Институт полномочных представителей Президента в Федеральных округах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

13 мая исполняется 10 лет со дня появления в России института полпредства. В этот день в 2000 году вышел Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и были созданы семь федеральных округов, в которых полномочные представители Президента обеспечивали реализацию конституционных полномочий главы государства.

Вложенные файлы: 1 файл

управление экономикой.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)

I.Институт полномочных представителей Президента в Федеральных округах

13 мая исполняется 10 лет  со дня появления в России  института полпредства. В этот  день в 2000 году вышел Указ  Президента РФ «О полномочном  представителе Президента Российской  Федерации в федеральном округе»  и были созданы семь федеральных  округов, в которых полномочные  представители Президента обеспечивали  реализацию конституционных полномочий  главы государства.

В соответствии с Указом президента России Владимира Путина "О полномочном  представителе президента Российской Федерации в федеральном округе" от 13 мая 2000 г., в России были созданы  федеральные округа и введен институт полномочного представителя президента РФ в федеральном округе.

До этого существовал  институт полномочных представителей президента в регионах.

Согласно утвержденному  этим же Указом Положению о полномочном  представителе президента Российской Федерации в федеральном округе, он является должностным лицом, представляющим президента Российской Федерации в  пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель  обеспечивает реализацию конституционных  полномочий главы государства в  пределах соответствующего федерального округа.

Он является федеральным  государственным служащим и входит в состав Администрации президента Российской Федерации.

Основными задачами полномочного представителя являются:

 – организация в  соответствующем федеральном округе  работы по реализации органами  государственной власти основных  направлений внутренней и внешней  политики государства, определяемых  президентом Российской Федерации;

 – организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

– обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики президента Российской Федерации;

– представление президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также  о политическом, социальном и экономическом  положении в федеральном округе, внесение президенту Российской Федерации  соответствующих предложений.

Полномочный представитель  назначается на должность и освобождается  от должности президентом Российской Федерации по представлению руководителя Администрации президента. Непосредственно  подчиняется президенту Российской Федерации и подотчетен ему.

В соответствии с президентским  Указом было создано семь федеральных  округов ‑ Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

 

Ветераном института полпредов  можно назвать Георгия Полтавченко, курирующего Центральный федеральный  округ. Он занял эту должность  с самого ее создания в 2000 г., а до этого представлял президента в  Ленинградской области. В остальных федеральных округах за это время полпреды менялись, а самыми "неустойчивыми" оказались проблемный из‑за Северного Кавказа Юг России и удаленный от центра Дальний Восток, где сменилось пять и четыре полпреда президента соответственно.

С 2003 г. аналогичный пост на Северо-Западе занимает Илья Клебанов, его коллега из Сибири Анатолий Квашнин  работает полпредом президента с 2004 г.

На Урале полпред сменился в декабре 2008 г., но по причине смерти Петра Латышева, который был на этом посту с 2000 г. Теперь проблемами округа занимается бывший главный судебный пристав России Николай Винниченко.

Григорий Рапота, с мая 2008 г. представляющий главу государства  в Приволжском федеральном округе, до этого восемь месяцев был полпредом  на Юге России. В Южном федеральном  округе сейчас работает бывший министр  юстиции РФ Владимир Устинов.

Пост полпреда ЮФО в  разные года занимали будущие министры регионального развития – сначала  Владимир Яковлев, а затем Дмитрий  Козак, который впоследствии стал вице-премьером  РФ. Нынешний министр регионального  развития Виктор Басаргин также из института полпредов: ранее он был  заместителем Петра Латышева. В Минрегионе работал еще один бывший полпред  – Дальневосточного федерального округа – Камиль Исхаков, перешедший в октябре 2007 г. в министерство на пост замминистра, но затем уволившийся.

В 2009 г. была назначен новый  полпред президента в дальневосточном  округе. Вместо Олега Сафонова, проработавшего почти полтора года, в апреле 2009 г. этот пост занял Виктор Ишаев, до этого с 1991 г. возглавлявший Хабаровский  край.

19 января 2009 г. на рабочей  встрече с экс-губернатором Красноярского  края Александром Хлопониным  президент РФ Дмитрий Медведев  сообщил о том, что он принял  решение об изменении системы  федеральных округов, существовавшей  в стране. Теперь их восемь.

Из Южного федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный  округ, в который входят Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево‑Черкесская республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская республика и Ставропольский край с центром федерального округа в городе Пятигорске.

На должность вице-премьера и полпреда президента в новом  федеральном округе назначен Александр  Хлопонин.

 

II. Различные  виды  собственности как финансово-экономическая основа регионального управления

Сегодня многие субъекты РФ в управлении социально-экономическим  развитием региона используют различные  управленческие подходы и системы  подготовки принятия решений. Часть  этих подходов (концепций, региональных программ, информационных систем и  т.п.) базируются на известных моделях  регионального управления, сформированных крупнейшими научными школами экономики  и менеджмента. В то же время в  региональных администрациях вызревают  собственные, вызванные практической необходимостью подходы к решению многих управленческих задач социально-экономического развития регионов. Например, в последние годы создан целый ряд региональных концепций управления развитием промышленных предприятий, малого бизнеса, социальной сферы и др.

Так, в Челябинской области  разработана собственная концепция  регионального управления развитием  сфер жизнедеятельности субъекта РФ, базирующаяся на следующих принципах:

·   управление субъектом  РФ должно основываться на глубоко  продуманной региональной экономической  политике, основные цели которой должны, с одной стороны, быть нацелены на повышение уровня жизни населения, с другой – соответствовать заданным векторам развития РФ;

·   для достижения целей  регионального управления необходимо осуществлять взаимодействие органов  государственной власти субъекта РФ с региональными экономическими субъектами (РЭС), к которым относятся  муниципальные образования, естественные монополии, крупные предприятия  различных типов собственности  и видов экономической деятельности;

·   используемые методы регионального управления должны полностью  соответствовать законодательству РФ;

·   современное управление немыслимо без использования  автоматизированных информационно-компьютерных систем.

С учетом этого создана  комплексная автоматизированная информационная система (АИС) регионального управления, базирующаяся на актуальной модели интегрированной  системы регионального управления и на программных комплексах, разработанных  комитетом информационного и  программного обеспечения правительства  Челябинской области.

Создание подобной АИС – большая научно-техническая работа, выполняемая в рамках развития существующей автоматизированной информационно-компьютерной системы субъекта РФ, реализуемой в соответствии с разработанной авторами моделью формирования интегрированной структуры регионального управления.

Основой интегрированной  системы управления региональными  структурами является интегрированный  банк данных, который логически может  быть представлен как матрица  баз данных (БД), при этом столбцы  матрицы ассоциированы с РЭС, а строки – с источником данных о РЭС. Отметим, что первая строка матрицы (с индексом 0) заполняется данными, поступающими непосредственно от РЭС, информация в остальных строках также характеризует РЭС, но информация в них проходит предварительную обработку в информационно-аналитических модулях (ИАМ) специализированных организаций или органов управления, например, в региональном отделении Федеральной службы государственной статистики, Министерстве управления промышленностью субъекта РФ, Министерстве экономического развития и торговли и т.д. Совокупность ИАМ, действующих на территории региона, можно рассматривать как информационно-аналитический блок (ИАБ) регионального управления.

Интегрированный банк данных организован по принципам хранилища  данных, то есть это – предметно-ориентированное, привязанное ко времени и неизменяемое собрание данных для поддержки процесса принятия управляющих решений. В  соответствии с концепцией хранилищ данных в структуре интегрированного банка данных выделены банк метаданных и банк данных. Метаданными называется информация о структуре, размещении и трансформации данных. Благодаря им обеспечивается эффективное взаимодействие различных компонентов хранилища. Для выборки метаданных используется устройство выборки метаданных, для выбора данных соответственно устройство выборки данных.

Работа системы заключается  в процессах мониторинга, анализа  и оптимизации значений показателей  хозяйственной деятельности РЭС  и формирования управленческих решений  с использованием модели ситуативного управления. Для этого в системе  предусмотрены блоки:

·   формирования системных  показателей мониторинга;

·   формирования системных  показателей оптимизации;

·   формирования критериев  оптимизации;

·   формирования критериев  оценки;

·   задания управляющего воздействия;

·   принятия решений.

Интегрированная система  управления региональной структурой функционирует  следующим образом.

Блоки формирования системных  показателей мониторинга и оптимизации  получают метаданные о структуре  показателей РЭС, а также по каждому  показателю: наименование, единица  измерения, график обновления, характеризуемый  период, перечень измерений для многомерных  показателей; функции агрегации  по времени и другим измерениям и  пр.

Для проведения мониторинга  происходит ранжирование показателей  по метаданным. Блок формирования критериев  оценки получает эти критерии с устройства задания и хранения критериев  оценки. После этого ранжированный  список показателей мониторинга  с их описанием, критерии оценки и  сами значения показателей с устройства выборки данных поступают на устройство оценки состояния РЭС, которое вычисляет  интегральный показатель состояния  социально-экономического положения  РЭС в заданном промежутке времени.

Для решения оптимизационных  задач блок формирования критериев  оптимизации получает эти критерии с устройства задания и хранения критериев оптимизации. Затем список показателей мониторинга с их описанием, критерии оценки и значения показателей с устройства выборки  данных поступают на устройство решения  оптимизационных задач, которое  по результатам вычислений выдает оптимальные  значения показателей.

Несмотря на некоторую  схожесть работы вышеописанных блоков мониторинга и оптимизации результаты их работы принципиально различны: в случае мониторинга – это  интегральная оценка состояния РЭС  по выбранному направлению анализа, которая имеет ограниченное количество градаций, например, плохо, удовлетворительно, хорошо. Блок оптимизации не оценивает  текущее состояние, а предлагает оптимальный набор значений показателей  для РЭС при заданных ограничениях и критериях.

Текущие значения показателей  с устройства выборки данных, оценка деятельности РЭС по результатам  мониторинга, вычисленные оптимальные  значения показателей РЭС поступают  на устройство подготовки решений. Работа этого устройства основана на ситуативной  модели управления. В зависимости от поступивших данных о состоянии РЭС, а также режима работы интегрированной системы, определенного устройством задания режимов, устройство подготовки решений выдает задание в блок поиска и добавления эталонной ситуации на поиск уже решенной ранее аналогичной ситуации. Если подобная ситуация уже встречалась, возможное решение передается на блок принятия решения. Если ситуация уникальна, тогда запускается алгоритм добавления эталонной ситуации. Устройство хранения эталонных ситуаций реализовано с использованием интеллектуальной технологии нейронных сетей, что дает возможность системе обучаться.

Блок принятия решений  представляет собой АРМ руководителя региона, куда поступает информация о возможных вариантах решений  по реализации функций управления РЭС. С использованием блока управляющих  воздействий руководитель может  выбирать конкретные решения в пределах своих полномочий. Важно отметить, что результаты, полученные в ходе реализации принятого решения, учитываются  в системе по цепи обратной связи  с РЭС. Это позволяет системе  качественно и количественное оценить  принятое решение, для того чтобы  записать его параметры в устройстве хранения эталона ситуации.

Описанная модель нашла свою практическую реализацию на базе АИС  управления субъектом РФ, разработанной  комитетом информационного и  программного обеспечения правительства  Челябинской области. В информационно-технологическом аспекте АИС состоит из компонентов, обеспечивающих следующие процедуры: сбор, входной контроль (верификация) и ввод информации; накопление, обработка и хранение информации в упорядоченном виде; выдача информации в объеме и виде, соответствующих требованиям запросов пользователей; формирование прогнозных показателей на основе накопленной информации, действующих методик, математических моделей задач управления и выбранных сценарных условий.

Приведем краткое описание наиболее важных разработанных и  введенных в эксплуатацию программных  комплексов, функционирующих в рам- ках описанной АИС (на все основные программы получены свидетельства государственной регистрации).

Анализ хозяйственно-экономической  деятельности наиболее значимых промышленных предприятий субъекта РФ.

Программа предназначена  для мониторинга и анализа  финансово-экономической деятельности промышленных предприятий и комплексной  оценки деятельности хозяйствующих  субъектов.

Информация о работе Институт полномочных представителей Президента в Федеральных округах