Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Глубокое изучение процессов и явлений на рынке труда, выработка эффективной государственной политики на этом рынке в Беларуси невозможны без теоретического обобщения особенностей белорусской модели рынка труда, выявления и формулирования основных закономерностей становления и функционирования рынка труда в переходной экономике. Изучение закономерностей функционирования рынка труда не может прерываться, так как сама экономическая жизнь ставит перед наукой задачу продолжать исследования, углубляя разработку тех или иных вопросов теории и практики функционирования рынка труда вообще, и в переходной экономике, в частности. Дальнейшее исследование проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике требуется и для того, чтобы дать правильную оценку реальному положению на рынке труда и на этой основе усовершенствовать прогнозные оценки развития ситуации на рынках труда, его последствий, и разработать адекватные меры для ее стабилизации и смягчения одного из наиболее негативных последствий экономических реформ переходного периода - массовой безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

инстит-рынка -труд.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

П р и м е ч а н и е - Источник: [16, с. 17]

Ситуация на рынке труда характеризовалась ростом предложения рабочей силы с одновременным снижением спроса на нее, что связано с приростом трудовых ресурсов и реализацией мер по оптимизации кадрового персонала. Возросшие масштабы высвобождения работников привели к увеличению уровня регистрируемой безработицы до 3% к экономически активному населению. На конец 2012 г. в органах службы занятости состояло на учете 130,5 тыс. безработных. Однако по данным выборочного обследования домашних хозяйств, уровень безработицы достигает  7,2%, что почти в 2,5 раза превышает регистрируемый показатель, но значительно ниже уровня безработицы других переходных экономик.

Основная причина низкого уровня официально регистрируемой безработицы в том, что многие граждане не обращаются в службу занятости по причине отсутствия подходящих вакансий с приемлемой оплатой труда, а пособие по безработице не удовлетворяет насущные потребности безработных (его средний размер составляет всего 8% от средней заработной платы). В связи со снижением масштабов высвобождения общая численность зарегистрированных безработных из числа высвобожденных работников уменьшилась на 5,6 тыс. человек, или на 20,4%, вместе с тем, численность уволенных в связи с ликвидацией организаций возросла 665 чел. или на 26,7%. Показатель напряженности на рынке рабочей силы на начало 2013 года составлял: в Брестской и Могилевской областях - 9, Витебской - 7, Гомельской и Гродненской - б, Минской - 4 человека на одно свободное рабочее место. Наиболее благоприятная общая конъюнктура рынка рабочей силы в г. Минске, где количество вакансий примерно соответствует числу безработных, однако здесь также присутствует значительное несоответствие профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения.

 

2.3 Анализ государственной политики в области занятости населения

 

Рынок труда Беларуси отличается низким уровнем официальной безработицы в сочетании с низким удельным весом частного сектора в совокупной занятости.

Таблица 2.4 - Состав безработных по уровню образования

 

Показатель

на 1 января 2013

на 1 января 2012

тыс. чел

%

тыс. чел

%

Всего:

Имеющие высшее образование

Имеющие среднее специальное образование

Имеющие среднее общее образование

Не имеющие полного среднего образования

130,5

I2,1

22,7

79,1

16.6

100,0

9.3

17,4

60,6

12,7

136,1

12,4

24,6

82,6

16.5

100,0

9,1

18,1

60,7

12,1


П р и м е ч а н и е - Источник: [16, с. 17]

Около 20% безработных не имеет профессиональной подготовки, что затрудняет решение вопроса их трудоустройства, 60,7% безработных имеют среднее общее образование, 12,1% - неполное среднее образование .

Таблица 2.5 -  Распределение безработных по продолжительности безработицы

 

Показатель

на 1 января 2013 г.

на 1 января 2012 г.

тыс. чел.

%

тыс. чел.

%

Всего:

до 1 месяца

от 1 до 3 месяцев

от 3 до 6 месяцев

от 6 месяцев до года

более года

130,5

14,0

28,0

36,5

36,3

15,7

100,0

10,7

21,5

28,0

27,8

12,0

136,1

14,3

27,3

31,8

39,7

23,0

100,0

10,5

20,1

23,4

29,2

16,9


П р и м е ч а н и е - Источник: [16, с. 18]

Вновь обостряется проблема длительной безработицы. Средняя продолжительность безработицы на 01.01.2013  увеличилась с 6,4 до 7,2 месяца, средний период трудоустройства - с 3,5 до 4 месяцев. Каждый третий безработный состоит на учете в государственной службе занятости от 6 месяцев до одного года, каждый шестой - более года. Кроме того, 17,1% безработных на момент регистрации уже имели длительный (более года) перерыв в работе, по сравнению с 2011 годом их число увеличилось на 23,4%.

Сохраняется значительная дифференциация регионов по степени напряженности на рынке рабочей силы. На начало 2012 года в 40 городах и районах республики показатель регистрируемой безработицы зафиксирован в пределах 2 - 3%, в 36 - на уровне 3-4 %, в 29 - свыше 4%, в 21 регионе - 1-2%, и только в 2 районах (Минском и Ошмянском) уровень безработицы составил менее 1%. В некоторых регионах ситуация с занятостью достаточно напряженная: например, в Столинском районе на одну вакансию в сельской местности приходится 56 сельских безработных, в Речицком -47, в Дубровенском - 37, в Березовском - 36, в Ляховичском - 29 человек и др. Проблема усугубляется несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы [16, с. 18].

Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости, основными задачами которой являются: учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы, регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице, организация профессионального обучения и переобучения безработных, регулирование процессов трудовой миграции.

 

 

Таблица 2.6 - Peaлизация политики занятости, тыс. чел.

Показатель

январь- декабрь 2011 г.

январь-декабрь 2012 г.

2012 г. к

2011 г. %

1 .Число нуждавшихся в  трудоустройстве - всего

435,0

451,7

103,8

из них безработные

340,1

372,3

109,5

2. Охвачено активными  мерами содействия занятости

364,7

369,1

101,2

из них безработные

235,7

258,8

109,8

в том числе:

     

трудоустроено - всего

213,0

208,2

97,7

из них безработные

128,6

139,8

108,7

участвовало в общественных работах - всего

122,9

131,3

106,8

из них безработные

78,3

89,4

114,2

направлено на профобучение

28,8

29,6

102,8

3 Показатель активности  политики занятости, %

     

общий

83,8

81,7

 

безработных

69,3

69,5

 

П р и м е ч а н и е - Источник: [15, с. 12]

В течение 2012 года включая состоявших на учете, на начало года 130,5 тыс. безработных, в услугах государственной службы занятости нуждалось 655,5 тыс. чел., из них 451,7 тыс. – непосредственно в содействии в трудоустройстве и 203,8 тыс. человек обратились за консультациями по различным вопросам в области занятости. Активными мерами содействия занятости (трудоустройство, участие в общественных работах, профессиональное обучение, содействие предпринимательской деятельности, переселение, с их согласия, на новое место жительства и работы) было охвачено 81,7% от общего числа нуждавшихся в трудоустройстве, в том числе 69,5% безработных (в 2012 году эти показатели составили, соответственно 83,8% и 69,3%) [15, с. 12].

Одним из основных инструментов реализации государственной политики занятости являлась Государственная программа занятости населения Республики Беларусь на 2012 год. В результате совместной работы республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, государственной службы занятости, нанимателей, осуществляемой при поддержке и под контролем Правительства, основные показатели Программы в целом выполнены. В ее рамках было создано 74,4 тыс. новых рабочих мест (130,4% от программного задания), в том числе 3,5 тыс. с использованием средств государственного фонда содействия занятости. На профессиональное обучение за счет средств государственного фонда содействия занятости направлено 29,6 тыс. безработных (104,6 % к Программе), среди них 21,6 тыс., или 73,1% составила молодежь в возрасте 16-29 лет, в том числе 6,6 тыс. - выпускники школ, 18,0 тыс., или 61% - женщины. В 2012 году прошли профессиональное обучение 27,7 тыс. безработных, из них 49,6% получили первую профессию, 39,3% прошли переподготовку и 11,1% повысили квалификацию по уже имеющейся профессии. Трудоустроено после профессионального обучения 18,9 тыс. человек, из них 74,7% - по полученной профессии (табл.2.7) [15 с. 13].

Таблица 2.7 -  Профессиональное обучение безработных

 

 

 

 

Показатель

 

Направлено на профподготовку

январь-декабрь 2011 г.

январь-декабрь 2012 г.

 

 

 

2012 г. к 2011 г., %

 

 

 

тыс чел.

% от

нуждав-

шихся в

трудо-ycтройствe

 

 

тыс. чел.

% от

нуждав-

шихся в

трудо-устоойстве

Республика Беларусь

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилевская

г. Минск

28,8

 

4,0

4,6

4,3

3,6

4,0

3,9

4,4

8,5

 

8,2

7,4

7,9

8,5

8,5

8,3

11,3

29,6

 

4,2

4,6

4,2

3,7

4,1

4,2

4,5

8,0

 

6,9

7,0

7,2

8,4

7,7

8,5

11,1

102,8

 

105,0

100,0

97,7

102,8

102,5

107,7

102,3


П р и м е ч а н и е - Источник: [15, с. 13]

Профориентационные услуги и психологическую поддержку получили 54,5% обратившихся в службу занятости граждан (136,3% к Программе). Массовыми профориентационными мероприятиями охвачено 132,3 тыс. школьников. С использованием средств фонда содействия занятости обеспечена занятость 27,9 тыс. учащихся и студентов в свободное от учебы время (97,2 % к Программе). Трудоустроено на постоянную работу 22,5 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (112% к Программе), в том числе 14,1 тыс. человек в счет установленной нанимателям брони (из них 2,7 тыс. - молодежь в возрасте до 18 лет и 0,9 тыс. - инвалиды).

Оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 1917 безработным (87,5% к Программе) (табл.2.8).

Таблица 2.8 - Содействие в организации и развитии собственного дела

 

Показатель

Выдано ссуд и субсидий

2012 г. к 2011 г., %

 

январь-декабрь 2011 г.

январь-декабрь 2012 г.

Республика Беларусь

в том числе по областям

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилевская

г. Минск

1861

 

383

259

322

222

144

400

131

1917

 

470

411

278

125

172

331

130

103,0

 

122,7

158,7

86,3

56,3

119,4

82,8

99,2


П р и м е ч а н и е - Источник: [14, с. 7]

В оплачиваемых общественных работах приняло участие 131,3 тыс. человек (127,5% к Программе), в том числе 89,4 тыс. безработных (140,6%) (табл.2.9).

Таблица 2.9 - Участие в общественных работах, тыс.чел.

 

 

 

Показатели

 

 

Направлено на общественные работы

январь-декабрь 2011 г.

январь-декабрь 2012 г.

всего

 

 

 

% от

нуждав

шихся в

трудоустр-ве

в т.ч.

безраб-

ных

 

% от

нуждав

шихся в

трудоустр-е

всего

 

 

 

% от

нуждавшихся в

трудоустр-е

в т.ч.

безработных

 

% от

нуждав-

шихся в

трудоустр-е

Республика

Беларусь

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Минская

Могилевская

г. Минск

122,9

 

18,6

19,4

16,4

17,7

19,3

18,0

13,5

28,3

 

29,7

26,0

26,5

29,8

32,3

29,2

24,5

78,3

 

11,1

13,5

12,1

9,3

12,4

12.9

7,0

23,0

 

22,8

21,8

22,3

22,0

26,2

27,5

17,9

131,3

 

21,0

20,8

18,4

18,8

22,2

18,3

11,8

29,1

 

29,3

27,7

27,8

30,7

34,6

30,4

22,3

89,4

 

15,2

16,0

13,7

10,6

14.0

13,3

6,5

24,0

 

25,0

24,4

23,4

24,1

26,3

26.9

16,0

Информация о работе Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь