Институты рынка труда и их развитие в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить рынок труда Российской Федерации. Актуальность темы курсовой работы усиливается и тем обстоятельством, что субъекты российского рынка труда еще только накапливают опыт функционирования в новых экономических условиях. Функционирование рынка труда сопряжено со множеством сложностей, столкновений интересов различных социальных групп. Это нередко вызывает социальную напряженность и общественные диссонансы.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Рынок труда
1.1 Понятие, объект, виды и функции рынка труда 6
1.2 Государственное регулирование рынка труда 15
Глава 2 Институты рынка труда в современной экономике 18
Глава 3 Анализ современного состояния рынка труда России
3.1 Исследование динамики и структуры занятости населения 21
3.2 Анализ тенденций изменения безработицы на рынке труда 23
3.3 Основные направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в России в условиях кризиса 24
Заключение 27
Библиографический список 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

мере развития рыночной экономики её механизм саморегулирования  стал  давать

сбой.  По  мнению  Кейнса,  настало время,  когда рыночные   механизмы   в

значительной  мере исчерпали возможности поддерживать свою  жизнеспособность,

которая отныне  должна  подпитываться   извне.  Поэтому  Кейнс  указывал  на

жизненную   необходимость   создания   централизованного    государственного

контроля  в вопросах, которые в основном решало частное  предпринимательство,

а  теперь,  по  его  мнению,  государство  должно  будет  осуществлять  своё

руководящее   влияние.   Основной   акцент   Кейнс   делал   на   учреждение

централизованного контроля, необходимого для обеспечения  полной  занятости,

что потребует  значительного расширения традиционных  функций  правительства.

И хотя предполагаемые меры, отмечал Кейнс, покажутся «ужасающим  потрясением

основ»  частного  предпринимательства,  -  это   «единственное   практически

возможное  средство  избежать  полного  разрушения»  существующей   рыночной

экономики и  условие  успешной  деятельности  частного  предпринимательства.

Наиболее  значительными пороками общества рыночного  саморегулирования  Кейнс считал его неспособность  обеспечить  полную  занятость  на  рынке  труда  и

произвольное, несправедливое распределение богатства  и  доходов.  Чтобы  не

допустить дальнейшего  нарастания  социальной  напряжённости,  он  предложил

систему государственного вмешательства  в  рыночное  регулирование.  С  этой

целью  государство  разрабатывает  программы  занятости,  социальной  защиты

безработных и помощи  той  части  населения,  которая  находится  за  чертой

бедности.  Чтобы  уменьшить  безработицу,   государство   должно   проводить

финансово-бюджетную  политику,  которая  предоставляла  бы  предпринимателям

выгодные  условия вложения капиталов создание  дополнительных  рабочих  мест.

Чтобы  покрывать  возросшие  расходы   по   «лечению   болезней»   рыночного

саморегулирования, государство должно  применять систему налогообложения на   доходы,  прежде  всего  на  доходы  (прибыль,  процент, ренту) предпринимателей.

       Эффективность  экономического   вмешательства   государства,   помимо

регулирования занятости и  доходов  заключается  в  его  попытках  исправить

«ошибки»  рынка. Например, строительство государством дорого, линий  связи  и

других  объектов,   неподъёмных   для   частного   предпринимательства,   но

необходимых ему.

       Стабилизационная  функция  государства   состоит  в  его  контроле   и

сглаживании   колебаний   делового   цикла,    когда    при    использовании

государственной  финансовой  и  налоговой  власти  оно  влияет  на   уровень

производства. Занятости, инфляции,  сдерживает  безработицу  и  поддерживает

экономический рост.

         Справедливость    государство    поддерживает,      перераспределяя

национальный  доход  в   пользу   бедных,   оказывая   помощь   безработным,

престарелым, нетрудоспособным, многодетным и  другим,  создавая  по  существу

широко  разветвлённую   и   надежную   социальную   защиту   безработных   и

слабозащищённых слоёв населения.

      Было бы, однако, ошибочным ограничивать  государственное  регулирование

рыночной  экономики и рынка труда только экономическими методами по  рецептам

Кейнсианства.  Значительно  раньше,   ещё   на   заре   рыночной   экономики

государство   начало   применять   правовое   регулирование   рынка    труда

законодательными  актами.  Рыночное  законодательное   регулирование   стало

развиваться в ходе реформирования советской  экономики, однако  находится   в

стадии  становления,  не  преодолевая  пока  в   должной   мере   негативные

проявления  рыночного саморегулирования. Только в  конце  2001г.  был  принят

Трудовой  кодекс Российской Федерации.

       Рынок  труда  самый  сложный   и  взрывоопасный  в  системе   рыночной

капиталистической экономики.  Взрывоопасность  эта  определяется  свойствами

рынка  труда  рождать   самые   трудные   и   нетерпимые   для   нормального

существования общества социальные проблемы, которые  сам по себе рынок  труда

не в состоянии  решать. В  условиях  рыночной  экономики  это  тяжёлое  бремя

вынуждено на себя брать государство.

       Законом  определено,  что   государство   осуществляет   регулирование

занятости и  рынка труда экономическими, законодательными и организационными

методами.   Экономические   методы   предполагают   государственные   методы

финансирования  кредитной, бюджетной, инвестиционной  и  налоговой  политики,

которые способствовали бы сохранению, развитию, созданию рабочих мест.

Законодательное   регулирование   направлено   на    соблюдение    трудового

законодательства,  законных  прав  и  интересов   граждан,   государственных

гарантий  и на улучшение законодательства  о  труде  и  занятости  населения.

Организационное  регулирование  предусматривает  создание соответствующего

федерального  органа, государственной службы занятости  населения и других

государственных  органов  содействия занятости в стране.

      Было бы неправильно считать,  что  в  современной   рыночной  экономике

развитых  стран  на  рынке  труда  действуют:  механизм   саморегулирования,

государственные  формы вмешательства и поддержки  рынка  труда,  профсоюзное

движение  (через  коллективные  договоры,  тарифные  соглашения,  социальное

партнёрство  и  др.)  Рынок  труда  подвергается  регулирующему  воздействию

многих других  общественных  и  природных  сил.  На  рынок  труда  постоянно

действуют три общественные силы: 1)Забастовочное  движение,  демонстрации,

митинги, пикеты и  другие  организованные  профсоюзами  или  непосредственно

трудящимися действия, направленные на повышение  заработной платы,  улучшение

условий труда  и быта, сокращение рабочего дня и т.п.; 2) Влияние средств массовой  информации, средств связи  и  транспорта; 3) Влияние нравов, обычаев, привычек и традиций на рынок труда. К числу постоянно влияющих на рынок  труда  природных  факторов  относятся  региональные,   климатические, географические условия.

 

 

 

Глава 2 Институты рынка труда  в современной экономике

Развитые  и эффективно функционирующие институты  задают систему положительных и  отрицательных стимулов, направляя  поведение людей в определенное русло и, тем самым, делая ситуацию на рынке труда и в сфере  социально-трудовых отношений более определенной.

Институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка  труда, целевой функцией которых  является оптимизация поведения  участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие функционирование рынка труда и его развитие. В структуре институтов рынка  труда различают формальные и  неформальные институты, регламентирующие взаимодействие индивидов и групп  в социально-трудовой сфере.

К формальным институтам, прежде всего, относятся  законы и нормативные акты. Трудовым кодексом регламентируются условия  найма, увольнения, оплаты труда, его  дифференциации, демографические, гендерные  и социальные аспекты трудовых отношений. Закон «О занятости населения  в Российской Федерации» определяет правовые, экономические, организационные  основы развития рынка труда, его  основных институтов, а также гарантии государства по реализации конституционных  прав граждан РФ на социальную защиту от безработицы. Экономические агенты реализуют эти права как «пучок правомочий», позволяющих принимать  необходимые решения по поводу ресурсов данного вида.

Инструментом, который реализует «обмен правомочий», является контракт. Различают контракты  явные и неявные, кратко- и долгосрочные, индивидуальные и коллективные. Для  того чтобы сократить издержки, связанные  с невыполнением (не полным выполнением) обязательств по контракту, избежать проявления различных форм оппортунистического  поведения, снизить риски, связанные  с непредвиденными обстоятельствами, необходимы определенные гарантии, которые  бы, во-первых, облегчали адаптацию  к непредвиденным событиям в течение  срока действия контракта и, во-вторых, обеспечивали его защиту. В связи  с этим важную функциональную роль играют институты контроля за соблюдением контрактов на рынке труда, включая трудовой арбитраж, трудовую инспекцию, профсоюзы. Не менее значимы институты посредничества и информационной поддержки контрагентов рынка труда. Они включают центры занятости, службы трудоустройства и информации населения, частные и государственные кадровые агентства и т.д.

В системе  формальных институтов, регулирующих рынок труда, институты государственного регулирования включают органы контроля, систему страхования рисков безработицы, государственные службы занятости  населения и др. Государство законодательно регулирует условия найма, режим  работы, организацию оплаты труда, порядок  заключения коллективных договоров, привлечение  иностранной рабочей силы для  работы на российских предприятиях. Государственное  регулирование рынка труда возможно также путем установления размеров минимальной оплаты труда, индексации заработной платы с целью защиты ее от инфляции. Система мер, направленных на повышение эффективности институтов государственного регулирования рынка  труда, предполагает формирование прочной  правовой основы; совершенствование  регулирования условий найма  персонала посредством заключения коллективных соглашений и контрактов на основе переговоров между работодателями, работниками и профсоюзами; формирование механизма индексации заработной платы  с учетом стоимости жизни; улучшение  системы нормирования труда, оптимизацию  налогообложения. Государство выступает  также непосредственным работодателем, создавая рабочие места в общественном секторе, формирует спрос на труд через механизм государственных  закупок товаров и услуг.

Институты социального партнерства в странах  с развитой рыночной экономикой представляют эффективную систему регулирования  социально-трудовых отношений и  согласования интересов наемных  работников и работодателей. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать  в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и  опосредованно (через арбитражные  органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Эффективные институциональные системы обеспечивают согласование интересов работника, работодателя, государства. В России в рамках социального партнерства для ведения переговоров и подготовки проектов соглашений на всех уровнях созданы региональные трехсторонние комиссии, трехсторонние или двухсторонние комиссии в городах и районах. Основной формой реализации социального партнерства являются заключаемые в организациях коллективные договоры, а также соглашения на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Институты, влияющие на формирование человеческого  капитала, качество рабочей силы и  качество труда, конкурентные позиции  работников на рынке труда имеют  возрастающее значение в условиях инновационных  стратегий развития регионов РФ.

Подытоживая, следует отметить, что развитие институтов рынка труда предполагает увеличение их видового многообразия, появления  новых институтов, повышение эффективности  функционирования уже существующих институтов, импорт институтов рынка  труда на основе обобщения опыта  экономического развития других государств, как правило, наиболее развитых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Анализ современного состояния  рынка труда России

3.1 Исследование динамики и структуры  занятости населения

В современных  условиях одной из основных проблем, стоящих перед Россией, является повышение социально-экономической  стабильности, поиск и выявление  ресурсов и факторов ускорения экономического развития. В этом процессе должны быть задействованы все сферы и  сектора современной экономики.

Экономическое развитие России вплоть до недавнего  времени характеризовалось тенденцией роста, сопровождающегося увеличением  количества трудовых ресурсов и повышением занятости во всех секторах экономики  и видах экономической деятельности. Однако возникший в мировой экономике  финансовый кризис привел к росту  безработицы, снижению реальных доходов  занятого населения, развитию скрытой  занятости и многим другим негативным последствиям.

Информация о работе Институты рынка труда и их развитие в РФ