Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

В условиях мировой глобализации производства и капитала конкурентоспособность национальной экономики приобретает особое значение. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, усилением взаимозависимости экономик практически всех стран мира. Снижение и отмена многих внешнеэкономических барьеров стирают границы между внутренним и внешним рынками. В этой связи мировой рынок необратимо превращается в единое поле конкурентной борьбы, и занимать на нем свое место может только та страна, в которой обеспечивается конкурентоспособность своих товаров. Внедрение новых методов торговли, в частности, электронного, позволяет покупателю выбрать подходящий ему товар с учетом соотношения его цены и качества практически в любой стране мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3

1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПОНЯТИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ................................................. 5

1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности

национальной экономики....................................................................................... 5

1.2 Пути повышения конкурентоспособности страны........................................ 10

2. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ............ 13

2.1 Опыт инновационного развития в зарубежных странах............................... 13

2.2 Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь.... 17

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ................................................................................ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................. 34

Вложенные файлы: 1 файл

13,35.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

     - реализовать эффективные подходы к оптимизации геоэкономических приоритетов во внешнеэкономической деятельности, активизировать отношения с развивающимися странами мира путем:

     а) развития не только экспорта товаров и услуг, но и экспорта белорусского капитала как наиболее эффективного средства для расширения экономической территории Беларуси;

     б) расширения экономического, технологического, интеллектуального и образовательного пространства, в том числе на основе подготовки кадров высшей квалификации для зарубежных стран;

     - осуществить оптимизацию импорта оборудования для обновления отечественного основного капитала, создания новых наукоемких и высокотехнологичных производств, проведения приоритетных НИОКР;

     - усовершенствовать методы и механизмы менеджмента, маркетинга, логистики для поиска и завоевания новых рыночных ниш на мировом рынке. Активизировать работу по созданию новых форм организации крупного бизнеса (холдингов, финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций и др.) в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС, СНГ, мирового сообщества;

     - создать более эффективный экономический механизм повышения ответственности и предприимчивости субъектов хозяйствования и их руководителей на основе восприимчивости науки, научных разработок, создания корпоративных систем, эффективных систем по продвижению товаров на рынки, оценки управления инвестиционными предпринимательскими рисками, создания единого информационно-экономического пространства с Россией, другими странами Содружества и ЕС, международного менеджмента, стандартизации, патентоведения, маркетинга, экономической безопасности и, безусловно, на основе совершенствования налоговой, кредитной, ценовой, бухгалтерской, казначейской и страховых систем, которые должны стимулировать повышение конкурентоспособности всех уровней управления и будут «работать» в условиях вступления Беларуси в ВТО.

     Важно подчеркнуть, что реально о конкурентоспособности на макроуровне можно говорить только по отношению к странам с устойчиво развивающейся экономикой, где сохраняется внутренний баланс экономических, социальных и политических сил, где в комплексе и системно решаются проблемы конкурентоспособности национальной экономики, ее регионов, отраслей, предприятий, товаров, работ и услуг. 

 

2. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ  КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 

     2.1 Опыт инновационного  развития в зарубежных  странах  

     Инновационный путь развития – одна из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Беларусь, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики – создание благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития науки, постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности страны.

     Возрастающее  значение инноваций для экономики  и общества в целом обусловливает необходимость регулирования инновационной деятельности со стороны государства.

     Исследуя  проблемы управления инновационной деятельностью предприятий в Республике Беларусь, проанализируем прежде всего зарубежный опыт.

     В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность: предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, то есть отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели; уменьшение налога на прирост инновационных затрат; «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов; льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций; снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР; связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов; льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, «ноу-хау» и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности; уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям; вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций; зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели [14; c. 13].

     В настояние время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран.

     1. Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция).

     2. Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).

     3. Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

     При всем разнообразии национальных особенностей для всех стран развитой рыночной экономики характерны схожие тенденции, характеризующие участие государства  в инновационном процессе.

     1. Государство не является основным источником финансирования научной и инновационной деятельности. В большинстве развитых стран это место прочно занимает бизнес, который активно инвестирует средства во все стадии инновационного цикла.

     2. Несмотря на не столь весомый, по сравнению с бизнесом, финансовый вклад, государство является эффективным инвестором в науку и инновации. Оно компенсирует рыночные «провалы», которые ограничивают интерес к этой сфере со стороны коммерческих структур, создает инновационные стимулы, которые не могут сами по себе возникнуть из-за несовершенства институциональной среды.

     3. Государство пытается воздействовать на инновации в широком экономическом контексте, то есть через создание условий для их развития.

     4. Государство обеспечивает условия для кооперации между различными субъектами научной и инновационной деятельности внутри страны и за рубежом. Особое внимание уделяется формированию и поддержке партнерских отношений между коммерческими и государственными структурами, между самими коммерческими структурами, а также университетами, научными организациями.

     5. Ключевыми механизмами государственной политики в сфере науки и инноваций являются интеграция целевых «инновационных» ориентиров в общую систему целей государства; самая тесная координация экономической, научно-технологической, промышленной, финансовой и торговой политики.

     Создание  Национальной инновационной системы  находится в тесной взаимосвязи  с процессом формирования и функционирования эффективного финансового механизма  управления инновационной деятельностью предприятий.

     Финансовый  механизм управления инновационной  деятельностью предприятия – это составная часть хозяйственного механизма предприятия, представляющая совокупность методов и рычагов, обеспечивающих финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности и оценку экономической эффективности выполняемых инновационных преобразований. Основной целью финансового механизма управления инновационной деятельностью является создание благоприятных финансовых условий для осуществления инновационной деятельности.

     Процесс формирования и функционирования финансового  механизма управления инновационной  деятельностью предприятий определяется как инновационной политикой  и государственным регулированием инновационной деятельности предприятий, так и возможностями предприятий эффективно функционировать и финансировать инновационную деятельность за счет собственных ресурсов.

     Интегральным  показателем, который отражает активность национальных государств в инновационной  сфере, является величина внутренних затрат, направляемых на начальные этапы инновационного цикла – исследования и разработки.

     В среднем страны с развитой рыночной экономикой инвестируют в сферу  исследований и разработок более 2% ВВП. Большинство развитых стран  попадают в интервал 2,5-3%. Больше 3% ВВП  имеют такие страны, как Япония, Финляндия, Швеция. Почти 4% тратит на науку и инновации Израиль. В этих странах четко осознается прямая зависимость между затратами на науку и конкурентными преимуществами национальных экономик, заявляется о намерениях наращивать усилия в данном направлении [3; c. 20].

     В 2007 г. в странах ОЭСР (Организации  экономического сотрудничества и развития) частными компаниями профинансировано 62,7% расходов на НИОКР. Однако роль частного сектора в финансировании НИОКР  в региональном разрезе отличается. На долю бизнес-сектора приходится 77,1% расходов в Японии, 64,9% – в США и 54,1% – в ЕС. Одновременно в некоторых странах государство все еще остается основным донором НИОКР. В Турции, Италии Португалии, Словакии, Польше, РФ бюджетные расходы обеспечивают более 50% всего финансирования НИОКР.

     Почти 70% всех НИОКР в странах ОЭСР осуществляется бизнес-сектором, однако в таких  странах, как Италия, Канада, Австралия, учитывая мощный инновационный потенциал  государственного сектора и по данным Всемирного банка за 2008 г., Республика Беларусь занимала 69-е место в мире по уровню инновационного развития. Лидирующие позиции в этом рейтинге принадлежат Дании, Швеции, Финляндии, Нидерландам, Норвегии, Швейцарии.

     Как видим, ведущую роль в инновационном развитии современной мировой экономики играют развитые страны: на них приходится более 90% мирового научного потенциала и около 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого значительно превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов.

     Если  соотнести мировой рынок высоких технологий (это около 3 трлн. долл. США) и рынок энергетических ресурсов (около 700 млрд. долл. США), то разница составит чуть больше, чем четыре раза. До 2020 г. прогнозируется рост объема рынка высокотехнологической продукции до 10–12 трлн. долл. США, а рынка энергетических ресурсов – до 1,2 трлн. долл. Следовательно, соотношение составит 10:1.

     Вот почему развитые страны, используя  ресурсы национальных инновационных  систем (НИС), сегодня делают ставки в основном на освоение мирового рынка высоких технологий. В настоящее время они приступили к созданию конкурентоспособной и инновационной экономики, основанной на знаниях. В этой связи приоритетными направлениями развития, в частности, в ЕС становятся научно-техническая, инновационная и образовательная деятельность. Конкретно такой подход находит отражение в реализации в соответствии с Рамочной программой НИОКР программы по конкурентоспособности и инновациям в ЕС (2007–2013 гг.). Целью инновационной политики в данном случае является создание единого Европейского исследовательского и инновационного пространства с учетом будущего расширения ЕС [16; c. 17].

     Таким образом, развитые страны не только пытаются сохранить свое положение в мировой  экономике, но и существенно усилить  влияние на мирохозяйственные процессы благодаря созданию и развитию НИС. Необходимо отметить, что инновационную модель экономики сумели создать и некоторые новые индустриальные страны. В настоящее время активно развивают фундаментальную и прикладную науку Индия и Китай и ожидается, что к 2020 г. они достигнут паритета с США в инновационной сфере. Роль инноваций и технологий в экономическом развитии столь велика, что эксперты Национального разведывательного совета США в своем докладе отдельный раздел посвятили анализу технологических прорывов к 2025 г.

     Ситуация  в странах СНГ прямо противоположная: после распада Советского Союза  инновационное развитие экономики  в новых государствах, в том  числе России и Беларуси, было свернуто, финансирование научных исследований практически не осуществлялось, приобрела гигантские масштабы «утечка умов». В результате инновационный потенциал стран СНГ начал значительно уступать развитым странам. Это было обусловлено такими объективными причинами, как различие геополитических целей развития стран-участниц СНГ; смена ими приоритетов во внешнеэкономической деятельности и сокращение взаимной торговли; усиление различий между странами СНГ по уровню социально-экономического развития; рост внешнего долга по отношению к России и развитым странам и др.

     В связи с отмеченными обстоятельствами СНГ свойственна реализация моделей  «разноуровневой» и «разноскоростной»  интеграции. Она находит свое проявление в создании и функционировании внутри Содружества ряда субрегиональных объединений, в первую очередь таких, как Союзное Государство России и Беларуси, Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в которых Россия является центральной и наиболее значимой в политическом и экономическом отношениях державой [16; c. 18].

Информация о работе Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики