Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

В условиях мировой глобализации производства и капитала конкурентоспособность национальной экономики приобретает особое значение. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, усилением взаимозависимости экономик практически всех стран мира. Снижение и отмена многих внешнеэкономических барьеров стирают границы между внутренним и внешним рынками. В этой связи мировой рынок необратимо превращается в единое поле конкурентной борьбы, и занимать на нем свое место может только та страна, в которой обеспечивается конкурентоспособность своих товаров. Внедрение новых методов торговли, в частности, электронного, позволяет покупателю выбрать подходящий ему товар с учетом соотношения его цены и качества практически в любой стране мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3

1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПОНЯТИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ................................................. 5

1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности

национальной экономики....................................................................................... 5

1.2 Пути повышения конкурентоспособности страны........................................ 10

2. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ............ 13

2.1 Опыт инновационного развития в зарубежных странах............................... 13

2.2 Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь.... 17

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ................................................................................ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................. 34

Вложенные файлы: 1 файл

13,35.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

     Вторая  группа факторов – технический уровень производства и национальный уровень производительности труда, которые связаны как с квалификацией работников, так и с общей и технической культурой в стране. Роль национального уровня подготовки кадров и состояния научно-технического потенциала страны особенно повысилась в современных условиях. Уровень общественной производительности груда в стране является следствием производительности труда на отдельных предприятиях, которая преимущественно определяется квалификацией персонала и уровнем технического развития производства.

     Третья группа факторов – общеэкономическая ситуация в стране, средняя норма прибыли и ее накопление как главный источник финансирования развития, система аккумуляции сбережений в стране и их использование для капиталовложений, эффективность функционирования банковской системы и других финансовых учреждений, позволяющих компаниям использовать для совершенствования производства и организации выпуска новых изделий привлеченные средства и т.д. Эта группа факторов влияет на уровень инвестиционной активности, который в свою очередь воздействует не только на темпы экономического роста, но и на техническое совершенство производства.

     Четвертая группа факторов связана со сложившимся в стране уровнем жизни, что определяется средним уровнем заработанной платы и социальными выплатами населению, а также общими расходами на развитие социальной сферы – образования, здравоохранения и т.д. Все эти расходы, с одной стороны, повышают уровень издержек при производстве товаров, но, с другой стороны, способствуют формированию в стране грамотных и здоровых работников и повышают платежеспособный спрос, который очень важен для внедрения новых товаров, а в случае успеха – последующего выхода с ними на мировые рынки.

     При этом низкая стоимость жизни в  стратегическом плане не может быть основой для обеспечения национальной конкурентоспособности, так как по мере развития экономики страны уровень заработной платы и социальных выплат неизбежно растет, и страна теряет возможность поддерживать свою конкурентоспособность за счет этого фактора. Нужны усилия по развитию новых факторов конкурентоспособности и прежде всего – совершенствования научно-технического потенциала. Так, в свое время конкурентоспособность Японии в области бытовой электроники базировалась на сравнительно низкой стоимости рабочей силы, но в дальнейшем она утратила это преимущество, уступив его Корее и Гонконгу. Однако и в этих странах уровень заработной платы повысился. Поэтому сейчас в данной отрасли преимущества имеют Малайзия и Таиланд.

     Пятая группа факторов связана с деятельностью национального государства. Практически вся экономическая политика страны должна быть направлена на повышение национальной конкурентоспособности. Государство должно стимулировать капитальные вложения в стране, совершенствовать налоговую систему, вводить нормы ускоренной амортизации, способствовать развитию науки и совершенствованию системы образования. Важно, чтобы государство поощряло сотрудничество между национальными фирмами в области развития кооперации между ними, способствовало слияниям и поглощениям в целях укрепления их международных позиций.

     Важное  место в этой группе факторов играет внешнеэкономическая политика, в частности, зашита внутреннего рынка путем ограничений импорта с помощью традиционных или новых форм, например, «добровольных» ограничений экспорта в странах-экспортерах. В этих целях создаются системы государственной поддержки и стимулирования экспорта, используется регулирование валютного курса. Эти показатели выступают важнейшими элементами национальной конкурентоспособности.

     Следует подчеркнуть, что внешнеэкономическая политика государства претерпевает изменения в процессе экономического роста страны. На ранних этапах индустриального развития многие страны прибегали к протекционизму, поощряя импортозамещающие производства. Но такое развитие имеет свои ограничения, так как продукция предприятий, ориентированная на внутренний рынок, как правило, оказывается неконкурентоспособной на мировых рынках [9; c. 7].

     Другие  страны, вступая на путь индустриализации, особенно с потенциально узким внутренним рынком, с самого начала развивают экспортоориентированное производство, что приводит к подъему экономики и росту жизненного уровня населения. В связи с ростом жизненного уровня увеличивается спрос на отечественную продукцию, в итоге создаются благоприятные условия для инноваций и внедрения новой продукции.

     Рост  производительности труда и увеличение объемов получаемой прибыли позволяют компаниям, наряду с экспортной экспансией, увеличивать масштабы вложений капитала в зарубежную экономику для установления контроля над большей частью мирового рынка на основе повышения конкурентоспособности своего товара. На этой стадии развития роль государства в защите внутреннего рынка играет меньшую роль. Когда конкуренция осуществляется на основе нововведений, многие формы протекционизма теряют смысл или эффективность. Главной задачей государства становится создание условий, при которых компании имели бы возможность и стимулы для постоянного совершенствования производства на основе инновационного развития.

     Конкурентоспособность экономики страны определяется как результат взаимодействия перечисленных факторов, особенностей социально-политической среды, организационных способностей и эффективности механизма функционирования экономики, её хозяйствующих субъектов.

     Для Беларуси в нынешних условиях целесообразно отобрать минимум показателей, позволяющих в укрупненном плане судить о том, куда идёт экономика страны, что в этом движении неприемлемо, какие меры следует принимать, чтобы активизировать и развивать положительные тенденции. На наш взгляд, представляется обоснованным воспользоваться следующим минимумом показателей:

     • объём валового внутреннего продукта (ВВП), доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении, что выражает емкость отечественного рынка страны и потенциал конкурентоспособности экономики Беларуси;

     • отношение экспортно-импортного сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны (характеризует динамику повышения потенциала конкурентоспособности экономики страны);

     • соотношение средних индексов цен на экспортированные и импортированные страной товары и услуги (характеризуют рост или снижение конкурентоспособности страны):

     • степень скованности страны в разработке и осуществлении конкурентной стратегии, что отражается отношением величин задолженности государства к ВВП, дебиторской и кредиторской задолженностей страны;

     • структура ВВП нашей страны, особенно доля в ВВП высокотехнологичных отраслей промышленности [19; c. 43].

     Республика  Беларусь имеет существенный потенциал  для повышения конкурентоспособности страны. Однако недостаточно иметь хорошие количественные параметры развития экономики. Чтобы дать положительную оценку уровню конкурентоспособности страны, нужно иметь хорошие качественные параметры, сравнительно (с другими странами)

     высокую социальную и экономическую эффективность общественного производства. В этой связи отметим, что темпы роста общественной производительности труда в Беларуси отстают от темпов роста заработной платы, имеют место низкие показатели коэффициента обновления основных средств, повышение инфляции, неэффективная внешнеэкономическая деятельность, особенно с Россией, что говорит о низком уровне конкурентоспособности Беларуси. Продолжение совокупности негативных процессов в экономике страны может привести к дальнейшему увеличению внешнего долга, чрезмерному сжатию денежной базы и усилению режима кредитной рестрикции, обострению проблем занятости и социальной защиты населения, деградации реального сектора экономики.

     
    1.2 Пути повышения конкурентоспособности страны
     

     В целях повышения конкурентоспособности страны в настоящее время экономика Беларуси опирается главным образом на развитие промышленности. Это направление соответствует концепции ускорения научно-технического прогресса. Однако вследствие увеличения издержек производства, роста цен на сырье и топливо в этой отрасли уровень конкурентоспособности имеет тенденцию к снижению. При этом информационная революция, появление на рынке новых замещающих продуктов и технологий (в результате новейших достижений мирового научно-технического прогресса) вызывают значительные и непредвиденные колебания спроса на производимую продукцию в стране, что ослабляет ее конкурентоспособность. В обозримой перспективе правомерно ожидать появления новых конкурентов Беларуси на мировом рынке из числа развивающихся стран и государств СНГ, что еще больше может снизить конкурентоспособность страны.

     Особое  значение для Беларуси имеют показатели степени и динамики экспорта и импорта конкурентоспособного ряда товаров, прежде всего высоких технологий. Чем выше уровень и динамика этих показателей, тем больше оснований говорить об укреплении научно-производственного конкурентоспособного потенциала страны, упрочнении ее экономической безопасности. Отметим, что проводимая страной импортозамещающая политика не решает проблему конкурентоспособности, она является лишь тактическим средством оздоровления финансов, продиктованным современной ситуацией, а не стратегической целью Беларуси. Стратегическая цель в повышении конкурентоспособности экономики страны и ее хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на внешних рынках состоит в открытости, активном вхождении в мировую экономику, включении страны в мирохозяйственные процессы международного промышленного сотрудничества, особенно научно-производственной кооперации, транснационализации и глобализации производства [9; c. 8].

     Весьма  существенным считается направление хозяйствующих субъектов на «интернационализацию» их деятельности. При этом различают две взаимосвязанные стороны такой интернационализации. Первая состоит в поощрении «интернационализации спроса» на конкурентоспособную продукцию предприятий, прорыва с ней на мировой рынок. Тем самым страна приумножает экономический потенциал, а предприятие – свой капитал. Вторая – в масштабном увеличении реализации на внутреннем рынке страны. Заметим, что неплатежи и финансовые аномалии сейчас подталкивают белорусских производителей к работе на экспорт продукции по сниженным ценам, к работе при сравнительно невыгодных условиях. Такой путь ведет к подрыву национальной экономики, снижению ее конкурентоспособности.

     Экономическая мысль гласит, что обеспечение конкурентоспособности национальной экономики – это непрерывный поиск ответов на вопросы: что, как и для кого производить, что, как и по каким ценам продавать в сравнении с национальными и интернациональными издержками

     В этой связи при решении проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики Беларуси следует на основе глубокого анализа причинно-следственных связей деструктивных явлений, методологических положений экономической теории и мирового опыта преодоления социально-экономических катаклизмов выработать и реализовать системный антикризисный механизм, включающий совокупность взаимосвязанных мер оперативного, тактического и стратегического характера:

     - при действенной поддержке всех государственных средств (политических, экономических, дипломатических) обеспечить конкурентную устойчивость экономики страны, для чего предстоит решить три взаимосвязанные задачи:

     а) активнее реализовывать белорусскую модель устойчивого социально-экономического развития с использованием научной теории системной трансформации; максимально продлить сроки использования действующих производственных мощностей путем их модернизации, обновления и поиска новых мировых рынков сбыта традиционной продукции, работ и услуг;

     б) активизировать системную работу по формированию нового постиндустриального, инновационного типа экономики, основанного на структурной перестройке реального сектора экономики, приоритетном развитии науки, образования, знания и интеллекта, на обновлении технологической базы производства с целью перехода к технологиям V и VI укладов, повышении роли инновационной экономики, информатики, программного продукта и услуг;

     в) на основе развития инвестиционно-инновационной деятельности и использования научных форм и методов современного менеджмента обеспечить повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, что будет способствовать разрешению проблем активизации внешнего и внутреннего спроса;

     - предупредить возможные минусы в связи с предстоящим вступлением страны в ВТО с тем, чтобы не привести экономику к производственным и социальным потрясениям. Провести совершенствование национального законодательства с использованием принципа относительности, выравнивания условий для функционирования отечественных товаропроизводителей;

     - осуществлять последовательную и эволюционную либерализацию экономики страны со всемерной поддержкой малого и среднего бизнеса; продолжить работ по ограничению вмешательства органов государственного управления в хозяйственную жизнь предприятий страны, снижению уровня государственной регламентации в лицензировании и контролировании;

Информация о работе Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики