Интеграция России в мировую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Национальные экономики уже давно являются частью экономики современного взаимодействующего мира - динамичной системы всемирного хозяйства.
Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.
Постоянное стремление к углублению разделения труда и доведение его до международного уровня служило ранее главной причиной становления и развития международной торговли и мирового рынка. Однако, в отличие от мирового рынка, который и сейчас является важнейшей составляющей частью международного сотрудничества, всемирное хозяйство представляет собой более емкое явление. Это особая форма реализации международных экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами большинства стран мира, нацеленная на достижение большей эффективности в экономической деятельности за счет углубления разделения труда и свободного перемещения в мировом пространстве товаров, рабочей силы, технологий и капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И МЕСТО В НЕЙ РОССИИ
1.1 Современная система мировой экономики
1.2 Место России в структуре мировой экономики
2. СБЛИЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ С МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
2.1 Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику
2.2 Стратегия интеграции России в мировую экономику
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

План 1.docx

— 43.80 Кб (Скачать файл)

Сформированные  в рамках ДК ОЭП отраслевые диалоги  нацелены на усиление сотрудничества в приоритетных для сторон областях, гармонизацию законодательной базы и систем регулирования, а также  упрощение административных и таможенных процедур.

В существующем виде Диалоги не являются инструментом для выработки политических решений. Экспертные встречи в рамках отраслевых диалогов проходят в формате обмена информацией, уточнения позиций  сторон, принятия рекомендаций.

Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на всемерное  сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов начинает все больше внимания уделять развитию экономических  отношений с другими региональными  интеграционными группировками. И, прежде всего, с Азиатско-Тихоокеанским  регионом, с АТЭС. В физико-географическом отношении принадлежность России к  АТР неоспорима.

Из общего объема внутрирегионального товарообмена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, оцениваемого примерно в 2 трлн. долл., на долю России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой азиатско-тихоокеанской  державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Европейская ориентированность  страны мешала увидеть на Востоке  новые реалии будущего мира.

Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют  в такой форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление  многосторонних проектов. Это, например, проект ПРООН по развитию района реки Туманной на стыке границ России, Китая  и КНДР, проект развития экономической  зоны Японского моря, проекты строительства  магистральных газопроводов, линий  передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран, уже начатое силами международных  консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов о. Сахалин и др. Для российских восточных регионов все более  важным становится регулирование международной  трудовой миграции. В перспективе  Россия должна активизироваться на финансовом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, Россия фактически участвует в различных  формах интеграционного процесса в  Азиатско-Тихоокеанском регионе, но еще довольно слабо влияет на организацию  и регулирование этого процесса.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, по мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться в  мировое хозяйство, занять должное  место в системе международных  экономических отношений.

К этим чертам относят  Королев И. Интеграция России в мировую  экономику.// Внешняя политика России. 2004. №1-2.:

1. Развитую научно-техническую  базу.

2. Высокую степень  обеспеченности сырьем и энергоресурсами,  их относительную дешевизну.

3. Высокий кадровый  потенциал, в особенности в  сфере точных наук, инженерно-технической  области. Формируется и новое  поколение российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных  специалистов.

4. Достаточно  высокий показатель «индекса  человеческого развития». Он учитывает  ВВП на душу населения, ожидаемую  продолжительность жизни и уровень  образования.

Записывая в  актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех  процесса интеграции в мировое хозяйство  будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться. Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную и поэтапную политику.

2. СБЛИЖЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ РОССИИ  С МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СИСТЕМОЙ

2.1 Пути дальнейшей  интеграции России  в мировую экономику

На основании  вышеизложенного видно, что предпосылками  к решению проблем интеграции России в мировую экономику могут  стать Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Прогресс, 2005. С. 109.:

прохождение Россией  основных ступеней развития экономики  рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более  развитые страны;

восстановление  нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое  хозяйство.

Одновременно  с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

Для преодоления  разрыва, отделяющего Россию от мировых  лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство  необходимо Региональное развитие: опыт России и Европейского союза /Отв. ред. А.Г. Гранберг. М., 2006. С. 96.:

1. Установление  стабильного политического режима.

2. Развитие и  совершенствование рыночного механизма  хозяйствования, адекватного российским  условиям.

3. Всемерное  привлечение и эффективное использование  иностранных инвестиций путем  создания благоприятного инвестиционного  климата, соответственно требованиям  открытой экономики с российской  спецификой.

4. Проведение  активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность  производства с импортозамещением.

5. Стимулирование  экономического развития по пути  научно-технического прогресса.

В первую очередь, необходимо определиться в предпочтениях  с рынками сбыта. Для оптимального включения России в мировое хозяйство  и расширения сбыта продукции  отечественной обрабатывающей промышленности правильнее было бы не пренебрегать возможностями  сотрудничества с любыми потенциальными партнерами. В 90-е годы по непонятным причинам ослаб наш интерес ко многим странам, где в советское  время была заложена, в частности, за счет технического содействия основа для долговременного сотрудничества (Индия, Монголия, КНДР, Иран, Ирак, Куба). Уровень развития, достигнутый Сингапуром, Таиландом, Малайзией и Южной  Кореей, создает заинтересованность в сотрудничестве и с этими  странами, причем нередко оно не менее выгодно для России, чем  экономические связи с Западом. Естественно, в зоне приоритетных внешнеэкономических  интересов находится и Китай, доля которого в мировом ВВП к 2010-му достигнет, вероятно, 15 процентов. По многим причинам «особые отношения» возможны и с Израилем (в частности, новые формы сотрудничества на рынках третьих стран). Сохраняются потенциальные  перспективы широкомасштабного  участия Японии в развитии Сибири и Дальнего Востока

В тоже время  сотрудничество России со странами ЕС также имеет свои перспективы. ЕС стремится приспособить наш рынок  к себе, сделать его комфортным для европейских экономических  операторов, ставящих своими целями, главным  образом, насыщение российского  рынка своими промышленными товарами и получение беспрепятственного доступа к нашим сырьевым ресурсам и транспортной инфраструктуре.

Россия, со своей  стороны, через интеграционные процессы должна решать задачи построения инновационно-инвестиционной модели национальной экономики, создания конкурентоспособной промышленной базы, постепенного преодоления сырьевой направленности экспорта.

Возможности экономического партнерства России и ЕС лежат, прежде всего, в областях, где интересы сторон схожи. Это развитие инфраструктурных систем (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), научно-техническое  сотрудничество. Укрепление кооперации в этих сферах будет способствовать улучшению и оздоровлению рамочных условий других видов экономической  деятельности.

Отраслевая структура  европейских инвестиций в российскую экономику позволяет выделить наиболее привлекательные для ЕС сектора. Это добыча сырья, электроэнергетика, обрабатывающая промышленность, операции с недвижимостью, оптовая и розничная  торговля, пищевая промышленность, телекоммуникации, транспортная отрасль.

Вложение финансовых, технологических ресурсов, применение современных методов управления для модернизации производства в  России позволяет получить высокую  отдачу для европейских инвесторов. Россия получает в обмен современные  эффективно действующие предприятия, решая внутренние задачи по формированию новой модели экономики.

По такой схеме  происходит взаимодействие в энергетическом и транспортном машиностроении, в  сфере телекоммуникаций, автомобильной  промышленности, транспортной инфраструктуры, внедрении современных технологий защиты окружающей среды.

Одним из примеров мотивированного и взаимовыгодного  сотрудничества России и Евросоюза  является повышение энергоэффективности  экономик России и ЕС. Евросоюз объективно заинтересован в снижении энергоемкости  нашей экономики ? поскольку за счет высвобожденных углеводородных ресурсов могут быть компенсированы возрастающие потребности Европы. В условиях крайне медленного роста добычи нефти и  газа, интерес России к снижению энергозатратности национальной экономики  очевиден.

Россия и Евросоюз договорились начать работу по реализации мероприятий совместной инициативы по энергоэффективности Россия-ЕС, включающей в себя проекты:

по сближению  законодательства и нормативно-правовой базы в области энергоэффективности, теплоснабжению и возобновляемым источникам энергии;

по сотрудничеству на региональном уровне, укреплению программ партнерства между центрами энергоэффективности  на местном и региональном уровнях  в России и ЕС;

по сотрудничеству в привлечении инвестиций в проекты  энергоэффективности,

по содействию использования механизмов Киотского  протокола для повышения уровня энергоэффективности,

по содействию обмену информацией и развитию пилотных проектов по возобновляемой энергетике и энергоэффективности,

по утилизации попутного нефтяного газа.

Следует отметить, что проекты по энергоэффективности  и возобновляемым источникам энергии  используют последние научные разработки в энергетическом машиностроении и  с полным правом могут быть отнесены к высокотехнологичным.

Ради иллюзорной цели сохранения бывших советских республик  в орбите своих политических интересов  Россия на протяжении 90-х выступала  как их крупный донор. Между тем  бесперспективность создания дееспособного  многостороннего экономического и  политического союза становится все очевиднее. Гораздо выгоднее строить отношения с республиками бывшего СССР не на многосторонней, а на двухсторонней основе. Так  легче добиться, чтобы рынки ее соседей были открыты для продукции  российской обрабатывающей промышленности, и получить доступ к источникам стратегического  сырья (свинец, вольфрам, медь, молибден, рений в Казахстане; медь и молибден в Армении; марганец и титановая  губка на Украине; медь и золото в  Узбекистане; нефть, природный газ, натриевая соль, стронций в Туркменистане). На двусторонней основе легче внедрить российский рубль во взаимные расчеты, проще решить вопросы транзита, задолженности  за поставки российской нефти и газа, создать нормальные условия для  деятельности российских компаний, в  частности защитить их инвестиции. Открывается возможность решить и такую острую проблему, как защита прав русского населения в странах  СНГ.

2.2 Стратегия интеграции  России в мировую  экономику

Для относительно равноправного участия в мирохозяйственном  обмене нужно радикально изменить характер отношений между правительством и российским бизнесом: с одной  стороны, следует отменить привилегии, полученные избранными промышленными  и финансовыми группами, а с  другой - самим этим крупным российским компаниям и банкам полезно было бы учитывать не только собственные, но и общенациональные интересы. Однако пока это выглядит скорее утопией.

В новом веке нашей стране предстоит устранить  деформации ее внешнеэкономических  связей, найти себе место в глобальной экономике, используя сильные стороны  своего экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала.

Ключевую роль при решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное  предпринимательство: на мировых рынках, как известно, конкурируют в основном конкретные фирмы и корпорации. Именно от бизнеса будет, прежде всего, зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения  современного опыта управления. Точно  так же обновление внешнеэкономической  специализации и укрепление российских позиций на мировых рынках, в конечном счете, будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесно взаимодействовать с клиентами, мобилизовывать такие необходимые  в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный  персонал, информация и др. При этом вряд ли следует навязывать бизнесу сверху конкретные приоритеты будущей международной специализации национальной экономики.

Информация о работе Интеграция России в мировую экономику