Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Глубокое изучение процессов и явлений на рынке труда, выработка эффективной государственной политики на этом рынке в Беларуси невозможны без теоретического обобщения особенностей белорусской модели рынка труда, выявления и формулирования основных закономерностей становления и функционирования рынка труда в переходной экономике. Изучение закономерностей функционирования рынка труда не может прерываться, так как сама экономическая жизнь ставит перед наукой задачу продолжать исследования, углубляя разработку тех или иных вопросов теории и практики функционирования рынка труда вообще, и в переходной экономике, в частности. Дальнейшее исследование проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике требуется и для того, чтобы дать правильную оценку реальному положению на рынке труда и на этой основе усовершенствовать прогнозные оценки развития ситуации на рынках труда, его последствий, и разработать адекватные меры для ее стабилизации и смягчения одного из наиболее негативных последствий экономических реформ переходного периода - массовой безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

инстит-рынка -труд.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Цель  формирования  внутренних  рынков –  это  создание  гибких  форм обеспечения  предприятия  необходимым  персоналом  на  основе  оптимального сочетания принципов его стабильности и мобильности. Для этого предприятие может  ограничить  постоянный  штат  работников  основным  контингентом,  а остальных  работников  привлекать  с  внешних  рынков  по  мере  необходимости.

Такой  подход  избавляет  от  необходимости  постоянного  содержания  лишнего штата  работников,  как  это  практиковалось  при  директивном  планировании  и сокращении штатов, традиционно сложившейся структуре персонала и отсутствии внешних рынков труда. Доля постоянного и временного персонала, естественно, должна  зависеть  от  темпов  обновления  продукции  и  технологии.  Учитывая необходимость комплексного подхода к анализу и формированию персонала на предприятиях,  целесообразно  в  настоящих  условиях  на  базе  действующих разрозненно и неполноценно традиционных подразделений (отделы кадров, труда и заработной платы, подготовки кадров и т.п.) создать единую службу управления персоналом. Внешние же рынки труда формируются с учетом профессиональных и социальных признаков наемных работников [17, с. 82].

При  рассмотрении  рынка  труда  употребляется  понятие «услуги  труда», которые признаются товаром. Это предполагает определение стоимости и цены, как  основы  установления  уровня  оплаты  труда.  Стоимость  услуг  труда характеризуется  двумя  факторами:  во-первых,  профессионально-квалификационным уровнем работника (набором необходимых знаний и умений) и,  во-вторых,  набором  жизненных  средств,  включаемых  в  потребительскую корзину. Отсюда цена услуг труда может быть определена в денежной форме, исходя  из  затрат  на  обучение,  подготовку  и  переподготовку  работников, повышение квалификации и из средней цены потребительской корзины с учетом социально-демографических условий.

При определении уровня оплаты труда естественно исходить из сложности и объема  выполняемых  работ  и  функций.  Опыт  промышленно  развитых  стран свидетельствует о том, что в условиях рынка роль нормирования и тарификации работ  не  только  сохраняется,  но  и  существенно  возрастает.  В  то  же  время номинальный  уровень  оплаты  труда  при  прочих  равных  условиях  зависит  от состояния рынка товаров, от конкурентоспособности произведенной продукции.

Для  формирования  полноценного  рынка  труда  необходимо  исходить  из  его неразрывной связи с другими рынками: рынками товаров и услуг, жилья и ценных бумаг  и  т.п.  От  этого  зависит  решение  таких  важных  задач,  как  развитие предпринимательства,  создание  конкуренции  на  рынке  труда,  обеспечение свободного  перемещения  работников,  их  трудоустройство,  переобучение, социальная защита безработных и т.д. Все эти и другие социально-экономические задачи  обусловлены  достижением  максимально  возможного  сбалансированного спроса и предложения услуг труда.

Следует отметить, что активная роль в формировании конкурентоспособного человеческого капитала страны принадлежит государству. Государство обеспечивает инвестирование в здоровье членов семьи, что является залогом формирования полноценного нового носителя человеческого капитала, и развития в дальнейшем его потенциала, участвует в профессиональном обучении, переобучении, переподготовке носителя человеческого капитала, так как он является решающим фактором интенсивного развития экономической системы.  Возглавляемая государством политика развития рабочей силы разделяется на два этапа:

1) подготовка трудовых  ресурсов в системе формального  образования;

2) предполагающий дальнейшую  профессиональную специализацию  и переподготовку кадров через научные и учебные центры, специальные курсы, организованные в фирмах или субсидируемые государством [8, с. 234].

Организация системы регулирования воздействия со стороны государства на занятость и уровень безработицы трудоспособного населения должна стать неотъемлемой частью общей системы регулирования экономической и социальной политики. Общая закономерность, действие, которой в условиях перехода белорусской  экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоящая в зависимости уровня и динамики занятости от объема и динамики инвестиций. Основная проблема, по мнению специалистов, состоит не  в необходимости резкого снижения гипертрофированного раздутого объема капиталовложений, а в изменение источника финансирования, главным из которых был госбюджет, повышение роли частного капитала

Государственная политика в области рабочей силы реализуется при широком финансовом, организационном и ином участии деловых кругов и социальных институтов. Данная политика способствует формированию квалифицированной гибкой рабочей силы.

Специфическая  особенность  рабочей  силы  как  одного  из  факторов производства  состоит  в  том,  что  категория  издержек  воспроизводства  этого фактора, взятая в общественном масштабе является более широким понятием, чем цена формируемая на основе спроса и предложения на рынке труда. Кроме спроса и предложения цена (стоимость) рабочей силы несет еще и социальную нагрузку, связанную с проблемой занятости и безработицы трудоспособного населения, с содержанием «уже  и  еще»  нетрудоспособных  членов  общества,  с  социальной защитой  малообеспеченных  групп  населения,  временно  не  работающих  и  нуждающихся в профессиональной переподготовке, а так же тех, кто вообще не в состоянии обеспечить себя за счет трудовых усилий (инвалиды) и др. Поэтому издержки  воспроизводства  рабочей  силы  являются  сложной  социально-экономической категорией. Рынок же решает только экономические проблемы [10, с. 189].

 

1.3 Институты рынка  труда

 

Под институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых является оптимизация поведения участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие  функционирование рынка труда и его развитие. Системный подход к институтам рынка труда, предпринятый в работе, включает также анализ  их структуры и выполняемых функций.  В структуре институтов рынка труда различают формальные и неформальные институты, регламентирующие  взаимодействие индивидов и групп в социально-трудовой сфере (рисунок 1.3). 

                                            

    


 




              



 



                            

                       Рисунок 1.3 - Институты рынка труда

П р и м е ч а н и е -  Источник: [7, с. 187]

К формальным институтам, прежде всего, относятся законы и нормативные акты. Трудовым кодексом регламентируются условия найма, увольнения, оплаты труда, его дифференциации, демографические, гендерные и социальные аспекты трудовых отношений.  Закон  определяет правовые, экономические, организационные основы развития рынка труда, его основных институтов, а также гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на социальную защиту от безработицы. Экономические агенты реализуют эти права как «пучок правомочий», позволяющих принимать необходимые решения по поводу ресурсов данного вида.

Инструментом, который реализует «обмен правомочий», является контракт. Различают  контракты  явные и неявные, кратко- и долгосрочные, индивидуальные и коллективные. Для того, чтобы сократить издержки, связанные с невыполнением (не полным выполнением) обязательств по контракту, избежать проявления различных форм оппортунистического поведения, снизить риски, связанные с непредвиденными обстоятельствами, необходимы определенные гарантии, которые бы, во-первых, облегчали адаптацию к непредвиденным событиям в течение срока действия контракта и, во-вторых, обеспечивали его защиту. В связи с этим важную функциональную роль играют институты контроля за соблюдением контрактов на рынке труда, включая трудовой арбитраж, трудовую инспекцию, профсоюзы. Не менее значимы институты посредничества и информационной поддержки контрагентов рынка труда. Они включают центры занятости,  службы трудоустройства и информации населения, частные и государственные кадровые агентства и т.д.

В системе формальных институтов, регулирующих рынок труда, институты государственного регулирования включают органы контроля, систему страхования рисков безработицы, государственные службы занятости населения и др. Государство законодательно регулирует условия найма, режим работы, организацию оплаты труда, порядок заключения коллективных договоров, привлечение иностранной рабочей силы для работы на предприятиях. Государственное регулирование рынка труда возможно также путем установления размеров минимальной оплаты труда, индексации заработной платы с целью защиты ее  от инфляции. Система мер, направленных на повышение эффективности институтов государственного регулирования рынка труда, предполагает формирование прочной правовой основы; совершенствование   регулирования условий найма персонала посредством заключения коллективных соглашений и контрактов на основе переговоров между работодателями, работниками и профсоюзами; формирование механизма индексации заработной платы с учетом стоимости жизни; улучшение системы нормирования труда, оптимизацию налогообложения. Государство выступает также непосредственным работодателем, создавая рабочие места в общественном секторе, формирует спрос на труд через механизм государственных закупок товаров и услуг.

Институты социального партнерства в странах с развитой рыночной экономикой представляют эффективную систему регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Эффективные институциональные системы обеспечивают согласование интересов работника, работодателя, государства.

Таким образом, институциализация рынка труда выступает необходимым атрибутом экономической жизнедеятельности людей и фактором развития экономики страны. Действия на рынке труда, осуществляемые в институциональной форме, складываются в упорядоченный экономический процесс, который можно регулировать, контролировать, структурировать, обеспечивая нормальное функционирование рынка труда и его структурных элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОЦЕНКА ИНСТИТУТОВ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Институты рынка труда  Республики Беларусь

 

Институты рынка труда играют важную роль в функционировании рынка труда, меняя стимулы как для работодателей, так и для работников. В настоящем разделе рассматриваются три вида институтов рынка труда и их негибкий характер: 1) нормативы заработной платы; 2) механизм страхования на случай безработицы; 3) правила найма на работу и увольнения.

В Беларуси правительство влияет на уровень заработной платы в государственном секторе при помощи «тарифной системы», установленной на базе тарифных сеток, тарифной ставки первого разряда и квалификационного справочника. Действующие тарифные сетки состоят из системы коэффициентов, соответствующих 27 разрядам (рангам) работников. Соотношение между самым высоким и низким разрядом равно 7,84. В Квалификационном справочнике тарифов приводится описание профессиональных характеристик и типов работы по каждому разряду. После обсуждения с профсоюзами правительство утверждает тариф первого разряда, который не должен быть меньше минимальной заработной платы, также установленной правительством). Изменения для первого разряда автоматически влияют на другие разряды. Тенденцию этой системы к компрессии заработной платы несколько смягчают получаемые работниками премии и другие выплаты, которые составляют до 30 процентов заработной платы.

Схема страхования на случай безработицы не отличается особой щедростью. По закону пособие выплачивается в течение приблизительно полугодия при установленном потолке размеров пособия. В соответствии с Законом о занятости (и поправками к нему), механизм предоставляет безработным право на следующие виды компенсации:

- Работники, высвобождаемые  в результате ликвидации предприятия  или сокращения штатов, получают выходное пособие в размере не менее трехмесячного оклада.

- Размер пособия по  безработице установлен на уровне 70 процентов от средней заработной  платы в течение первых 13 недель  и 50 процентов на протяжении последующих 13 недель. Кроме того, пособие не может быть меньше минимальной заработной платы и не может превышать минимальную заработную плату более чем в два раза.

- Размер пособия по  безработице, получаемого во время  профессиональной подготовки, установлен на уровне 50–75 процентов от средней заработной платы.

 Доля безработных, обращающихся за пособием, невелика, что, вероятно, объясняется небольшим размером пособия. Во всех областях, за исключением одной, доля безработных, получающих пособие, не достигает 50 процентов, и в столице этот показатель не достигает 30 процентов. При коэффициенте замещения пособием средней заработной платы на уровне приблизительно 10 процентов, размеры пособия по безработице в Беларуси невелики, особенно по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы. Столь незначительные размеры пособия не обеспечивают минимального уровня жизни и способствуют низкому уровню зарегистрированной безработицы. В то же время они не создают препятствий с точки зрения гибкости рынка труда и стимулов для безработных к поиску работы.

Информация о работе Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь