Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Глубокое изучение процессов и явлений на рынке труда, выработка эффективной государственной политики на этом рынке в Беларуси невозможны без теоретического обобщения особенностей белорусской модели рынка труда, выявления и формулирования основных закономерностей становления и функционирования рынка труда в переходной экономике. Изучение закономерностей функционирования рынка труда не может прерываться, так как сама экономическая жизнь ставит перед наукой задачу продолжать исследования, углубляя разработку тех или иных вопросов теории и практики функционирования рынка труда вообще, и в переходной экономике, в частности. Дальнейшее исследование проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике требуется и для того, чтобы дать правильную оценку реальному положению на рынке труда и на этой основе усовершенствовать прогнозные оценки развития ситуации на рынках труда, его последствий, и разработать адекватные меры для ее стабилизации и смягчения одного из наиболее негативных последствий экономических реформ переходного периода - массовой безработицы.

Вложенные файлы: 1 файл

инстит-рынка -труд.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

В системе регулирования безработицы Республики Беларусь целесообразно предложить:

  • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
  • Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы.

 

 

3.2  Разработка новой модели рынка труда Республики Беларусь

 

 

Новая модель рынка труда Республики Беларусь  занятости заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы.

Исходя из этого, приоритетные направления активной политики занятости предполагают следующие меры:

  • уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;
  • снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений, корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях;
  • обеспечить выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобожденных работников для новых сфер приложения труда;
  • обеспечить развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;
  • развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;
  • развивать систему профориентации и психологической поддержки населения;
  • уделять особое внимание сохранению эффективно используемых и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;
  • в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусмотреть меры по переподготовке и трудоустройству высвобожденных работников;
  • содействовать трудоустройству слабозащищенных слоев населения (инвалиды, женщины, молодежь и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений.

В 2013-2015 гг. необходимо будет принять меры, направленные на улучшение структуры и повышение качества рабочих мест и рабочей силы, стимулирование занятости в сфере малого бизнеса и предпринимательства, развитие частичной и временной занятости, создание системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение. С этой целью предстоит разработать Программу создания и сохранения рабочих мест, в рамках которой необходимо осуществись: разработку нормативно-правовой базы, ориентированной на формирование условий для реконструкции и модернизации предприятий; создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; целевую поддержку предприятий по созданию и сохранению рабочих мест для неконкурентоспособных граждан; создание условий для повышения качества рабочих мест; формирование эффективной структуры занятости населения на основе ликвидации неэффективных рабочих мест и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики [15, с. 21].

Таким образом, решению этих проблем будут способствовать и такие меры, как повышение адресности финансовой поддержки предприятий жизнеобеспечивающих отраслей; введение льготного кредитования малых предприятий в зависимости от количества создаваемых ими рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынок труда – это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством), во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и,  во-вторых по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.  Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает  влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников перечисленными способами, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам. Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда.

Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Полной занятостью называется ситуация доступности трудоустройства для всех, желающих работать. При этом равновесный уровень заработной платы определяется механизмом совершенной конкуренции. Подчеркну, что важной предпосылкой существования полной занятости является наличие совершенной конкуренции, а также абсолютная гибкость реальной заработной платы. Если бы такие условия существовали в реальном мире, то отпала бы необходимость в проведении экономической политики по борьбе с безработицей.

 

Новая экономическая стратегия современного, рыночного развития Республики Беларусь предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, способного не только оценить, какие ресурсы необходимы, но и просчитать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольшие доход. Но пока такая ситуация в Республики Беларусь только формируется. Минимизация издержек в условиях инфляции крайне затруднена. Закон замещения факторов более дешевыми должен опираться на передовые технологии, а их внедрение идет очень вяло. Дефицитность товаров и ресурсов на фоне общего роста цен ведет к еще большему застою в производстве. Положение также усугубляется слабой рыночной системой оплаты труда.

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

· оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

· совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Таким образом, формирование рынка труда, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андреев, Б.Ф. Системный курс экономической теории. – С.-Пб.: Лениздат, 2008. – 440с.
  2. Большаков, С.В. Финансовая политика государства и предприятия. Курс лекций. – М.: Книжный мир, 2009. – 210с.
  3. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2009. - 384с.
  4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник. – М.: Дело, 2006. – 472с.
  5. Иохин, В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 512с.
  6. Козырев, В.М. Основы современной экономики: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 432с.: ил.
  7. Красниковой, Е.В. Макроэкономика. Учебное пособие. М:ТЕИС, 2008. 254 с. 
  8. Лахин, Ю.В. Макроэкономика: практический курс. Учебное пособие. /– Мн., Светоч, 2009  - 372 с.
  9. Овсийчук М.Ф., Сидельников Л.Б. Экономика управления. – Мн, БГУ, 2009  - 364 с.
  10. Райзберг, Б.А. Курс экономики: Учебник – 3-е изд./.  М.:ИНФРА-М, 2006 – 393 с.
  11. Ракуть, Б.А. Рыночная экономика: Учебник. – Мн., Светоч, 2008  - 427 с.
  12. Салих, П.В. Рыночная экономика – М.: Эконом, 2006 – 329 с.
  13. Семенов А. , Кузнецов С. Модели прогнозирования спроса на рабочую силу// Человек и труд.-№1.-2013.- С.98
  14. Смирнов, С.Н.   Бюджетное финансирование политики занятости: выравнивание возможностей регионов// ЭКО. - 2013. - №6.-С.81
  15. Струк, Т.Г.   Пути повышения эффективности активной политики занятостости на региональном рынке труда// Человек и труд. - 2013. - №2.-С.98
  16. Чижова, Л.   Политика занятости в контексте макроэкономического регулирования // Человек и труд. - 2013. - №1.-С.84
  17. Шаромова, В.В. Бюджетная политика в рыночной экономике. – Алма-Ата, 2009. – 132с.
  18. Ядренцев, И.  Анализ ситуации на рынке труда // Человек и труд. -2013 -  №3. – 76 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Численность экономически активного населения

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2008

2009

2010

2011

2012

Тыс. человек

Экономически активное население – всего

4 524,2

4 539,6

4 523,9

4 506,4

4 487,6

4 437,6

4 490,6

4 534,4

4 566,9

4 654,2

4 686,1

4 705,1

4 686,0

мужчины

2 147,5

2 152,7

2 129,0

2 106,9

2 089,7

2 071,5

2 119,7

2 148,1

2 169,1

2 197,9

2 222,5

2 252,3

2 294,0

женщины

2 376,7

2 386,9

2 394,9

2 399,5

2 397,9

2 366,1

2 370,9

2 386,3

2 397,8

2 456,3

2 463,6

2 452,8

2 392,0

Из общей численности экономически активного населения занятые – всего

4 409,6

4 443,6

4 421,8

4 386,9

4 346,9

4 325,7

4 414,1

4 470,2

4 518,3

4 610,5

4 643,9

4 665,9

4 654,5

мужчины

2 105,7

2 115,1

2 087,2

2 060,0

2 037,6

2 033,6

2 095,1

2 126,5

2 151,7

2 181,9

2 204,1

2 233,9

2 278,9

женщины

2 303,9

2 328,5

2 334,6

2 326,9

2 309,3

2 292,1

2 319,0

2 343,7

2 366,6

2 428,6

2 439,8

2 432,0

2 375,6

В процентах от экономически активного населения

Экономически активное население – всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

мужчины

47,5

47,4

47,1

46,8

46,6

46,7

47,2

47,4

47,5

47,2

47,4

47,9

48,9

женщины

52,5

52,6

52,9

53,2

53,4

53,3

52,8

52,6

52,5

52,8

52,6

52,1

51,1

Из общей численности экономически активного населения занятые – всего

97,5

97,9

97,8

97,3

96,9

97,5

98,3

98,6

98,9

99,1

99,1

99,2

99,3

мужчины

46,6

46,6

46,2

45,7

45,4

45,8

46,7

46,9

47,1

46,9

47,0

47,5

48,6

женщины

50,9

51,3

51,6

51,6

51,5

51,7

51,6

51,7

51,8

52,2

52,1

51,7

50,7


 

 

 

 

 


 


 

 


Информация о работе Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь