Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 01:54, курсовая работа

Краткое описание

В условиях мировой глобализации производства и капитала конкурентоспособность национальной экономики приобретает особое значение. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, усилением взаимозависимости экономик практически всех стран мира. Снижение и отмена многих внешнеэкономических барьеров стирают границы между внутренним и внешним рынками. В этой связи мировой рынок необратимо превращается в единое поле конкурентной борьбы, и занимать на нем свое место может только та страна, в которой обеспечивается конкурентоспособность своих товаров. Внедрение новых методов торговли, в частности, электронного, позволяет покупателю выбрать подходящий ему товар с учетом соотношения его цены и качества практически в любой стране мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 3

1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПОНЯТИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ................................................. 5

1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности

национальной экономики....................................................................................... 5

1.2 Пути повышения конкурентоспособности страны........................................ 10

2. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ............ 13

2.1 Опыт инновационного развития в зарубежных странах............................... 13

2.2 Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь.... 17

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ................................................................................ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................. 34

Вложенные файлы: 1 файл

13,35.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

     Во  многих странах СНГ значительно  выросла доля добывающей промышленности и топливно-энергетических отраслей в структуре их национальных экономик, при резком снижении машиностроения, доля которого в промышленном секторе  экономики отдельных государств-членов СНГ сократилась в 1,5-2 раза. В то же время после выхода из продолжительного экономического кризиса 1990-х годов в начале XXI в. во многих странах СНГ были приняты нормативно-правовые документы по инновационному развитию. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. констатируется, что экономический рост достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал.

     Существует  достаточно много определений понятия «инновационная система». В частности, с точки зрения экспертов ОЭСР, НИС – это совокупность институтов, относящихся к частному и государственному секторам, которые индивидуально и во взаимодействии друг с другом обусловливают развитие и распространение новых технологий в пределах определенного государства, создание которых, в свою очередь, зависит от финансирования НИОКР. В России в принятом в 2005 г. руководстве «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы па период до 2010 года», утвержденном председателем Правительства РФ, отмечено, что политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности [16; c. 20].

     Препятствуют  инновационному развитию стран СНГ  такие негативные явления, как высокий  уровень коррупции вследствие несовершенства законодательно-правовой базы; непрозрачность экономической деятельности; неблагоприятный инвестиционный климат; невысокая политическая и экономическая стабильность; несовершенство механизмов государственно-частного партнерства и др. Дезинтеграционные тенденции в СНГ, инициируемые США и некоторыми странами ЕС, также оказывают негативное воздействие на инновационную деятельность. В условиях мирового экономического кризиса данные отрицательные факторы выходят на первый план в инновационном сотрудничестве. 

     2.2 Проблемы инновационного  развития экономики  Республики Беларусь 

     В последние годы в Республике Беларусь проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научно-технического и инновационного потенциала. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась законодательная и нормативная правовая база научно-инновационной деятельности, принимались меры по развитию инфраструктуры и малых инновационных предприятий.

     Вместе  с тем в научной и инновационной  сферах сохраняются негативные тенденции. Инновационно активными в промышленности в 2009 г. были только 12,1% предприятий. Это значительно ниже, чем в Германии (69,7%), Бельгии (59,6), Эстонии (55,1), Австрии (53,0), Португалии (40,7), Словении (41,0), Греции (37,8), Чехии (36,6), Турции (35,3%).

     В 2010 г. завершена реализация Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136 (далее – ГПИР), цель которой – создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной. социально ориентированной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа.

     Планом  реализации Государственной программы  инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2007 г. № 523 (в ред. от 23 ноября 2010 г. №1713), предусматривается выполнение 1162 проектов, что на 246 проектов больше по заданиям, установленным ГПИР.

     В соответствии с указанным Планом реализации в рамках Государственной  программы в 2007–2010 гг. предусматривалось завершение 1014 проектов (что на 98 проектов больше, чем предусмотрено ГПИР), в том числе 143 проектов по созданию новых предприятии и производств, 365 проектов по созданию новых производств на действующих предприятиях и 507 проектов по модернизации действующих производств на основе внедрения новых и высоких технологий.

     По  данным Белстата в результате реализации ГПИР, а также других государственных  программ в прошедшей пятилетке  наблюдался планомерный рост доли новой  продукции в объеме промышленного производства (показатель увеличился с 13,8% в 2007 г. до 20,1% в сентябре 2010 г.). За этот же промежуток времени доля сертифицированной продукции в объеме промышленного производства возросла с 68,8 до 70,7%. Реализованные в рамках ГПИР проекты обеспечили производство продукции на сумму более 15 трлн. руб., создание более 12 тыс. новых рабочих мест [20].

     В ходе реализации ГПИР промышленными  организациями освоено производство широкого спектра импортозамещающей  продукции, не производимой ранее в стране, в таких отраслях промышленности, как металлургия, машиностроение, АПК, строительство, нефтехимия, фармация, пищевая промышленность и др.

     В ГПИР были определены 11 прогнозных показателей  инновационного развития Республики Беларусь. В связи с негативным влиянием мирового экономического кризиса прогнозируется невыполнение следующих прогнозных показателей:

     - доли инновационно-активных организаций в общем количестве организаций, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции;

     - доли отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции;

     - внутренних затрат на научные исследования и разработки.

     Таким образом, целевые установки ГПИР, ориентированные на мировой уровень  конкурентоспособности, наукоемкости, ресурсо- и энергосбережения, еще не получили достаточного предметного воплощения. В экономике идет накопление позитивных сдвигов в направлении создания постиндустриального общества.

     Модель  дальнейшего экономического роста  республики должна учитывать происходящие в мире процессы и основываться на высокотехнологичных и эффективных  производствах. Очевидно, что движение страны по инновационному пути развития должно быть сопряжено с акцентированным значительным вложением средств в перспективные отрасли и производства.

     Характеризуя  кадровую ситуацию в науке с позиций современных требований, следует отметить, что сегодня кадровые проблемы в науке заключаются не столько в уменьшении численности исследователей высшей квалификации, сколько в нарушении структуры воспроизводства научных кадров и старении исследовательского персонала.

     В 1990 г. численность работников, занятых  в отрасли «наука и научное обслуживание», составляла свыше 100 тыс. человек. В связи с распадом эта численность в настоящее время составляет около 30 тыс. человек и сохраняется на одном уровне. Как положительное явление в динамике возрастной структуры работников науки можно рассматривать ежегодное увеличение удельного веса в общей численности исследователей лиц в возрасте до 29 лет: в 2000 г. он составлял 17,0%, в 2002 – 19,0%, в 2004 – 20,0%, в 2006 – 24,0%, в 2008 – 24,0%. В результате численность исследователей в возрасте до 29 лет увеличилась более чем на треть. Вместе с тем сферу исследований и разработок продолжают покидать работники самых продуктивных для науки возрастов – 30–39 и 40–49 лет [6; c. 68].

     За  последние 10 лет удельный вес численности  исследователей в возрасте 30–39 лет сократился с 19,0 до 18,0% (на 1,0 п.п.), а в возрасте 40–49 лет – с 31,0 до 18,0% (на 13,1 п.п.). В итоге удельный вес исследователей в возрасте 30–49 лет сократился с 49,0 в 2000 г. до 35,0% в 2010 г. (на 14,1 п.п.). В абсолютном выражении уменьшение численности исследователей в возрасте 30–49 лет составило 3200 человек или 33,0%.

     Особо критично выглядит возрастная структура  докторов наук, среди которых доля возрастной группы моложе 40 лет составляет всего 0,4%. За последние 10 лет удельный вес докторов наук в возрасте 30–39 лет в их общей численности снизился с 1,3 до 0,4% (на 0,9 п.п.), а их удельный вес в возрасте 40–49 лет – с 17,0 до 7,0% (на 9,6 п.п.). При этом удельный вес численности докторов наук в возрасте старше 60 лет увеличился с 50,0 до 62,0% (на 11,8 п.п.), в том числе в возрасте старше 70 лет – с 13.0 до 28,0% (на 15,3%).

     Таким образом, в научно-технической сфере  страны не преодолена тенденция старения научных кадров. Исследователи, находящиеся  в наиболее продуктивном возрасте, продолжают уходить из науки. Констатируя наличие этой негативной тенденции, следует отметить, что старение научных кадров ведет не только к снижению показателей исследовательской продуктивности, но и к угрозе нарушения непрерывности и преемственности воспроизводства научных знаний, научных кадров и развития науки в целом. Если не принять необходимых кардинальных мер в сфере финансового обеспечения, охраны интеллектуальной собственности, развития материально-технической базы, то разрыв поколений может стать реальностью для белорусской науки.

     До  настоящего времени на законодательном  уровне не определены такие основополагающие понятия, как «инновационная политика», «субъект инновационной деятельности», «инновационно активная организация», отсутствуют четкие критерии для определения инновационной продукции и др. Кроме того, отсутствуют правовые нормы, обеспечивающие достаточные экономические стимулы для осуществления инновационной деятельности, как субъектами малого предпринимательства, так и крупными хозяйствующими субъектами.        

     Решение данных проблем возможно только на уровне законодательного акта. Это  обусловлено, во-первых, важностью общественных отношений, которые станут предметом  правового регулирования; во-вторых, необходимостью исключения коллизий с уже действующими законодательными актами, осуществляющими регулирование отдельных вопросов инновационной деятельности; в-третьих, необходимостью создания стройной и внутренне непротиворечивой системы нормативных правовых актов, регулирующих все аспекты инновационной деятельности, которая и основываюсь бы на нормах предлагаемого проекта. При этом форма закона является наиболее адекватной, поскольку предлагаемый законодательный акт должен содержать не только правовые нормы регулирования наиболее важных общественных отношений, но и закреплять принципы правового регулирования в инновационной сфере.

     Обозначенные  выше проблемы могут быть решены принятием  Закона Республики Беларусь «О государственной  инновационной политике и инновационной  деятельности в Республике Беларусь».

     Данный  проект Закона определяет правовые и  организационные основы формирования и реализации государственной инновационной  политики и обеспечивает создание благоприятных  условий для эффективной инновационной  деятельности и инновационного развития Республики Беларусь.

     Среди ключевых направлений совершенствования  и систематизации законодательства, связанного с инновационным развитием, можно выделить следующие:

     • совершенствование налогового и иного законодательства в части предоставления реальных и значимых налоговых льгот для субъектов научной и инновационной деятельности, стимулировании труда авторов научных исследований и разработок;

     • совершенствование механизмов финансирования и поддержки инновационной деятельности, в том числе путем создания механизмов венчурного финансирования;

     • организация в Республике Беларусь венчурной деятельности;

     • совершенствование порядка и условий проведения научно-технической (научной) экспертизы проектов задании программ различного уровня и направленности и инновационных проектов;

     • совершенствование государственного регулирования механизмов стимулирования, создания и использования объектов права промышленной собственности;

     • совершенствование предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

     • усиление охраны прав белорусских авторов, выполнение обязательств по защите прав зарубежных авторов в соответствии с международными договорами, повышение эффективности проводимой заинтересованными государственными органами государственной политики в сфере охраны интеллектуальной собственности:

     • обеспечение комплексного правового регулирования общественных отношений, связанных с предоставлением правовой охраны сведениям, составляющим коммерческую тайну, а также защитой прав ее владельцев.

     Уровень развития материально-технической базы (МТБ) науки является одним из факторов, определяющих эффективность проводимых в республике научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и развитие наукоемких производств, которые, в свою очередь, необходимы для выхода и закрепления белорусской продукции на мировых рынках.

Информация о работе Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики