Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 23:43, курсовая работа
Глубокое изучение процессов и явлений на рынке труда, выработка эффективной государственной политики на этом рынке в Беларуси невозможны без теоретического обобщения особенностей белорусской модели рынка труда, выявления и формулирования основных закономерностей становления и функционирования рынка труда в переходной экономике. Изучение закономерностей функционирования рынка труда не может прерываться, так как сама экономическая жизнь ставит перед наукой задачу продолжать исследования, углубляя разработку тех или иных вопросов теории и практики функционирования рынка труда вообще, и в переходной экономике, в частности. Дальнейшее исследование проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике требуется и для того, чтобы дать правильную оценку реальному положению на рынке труда и на этой основе усовершенствовать прогнозные оценки развития ситуации на рынках труда, его последствий, и разработать адекватные меры для ее стабилизации и смягчения одного из наиболее негативных последствий экономических реформ переходного периода - массовой безработицы.
В системе регулирования безработицы Республики Беларусь целесообразно предложить:
3.2 Разработка новой модели рынка труда Республики Беларусь
Новая модель рынка труда Республики Беларусь занятости заключается в переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы.
Исходя из этого, приоритетные направления активной политики занятости предполагают следующие меры:
В 2013-2015 гг. необходимо будет принять меры, направленные на улучшение структуры и повышение качества рабочих мест и рабочей силы, стимулирование занятости в сфере малого бизнеса и предпринимательства, развитие частичной и временной занятости, создание системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение. С этой целью предстоит разработать Программу создания и сохранения рабочих мест, в рамках которой необходимо осуществись: разработку нормативно-правовой базы, ориентированной на формирование условий для реконструкции и модернизации предприятий; создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; целевую поддержку предприятий по созданию и сохранению рабочих мест для неконкурентоспособных граждан; создание условий для повышения качества рабочих мест; формирование эффективной структуры занятости населения на основе ликвидации неэффективных рабочих мест и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики [15, с. 21].
Таким образом, решению этих проблем будут способствовать и такие меры, как повышение адресности финансовой поддержки предприятий жизнеобеспечивающих отраслей; введение льготного кредитования малых предприятий в зависимости от количества создаваемых ими рабочих мест.
Рынок труда – это общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством), во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения. Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников перечисленными способами, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам. Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда.
Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Полной занятостью называется ситуация доступности трудоустройства для всех, желающих работать. При этом равновесный уровень заработной платы определяется механизмом совершенной конкуренции. Подчеркну, что важной предпосылкой существования полной занятости является наличие совершенной конкуренции, а также абсолютная гибкость реальной заработной платы. Если бы такие условия существовали в реальном мире, то отпала бы необходимость в проведении экономической политики по борьбе с безработицей.
Новая экономическая стратегия современного, рыночного развития Республики Беларусь предполагает ориентирование на свободу предпринимательства, способного не только оценить, какие ресурсы необходимы, но и просчитать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшие издержки и наибольшие доход. Но пока такая ситуация в Республики Беларусь только формируется. Минимизация издержек в условиях инфляции крайне затруднена. Закон замещения факторов более дешевыми должен опираться на передовые технологии, а их внедрение идет очень вяло. Дефицитность товаров и ресурсов на фоне общего роста цен ведет к еще большему застою в производстве. Положение также усугубляется слабой рыночной системой оплаты труда.
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
· оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
· совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
Таким образом, формирование рынка труда, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.
Численность экономически активного населения
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Тыс. человек | |||||||||||||
Экономически активное население – всего |
4 524,2 |
4 539,6 |
4 523,9 |
4 506,4 |
4 487,6 |
4 437,6 |
4 490,6 |
4 534,4 |
4 566,9 |
4 654,2 |
4 686,1 |
4 705,1 |
4 686,0 |
мужчины |
2 147,5 |
2 152,7 |
2 129,0 |
2 106,9 |
2 089,7 |
2 071,5 |
2 119,7 |
2 148,1 |
2 169,1 |
2 197,9 |
2 222,5 |
2 252,3 |
2 294,0 |
женщины |
2 376,7 |
2 386,9 |
2 394,9 |
2 399,5 |
2 397,9 |
2 366,1 |
2 370,9 |
2 386,3 |
2 397,8 |
2 456,3 |
2 463,6 |
2 452,8 |
2 392,0 |
Из общей численности экономически активного населения занятые – всего |
4 409,6 |
4 443,6 |
4 421,8 |
4 386,9 |
4 346,9 |
4 325,7 |
4 414,1 |
4 470,2 |
4 518,3 |
4 610,5 |
4 643,9 |
4 665,9 |
4 654,5 |
мужчины |
2 105,7 |
2 115,1 |
2 087,2 |
2 060,0 |
2 037,6 |
2 033,6 |
2 095,1 |
2 126,5 |
2 151,7 |
2 181,9 |
2 204,1 |
2 233,9 |
2 278,9 |
женщины |
2 303,9 |
2 328,5 |
2 334,6 |
2 326,9 |
2 309,3 |
2 292,1 |
2 319,0 |
2 343,7 |
2 366,6 |
2 428,6 |
2 439,8 |
2 432,0 |
2 375,6 |
В процентах от экономически активного населения | |||||||||||||
Экономически активное население – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
мужчины |
47,5 |
47,4 |
47,1 |
46,8 |
46,6 |
46,7 |
47,2 |
47,4 |
47,5 |
47,2 |
47,4 |
47,9 |
48,9 |
женщины |
52,5 |
52,6 |
52,9 |
53,2 |
53,4 |
53,3 |
52,8 |
52,6 |
52,5 |
52,8 |
52,6 |
52,1 |
51,1 |
Из общей численности экономически активного населения занятые – всего |
97,5 |
97,9 |
97,8 |
97,3 |
96,9 |
97,5 |
98,3 |
98,6 |
98,9 |
99,1 |
99,1 |
99,2 |
99,3 |
мужчины |
46,6 |
46,6 |
46,2 |
45,7 |
45,4 |
45,8 |
46,7 |
46,9 |
47,1 |
46,9 |
47,0 |
47,5 |
48,6 |
женщины |
50,9 |
51,3 |
51,6 |
51,6 |
51,5 |
51,7 |
51,6 |
51,7 |
51,8 |
52,2 |
52,1 |
51,7 |
50,7 |
Информация о работе Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь