализ инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ»;
3. Определить основные направления совершенствования инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ».

Содержание

Введение 2
1. Роль инновационной стратегии в эффективной работе предприятия 5
1.1 Понятие, виды и методы обоснования инновационной стратегии предприятия 5
1.2 Выбор стратегии инновационной деятельности 11
2. Оценка инновационной стратегии ОАО «Березовский КСИ» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Березовский КСИ» 15
2.2 Анализ инновационной стратегии ОАО «Березовский КСИ» 19
3. Совершенствование инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ» 29
Заключение 36
Список источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Саня.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от используемой предприятием инновационной стратегии (наступательной, оборонительной, имитационной) и типов нововведений, риски распадаются на несколько видов:

  • по продукту (существующий /новый);
  • рынку (существующий /новый);
  • технологии (существующая /новая).

Соответственно возможны шесть  вариантов сочетания данных переменных.

Таким образом, предприятие обладает высоким научно-техническим потенциалом  для развития производственных возможностей с целью удовлетворения рынка  необходимой продукцией. С этим успешно справляется научно-фармацевтический центр, который аккумулирует в себе функции, необходимые для развития научно-технической составляющей предприятия.

 

 

3. Совершенствование инновационной стратегии деятельности ОАО «Березовский КСИ»

 

Для анализа факторов, влияющих на эффективность инновационной деятельности ОАО «Березовский КСИ» проведем SWOT-анализ, представленный в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – SWOT-анализ ОАО «Березовский КСИ»

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие ряда конкурентных преимуществ изготавливаемой продукции:

– более низкая цена

– надежность и простота в использовании

Недостаточная конкурентоспособность  продукции.

Наличие традиционных потребителей

Неполное использование имеющихся  мощностей

Опытный персонал

Недостаточная работа по проведению маркетинговых исследований (в основном кабинетные исследования.)

Многолетний опыт работы предприятия  на рынке

Морально и физически устаревшее оборудование

Отлаженная сбытовая сеть

Недостатки в рекламной политике

Хорошая репутация предприятия как добросовестного партнера

Неучастие персонала в принятии управленческих решений

возможности

угрозы

Увеличение спроса на продукцию

Вытеснение с рынка конкурентами

Появление новых инвесторов

Снижение платежеспособности потребителей

Создание дочерних и совместных предприятий за рубежом

Насыщение рынков сбыта продукции

Снижение цен на готовую продукцию

Изменение предпочтений потребителей;

Снижение кредитной процентной ставки.

Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в Республике Беларусь

Неудачное поведение конкурентов

.

Проведение эффективной рекламной  компании

 

 

Значение комплексной классификации  факторов состоит в том, что на ее основе можно моделировать хозяйственную  деятельность ОАО «Березовский КСИ», осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства продукции.

Математическое моделирование  факторной системы хозяйственной  деятельности основывается на определенных экономических критериях выделения  факторов как элементов факторной системы причинности, достаточной специфичности, самостоятельности существования, возможности учета и количественного измерения.

Так, выделяют факторы внутренние и внешние. К внутренним относят  факторы, которые зависят от деятельности ОАО «Березовский КСИ» и характеризуют работу коллектива.

К внутренним факторам относятся:

– материально-технические (использование прогрессивных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);

Управление технологическими процессами ОАО «Березовский КСИ» осуществляется с помощью автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП). Иерархия системы управления двухуровневая. Нижний уровень – это непосредственное цифровое управление технологическими процессами с помощью программируемых микропроцессорных контролеров «ЛОМИКОНТ». На верхнем уровне АСУ ТП установлена сеть персональных компьютеров с целью отображения и хранения информации о ходе технологических процессов производства.

Режим работы основного производства двухсменный. Производственные мощности используются в настоящее время  на 100%. Существующая на предприятии проблема – износ производственных мощностей и морально устаревшая техническая база, в особенности технологическое оборудование, систем холодоснабжения и обеспечения производства сжатым воздухом. Разработанная на предприятии программа техперевооружения позволит существенно обновить технологическое оборудование.

В 2012–2013 годах планируется закупить 5 линий, а именно, комплект оборудования для производства ячеистого бетона, комплект оборудования для производства декоративных и др. плит. Данное современное оборудование обладает достаточно высокой степенью автоматизации и механизации процесса, позволяет минимально использовать ручной труд.

Техническое перевооружение производства позволит ОАО «Березовский КСИ» повысить качество выпускаемой продукции, снизить ее себестоимость, что сделает продукцию предприятия более привлекательной для потребителя.

Резервами снижения себестоимости товаров на ОАО «Березовский КСИ» являются:

– экономия затрат на заготовку и транспортировку сырья,

– удешевление технологий производства,

– проведение мероприятий по энергосбережению,

– модернизация технологических линий, рост производительности труда,

– применение ресурсосберегающих технологий, улучшение организации труда,

– организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решений);

– экономические факторы (финансовое планирование деятельности предприятия, анализ  и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);

По данным таблицы 2.1 можно сделать  выводы за 2011 год:

1. Коэффициент финансовой независимости  = 87,4%

т.е. при существующем консервативном управлении финансами за счёт собственного капитала должно быть обеспечено 87,4% активов. На ОАО «Березовский КСИ» этот показатель на конец 2010 г. составил 91,4%. Это означает, что финансовая независимость выше нормативной на 4,0%. (По итогам 2009 г. превышение было 3,2%).

2. Коэффициент финансовой зависимости  = 12,6% т.е. при консервативном управлении финансами за счёт заёмного капитала может быть обеспечено 12,9% активов. На ОАО «Березовский КСИ» этот показатель на конец 2010 г. составил 8,7%. Это означает, что финансовая зависимость ниже нормативной на 3,9% и предприятию при минимальном финансовом риске можно привлечь 11134 т.р. внешних инвестиций. (по итогам 2009 г. этот показатель был 7848 т.р.)

3. Коэффициент финансового рычага (финансового риска)= 0,15.

На ОАО «Березовский КСИ» этот показатель за 2011 г. составил 0,1. Это означает, что при сложившейся структуре активов предприятия степень финансового риска ниже нормативной на 50%.

– социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работником).

Персонал предприятия постоянно  повышает свою квалификацию, осваивает  смежные профессии, осуществляя  взаимозаменяемость. С каждым годом  количество работников прошедших профессиональное обучение, увеличивается. Своевременная  подготовка и переподготовка работников позволяет более рационально использовать рабочее время, способствует повышению знаний, умений и навыков специалистов.

В 2011 году повысили квалификацию 29 человек, из них – 9 рабочих и 20 специалистов. В 2012 году планируется направить на повышение квалификации – 35 человек.

Работники завода стремятся максимально  повысить свой профессиональный уровень, расширить свои знания и использовать их в работе.

К внешним относятся факторам, независящие  от деятельности ОАО «Березовский КСИ», но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данного предприятия. Здесь надо заметить, что, например, социальные факторы могут быть и зависимы от деятельности производственного коллектива, поскольку они входят в орбиту планирования социального развития предприятия. То же касается природных и внешнеэкономических условий.

К внешним факторам относятся:

– рыночно – конъюнктурные факторы (диверсификация деятельности предприятия, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);

– хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

Осуществление эффективной инновационной стратегии стабильного функционирования ОАО «Березовский КСИ» предполагает комплексное решение следующих задач управления:

– маркетинговые исследования рынка;

– инвестиционное обеспечение производства и воспроизводства за счет рациональной организации денежных потоков и заимствований;

– создание инновационных заделов – научно-технических, технологических, конструкторских – в обеспечение конкурентного превосходства собственной продукции;

– совершенствование структуры и состава кадрового потенциала и т.д.

Для усиление факторов, угрожающих экономической  безопасности ОАО «Березовский КСИ» и обусловливающих его развитие, на ОАО «Березовский КСИ» создана система мониторинга состояния и динамики развития предприятия с целью заблаговременного предупреждения грозящей опасности и принятия необходимых мер защиты и противодействия.

Основные цели мониторинга следующие:

– оценка состояния и динамики развития производства предприятия;

– выявление деструктивных тенденций и процессов развития потенциала этого производства;

– определение причин, источников, характера, интенсивности воздействия угрожающих факторов на потенциал производства;

– прогнозирование последствий действия угрожающих факторов как на потенциал производства, так и на сферы деятельности, обеспечиваемые продукцией и услугами этого потенциала;

– системно-аналитическое изучение сложившейся ситуации и тенденций ее развития, разработка целевых мероприятий по парированию угроз предприятию.

Мониторинг является результатом  взаимодействия всех заинтересованных служб предприятия. При осуществлении  мониторинга действует принцип  непрерывности наблюдения за состоянием объекта мониторинга с учетом фактического состояния и тенденций развития его потенциала, а также общего развития экономики, политической обстановки и действия других общесистемных факторов.

С целью совершенствования  инновационной стратегии на предприятии должны проводится следующие мероприятия:

– Разработать и поддержать в актуальном состоянии основополагающие документы системы качества (Руководство по качеству, Досье на производственный участок, Стандарты организации)

– Оказать методическую помощь подразделениям при разработке рабочей документации в системе качества.

– Осуществить управление документацией системы качества.

– Провести обучение вопросам качества и осуществить постоянный контроль проведения периодического обучения персонала.

– Провести внутренние аудиты (проверки по качеству) и самоинспекции по выполнению требований стандартов ИСО серии 9000 и GMP, ведется работа с отклонениями.

– Провести работу с поставщиками сырья и материалов: их утверждение, аудиты.

– Осуществить методическую помощь и работу по организации, координации и контролю проведения аттестаций помещений, инженерных систем, оборудования, процессов, методик испытаний.

– Осуществить контроль и работа с изменениями.

– Осуществить контроль, анализ и оценку досье на продукты.

– Постоянно поддерживать связь с потребителем, рассматривать все претензии к качеству товаров, включая устные.

– Проводить сбор данных по качеству, статистическую обработку отчётов подразделений, составление отчетов для проведения анализа функционирования СМК и реализации Политики в области качества со стороны руководства, организовывается проведение Дней качества.

При оценке целесообразности патентования ОИС следует исходить из следующих  принципов:

  • необходимость охраны результатов научной деятельности (если не мы, то другие);
  • стимулирование творчества (использование авторского вознаграждения 3-х видов).

 

Заключение

 

В данной работе мною были рассмотрены  теоретические вопросы связанные  с выбором стратегии организаций. Проведена оценка необходимости  введения на предприятии стратегического планирования.

По результатам работы можно  сделать следующие выводы:

1. Инновация (нововведение, инновационный продукт) – результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и / или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую и / или общественную выгоду.

2. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента), которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Информация о работе Инновационная стратегия предприятия (на примере ОАО «Березовский КСИ»)