Содержание: Введение 1. Интеграция:
сущность, формы. 2. Общая характеристика
экономических связей России 2.1 Экономические
связи РФ с ЕС 2.2 Экономические связи РФ
с США 3. Расширение участия России в МРТ 4.
Пути дальнейшей интеграции России в мировую
экономику Заключение Приложения Список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Национальные
экономики уже давно являются частью
экономики современного взаимодействующего
мира – динамичной системы всемирного
хозяйства.
Всемирное
хозяйство представляет взаимосвязанные
между собой экономики практически
всех цивилизованных стран мира. Экономической
основой всемирного хозяйства служит
объективная целесообразность, обусловленная
стремлением всех государств к росту экономической
эффективности, достигнутому за счет международного
разделения труда, и вызванными этим ростом
национальной специализацией и международной
интеграцией.
Постоянное
стремление к углублению разделения
труда и доведение его до международного
уровня служило ранее главной
причиной становления и развития
международной торговли и мирового
рынка. Однако, в отличие от мирового
рынка, который и сейчас является
важнейшей составляющей частью международного
сотрудничества, всемирное хозяйство
представляет собой более емкое явление.
Это особая форма реализации международных
экономических взаимосвязей между хозяйственными
субъектами большинства стран мира, нацеленная
на достижение большей эффективности
в экономической деятельности за счет
углубления разделения труда и свободного
перемещения в мировом пространстве товаров,
рабочей силы, технологий и капитала.
Создание
всемирного хозяйства не означает автоматического
включения в него всех национальных экономик.
Среди множества факторов, влияющих на
вхождение и уровень интегрирования каждой
страны в систему мирового хозяйства,
важнейшими являются два фактора. Во-первых,
эффект, или экономическая, а, может быть,
и политическая выгода для стран-участниц
мирового интеграционного процесса; при
этом главным критерием должен быть национальный
интерес – не только текущий, но и связанный
с отдаленным будущим. Решение вопроса
об участии каждой конкретной страны в
тех или иных формах международных экономических
связей всегда представляет сложность,
ибо требует всестороннего учета последствий
и результатов такого акта. Это важно не
только для национальной экономики отдельной
страны, но и для мирового экономического
сообщества в целом.
Во-вторых,
участие в мировой экономической
интеграции для любой страны становится
возможным при условии определенной
адаптации национального хозяйства
и правовой базы государства к
унифицированным нормам и требованиям
всемирного хозяйства.
Исходя
из вышесказанного, тема интеграции России
в мировую экономику является актуальной.
Целью
работы является анализ проблем интеграции
России в мировую экономику. Из цели
вытекает постановка следующих задач
работы:
1)
анализ современного положения дел в плане
интеграции России в мировую экономику;
2)
выявление путей ускорения интеграции
России в мировую экономику.
1. Экономическая
интеграция: сущность
и формы
Международная
экономическая интеграция — это
процесс хозяйственного и политического
объединения стран на основе развития
глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения
труда между национальными хозяйствами,
взаимодействия их экономик на различных
уровнях и в различных формах. На микроуровне
этот процесс идет через взаимодействие
отдельных фирм близлежащих стран на основе
формирования разнообразных экономических
отношений между ними, в том числе создания
филиалов за границей. На межгосударственном
уровне интеграция происходит на основе
формирования экономических объединений
государств и согласования национальных
политик. Бурное развитие межфирменных
связей порождает необходимость межгосударственного
(а в ряде случаев надгосударственного)
регулирования, направленного на обеспечение
свободного движения товаров, услуг, капитала
и рабочей силы между странами в рамках
данного региона, на согласование и проведение
совместной экономической, валютно-финансовой,
научно-технической, социальной, внешней
и оборонной политики. В результате создаются
целостные региональные хозяйственные
комплексы с единой валютой, инфраструктурой,
общими экономическими задачами, финансовыми
фондами, общими наднациональными или
межгосударственными органами давления. Самая
простая и наиболее распространенная
форма экономической интеграции – зона
свободной торговли, в рамках которой
отменяются торговые ограничения между
странами-участницами, и, прежде всего,
таможенные пошлины. Создание зон свободной
торговли усиливает конкуренцию на внутреннем
рынке между национальными и зарубежными
производителями товаров, что, с одной
стороны, увеличивает опасность банкротств,
а с другой - является стимулом для совершенствования
производства и внедрения нововведений.
Отмена таможенных пошлин и нетарифных
ограничений касается, как правило, промышленных
товаров; в отношении сельскохозяйственных
товаров либерализация импорта ограниченна. Страны-участницы
договариваются между собой о снижении
ими таможенных пошлин во взаимной торговле.
С третьими странами каждый участник зоны
свободной торговли устанавливает собственные
тарифы, т.е. на стадии зоны свободной торговли
страны-участницы упраздняют взаимные
торговые барьеры, но при этом сохраняют
полную свободу действий в экономических
связях с третьими странами: отмена или
ввод новых пошлин, заключение торгово-экономических
соглашений. В этой связи между странами-участницами
зоны свободной торговли сохраняются
таможенные границы и посты, контролирующие
«происхождение товаров», пересекающих
их государственные границы, особенно
льготный провоз товаров третьих стран.
Свободные торговые зоны, свободные порты,
транзитные зоны, беспошлинные склады
на предприятиях (составляют свободную
экономическую зону) базируются на отмене
или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного
контроля. Например, Американо-канадско-мексиканское
соглашение о свободной торговле, иначе
называемое Североамериканским общим
рынком (НАФТА), создано в 1990г. Создание
зоны свободной торговли придает более
стабильный характер торговой политике
стран-участниц, позволяет странам наиболее
четко выполнять принятые на себя обязательства
в рамках Уругвайского раунда и далее
совершенствовать всю систему внешнеэкономической
деятельности. Все решения о торгово-экономическом
взаимодействии в рамках ЗСТ принимаются
должностными лицами министерств, ведомств,
финансовых организаций стран-участниц,
без создания постоянно действующих наднациональных
структур. Однако создание ЗСТ имеет ряд
негативных моментов, которые ослабляют
интеграционные процессы. В частности,
либерализация импорта вполне может создать
серьезную угрозу для отечественных товаропроизводителей,
не выдерживающих конкуренции. Если не
принять соответствующих мер защиты и
поддержки со стороны государства, может
возникнуть опасность частичного или
полного вытеснения последних со своего
внутреннего рынка и т.д. В целом создание
ЗСТ позволяет стабильно совершенствовать
всю систему внешнеэкономической деятельности
стран-участниц и более гибко приспосабливаться
к международной практике.[2] Другая форма
- таможенный союз - предполагает наряду
с функционированием зоны свободной торговли
установление единого внешнеторгового
тарифа и проведение единой внешнеторговой
политики в отношении третьих стран. В
рамках данного интеграционного объединения
внешнеторговые связи его членов определяются
коллективно. Это дает возможность более
надежно защитить свое единое региональное
рыночное пространство и усилить позиции
на международной арене. Негативным моментом
при этом является то, что участники экономической
интеграции в отдельности определенно
теряют свой суверенитет на внешнеэкономическом
пространстве. Но таможенный союз представляет
собой более совершенную, чем зона торговли,
интеграционную структуру. Проводя единую
внешнеторговую политику по отношению
к торговым тарифам, страны ТС регулируют
товарные потоки с учетом уровня внешнего
тарифа и итоговых цен. Это, в свою очередь,
способствует переориентированию ресурсов
в рамках ТС, рационализирует производство
в соответствии с теорией сравнительных
преимуществ. Введение единого таможенного
тарифа – это долговременная и кропотливая
работа стран по взаимному согласованию
торговой политики, а вместе с ней и некоторых
моментов общей экономической политики. Как
показывает опыт, регулирование внешнего
тарифа (выше или ниже средневзвешенного
тарифа) в целом благоприятно действует
на развитие внутреннего рынка товаров
и услуг. Происходит снижение или замедление
роста цен, усиливается конкуренция между
товаропроизводителями и поставщиками
импортных товаров в рамках ТС. Если внешний
тариф выше, то странам-членам ТС приходится
отказываться от более дешевого внешнего
товара в пользу собственных внутрисоюзных
ресурсов, даже дорогих. Это определенно
и стратегическая мера, которая заставляет
страны изыскивать дополнительные резервы,
технологии, совместные исследования
для повышения конкурентоспособности
товаропроизводителей в рамках ТС. Если
в рамках ЗСТ не возникает необходимость
создания постоянно действующих наднациональных
структур, как уже говорилось, то в рамках
ТС уже появляется необходимость создания
регулирующих структур. Вопрос этот достаточно
сложный и спорный, однако, координация
развития многих отраслей не только внутри
союза, но и на макроуровне, согласование
таможенно-тарифной политики и интересов
рынков и многое другое выдвигают проблему
создания наднациональных институтов. Примером
успешного развития ТС может быть ЕЭС,
которое в течение 1960-1990гг. находилось
именно на этой стадии взаимодействия,
постепенно развиваясь в сторону полноценного
общего рынка. К этому периоду относится
и создание единого валютно-финансового
пространства с введением европейской
валютной единицы – ЭКЮ для безналичных
расчетов. Более сложной формой является
общий рынок, который призван обеспечивать
его участникам наряду со свободной взаимной
торговли и единым внешнеторговым тарифом
свободу передвижения капитала и рабочей
силы, а также согласование экономической
политики. Общий, или единый, рынок рассматривается
как качественно более высокая степень
экономической интеграции. По мнению специалистов,
для формирования зрелого рыночного пространства
необходимо достигнуть еще ряда параметров:
- выравнивание
уровня налогов;
- устранение
бюджетных субсидий отдельным предприятиям;
- преодоление
различий в национальных трудовых и хозяйственных
законодательствах;
- координация
национальных кредитно-финансовых структур.
Согласование
такого широкого круга вопросов является
достаточно сложным делом, и для
достижения консенсуса применяются новые
подходы с усилением национальных интересов.
Лишь достигнув достаточно высокой стадии
взаимного экономического сотрудничества
и политического доверия, государства
позволяют себе открыть границы для взаимного
перемещения капиталов, рабочей силы и
обмена услугами (опыт ЕЭС). Соблюдение
приведенных параметров и дальнейшая
координация налоговой, валютной, промышленной
и сельскохозяйственной политики в итоге
подводит к образованию действительно
единого общего рынка и дает импульс для
перерастания интеграционной группировки
в качественно новую ступень – Экономический
союз. Высшей формой межгосударственной
экономической интеграции является экономический
и валютный союз, совмещающий все указанные
формы интеграции с проведением общей
экономической и валютно-финансовой политики.
Этот союз имеет место лишь в Западной
Европе. Только здесь процесс экономической
интеграции прошел все указанные этапы.
По мере развития ЭС, в странах складываются
предпосылки для высшей ступени региональной
интеграции – политического союза. Этот
вид региональной интеграции предполагает
превращение зрелого единого рыночного
пространства в целостный хозяйственно-политический
организм. Институциональная структура
возможного политического союза пока
недостаточно ясна. Скорее всего она будет
иметь много разновидностей в зависимости
от исторических, культурных, экономических
и социопсихологических условий того
или иного региона. Система межгосударственного
регулирования в рамках европейской интеграции
включает:
- Совет Министров
– законодательный орган. Совет Министров
государств ЕС отвечает за ход экономического
развития каждой страны и всего союза.
В случае несовпадения экономической
политики отдельной страны с экономической
политикой других стран, ее препятствия
нормальному функционированию валютного
и экономического союза, Совет Министров
наделяется правом принятия соответствующих
мер прямого воздействия, обязательных
к исполнению национальными органами
власти. Это в определенной мере и добровольная
централизация наднационального управления.
- Комиссия
европейских сообществ – главный исполнительный
рабочий орган, который в последние годы
настолько расширил свои полномочия, что
иначе стал называться «Европейским правительством».
- Европарламент
– контролирующий орган. Избирается прямым
тайным голосованием населения всех стран-участниц.
- Суд Европейских
сообществ. Постановления Европейского
суда по конкретным спорным вопросам носят
окончательный характер и обязательны
для исполнения национальными органами
власти. Основные направления функционирования
Экономического союза определяются в
виде решений Совета Министров. С момента
создания Экономического союза в рамках
ЕС были сразу определены все параметры
образования и Валютного союза (решение
Маастрихтского договора, 1992 г.), и определены
точные сроки (1 января 1999 г.). Практически
все сроки соблюдены в рамках создания
единого Экономического и Валютного союза.
С января 1999 г. введена единая валюта евро,
создана единая система Центробанка,
куда входят Центробанки стран-членов
ЕС. Международные экономические организации
разделяют на четыре группы:
- всемирные
организации – Организация Объединенных
наций (ООН); международные банковские
организации, Международный валютный
фонд (МВФ);
- органы, созданные
по инициативе ведущих стран – организация
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР);
- организация
Европейского строительства ЕС – система
международного регулирования Европейского
союза;
- двусторонние
и многосторонние соглашения между странами.
Роль
всех этих организаций – регулировка
всемирного развития хозяйства. Границы
между различными видами интеграционных
процессов условны. Главный участник
интеграционного процесса – крупный частный
капитал развитых стран мира.[1]
2.
Общая характеристика
экономических связей
России с ЕС и США
2.1
Экономические связи
РФ с ЕС В 90-х гг. произошли крупные
изменения в географической направленности
внешнеторговых связей России. Отказ в
начале 90-х гг. от идеологических критериев
при выборе зарубежных партнеров, децентрализация
внешнеэкономической деятельности в России
и растущее участие частного капитала
во внешнеторговых операциях повлекли
за собой резкий рост доли развитых стран
и резкое снижение удельного веса партнеров
по бывшему Совету экономической взаимопомощи
во внешнеэкономических отношениях России. В
настоящее время Западная Европа, в особенности
Европейский Союз, США и Япония занимают
ведущее место в торговых, инвестиционных
и научно- технических связях России. Эти
же страны являются крупнейшими внешнеторговыми
кредиторами России и важным источником
других финансовых поступлений. ЕС - крупнейшая
интеграционная группировка, объединяющая
27 стран: Австрию, Бельгию, Болгарию, Великобританию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Кипр, Латвию, Литву, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Польшу, Португалию, Румынию, Словакию, Словению, Финляндию, Францию, Чехию, Швецию и Эстонию. ЕС - главный экономический
партнер Российской Федерации. Так импорт
в Российскую Федерацию из стран Европейского
союза в 1995г. составил 46 709 млн. долларов
США, в 2004 г. – 75 581 млн. долларов,
в 2006г. – 137 703 млн. долларов, а в 2008г. – 267 040
млн. долларов Экспорт в 1995 г. – 78 217 млн.
долларов, в 2004 г. – 181 634 млн. долларов, в
2006 г. – 301 450 млн. долларов, в 2008г. – 467 912млн.
долларов (Приложение 1).[2] Данные цифры,
без сомнения, говорят о устойчивом развитии
внешнеторговых отношений со странами
ЕС. Западная Европа выступает также крупнейшим
инвестором России, хотя в этой сфере экономических
отношений она испытывает мощную конкуренцию
со стороны Соединенных Штатов Америки.
С начала 1992 г. и вплоть до августа 1998
г. экономическое сотрудничество между
ЕС и Россией развивалось по восходящей
линии, хотя и не без трудностей. На первых
порах значительный эффект дала отмена
государственной монополии на внешнюю
торговлю и широкая, даже чрезмерная, либерализация
торговых связей, открывшая путь на внешние
рынки десяткам тысяч российских предприятий,
не считая мелкий бизнес – миллионы «челночников»,
общий оборот которых исчисляется в миллиардах
долларов.
Россия и Европейский Союз подписали
24 июня 1994 г. Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве, вступившее в силу 1
декабря 1997 г. СПС охватывает широкий спектр
деятельности в сферах экономического,
политического и культурного сотрудничества
и определяет институциональные рамки
для проведения регулярных консультаций
по ключевым вопросам, таким, как энергетика. Вместе
с тем оно с самого начала не было адекватно
ни заявленным целям партнеров, ни требованиям
поддержки внутренних реформ в России.
Так, в качестве возможной стратегической
цели долгосрочного сотрудничества в
нем обозначены лишь переговоры о создании
зоны свободной торговли. Понятно, что
незначительная цель, если она вообще
может считаться таковой с социально-экономической
и политической точек зрения, вряд ли могла
вдохновить стороны на сколько-нибудь
впечатляющие свершения. Стратегии построения
двухсторонних отношений, утвержденные
в 1990-х гг. сначала Брюсселем, а спустя
некоторое время и Россией, носили сугубо
односторонний характер. Они плохо стыковались
между собой. Использованный в них среднесрочный
горизонт прогноза не позволял ставить
достаточно амбициозные цели, а включенные
в них положения были либо слишком расплывчатыми,
либо излишне заземленными. На саммите
в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. ЕС и Россия
решили укреплять свое сотрудничество
в рамках СПС путем формирования четырех
новых пространств:
- общего экономического
пространства;
- общего пространства
свободы, безопасности и правосудия;
- общего пространства
для исследований и образования, включая
культурное сотрудничество;
- общего пространства
для сотрудничества в области внешней
безопасности.[3]
Казалось
бы, в 1990-х гг. это должно было дать дополнительный
импульс динамике экономических связей
между Россией и Западной Европой. Однако
уже в 1998 г. они оказались в состоянии кризиса,
который проявился в трех важнейших областях
- торговой, инвестиционной и валютно-финансовой. Долговременными
факторами, благоприятствующими развитию
устойчивых экономических связей между
Россией и Западной Европой, являются:
- взаимодополняемость
их хозяйств, в большой степени обусловленная
их структурой и различиями в распределении
и обеспеченности природными ресурсами;
- географическое
соседство и наличие разнообразных и чрезвычайно
разветвленных транспортных сетей;
- традиционный
характер хозяйственных связей, развивавшихся
со времен раннего средневековья, и соответственно
богатый опыт хозяйственного сотрудничества,
отчасти сохранившийся даже в условиях
противостояния двух общественных систем
и коренных различий между экономическими
системами;
- давние
культурные связи, облегчающие взаимопонимание,
в том числе и в деловой сфере. Так путь
к достижению стратегических целей партнерства
России и ЕС лежит через выполнение всех
положений и условий Соглашения, которое
открыло широкие возможности развития
практического сотрудничества между Сторонами
в сферах экономики, политики и культуры.
Это не означает, что договорно-правовая
база такого сотрудничества уже полностью
сформирована. Напротив, реализации потенциала
взаимодействия, заложенного в СПС (соглашение
о партнёрстве и сотрудничестве), способствовало
бы заключение ряда специализированных
соглашений, относящихся к отдельным главам
и статьям СПС или вызванных новыми процессами
и переменами в Европе. В целом же выполнение
СПС связано с точным выбором приоритетных
направлений сотрудничества и определением
наиболее важных задач. В экономике к числу
таких задач относятся: создание оптимальных
условий для стабильного развития взаимной
торговли и существенного роста иностранных
инвестиций в российскую экономику. Становится,
как никогда, актуальной задача разработки
совместной торговой стратегии, основанной
на понимании того, что устойчивый рост
торговли между Россией и ЕС возможен
только при условии изменения ее структуры,
особенно структуры российского экспорта,
в котором будет постепенно увеличиваться
доля промышленной продукции. Соответственно
меняется подход к пониманию роли западноевропейских
инвестиций, важнейшим назначением их
становится содействие структурной перестройке
российской промышленности, в том числе
ее адаптации к условиям и требованиям
европейского рынка. Эта концепция сотрудничества
в области торговли и инвестиций должна
быть увязана с решением таких актуальных
задач, являющихся предметом обсуждений
и переговоров, как вступление России
в ВТО, защита интересов российских хозяйствующих
субъектов, действующих в Европе, улучшение
правовых, административных и иных условий
деятельности иностранных инвесторов
в России и т.д.
Участие России в решении общеевропейских
проблем и осуществлении общеевропейских
программ. Речь идет о таких областях сотрудничества,
как: энергетика и трансевропейские сети
нефтегазопроводов; ядерная энергетика
и ядерная безопасность; трансевропейские
транспортные коридоры с выходом в
Россию и перспективой создания сквозных
магистралей Европа-Азия; общеевропейские
или коммунитарные программы развития
науки и технологии; такого же рода программы
сотрудничества университетов в подготовке
высококвалифицированных специалистов;
защита и оздоровление окружающей среды;
борьба с экономической преступностью.
Последовательное осуществление курса
на использование сотрудничества с ЕС
для содействия строительству в России
эффективной рыночной экономики, стабильного
гражданского общества, демократического
государства. Страны-члены ЕС являются
основным источником поступления технологий,
ноу-хау и инвестиций для России (источником
85,1% накопленных в России прямых иностранных
инвестиций являются страны Евросоюза).
Вместе с тем, при общих стабильных за
последние несколько лет темпах роста
экспорта российского промышленного оборудования
с высокой добавленной стоимостью, его
экспорт в страны ЕС застыл на одном уровне,
в результате доля Евросоюза в российском
экспорте этих товаров снизилась с 23,4%
в 2001 г. до 15,2 % в 2007 г. Для сравнения − доля
поставок в Китай упала с 20,1% до 5,8%; Индии
выросла с 5,3 % до 8,4%. Очень заметно возросла
доля стран СНГ − с 28,5% до 48,2%. Таким образом,
зависимость России от экспорта углеводородов
только увеличилась. Российские промышленные
товары конкурентоспособны из числа крупных
партнеров лишь на рынках СНГ и Индии. Баланс
торговли товарами между Россией и ЕС
в настоящее время является ассиметричным:
взамен энергоносителей западные партнеры
поставляют машины, оборудование, продукцию
пищевой промышленности. Основные рынки
сбыта продукции российской промышленности
находятся в странах ближнего зарубежья
и Азии. Приобретать российские товары
с высокой степенью переработки страны
ЕС не хотят, опасаясь конкуренции; против
российских производителей введено большое
количество антидемпинговых пошлин, в
том числе на сталь, продукцию ядерной
энергетики, действуют ограничения на
российские прямые иностранные инвестиции
в экономику ЕС, доступ российских судов
во внутренние воды стран ЕС.[3] В настоящее время, торгово-экономическое
сотрудничество России с ЕС развивается
на достаточно либеральной договорной
базе. Соглашение о сотрудничестве между
Россией и Евросоюзом во многом воспроизводит
соответствующие положения ВТО. Однако
возможности и инструменты Соглашения
используются сторонами явно недостаточно,
более того, реальное взаимодействие осуществляется
в основном по другим каналам. Принятая
на Римском саммите Россия-ЕС в 2003 г. Концепция
Общего экономического пространства в
стратегической перспективе предусматривает
создание интегрированного рынка Россия
− ЕС, в рамках которого будут реализованы
четыре «свободы»: торговли товарами и
услугами, движения капиталов и рабочей
силы. Эта задача конкретизирована в «Дорожной
карте» Общего экономического пространства
(ДК ОЭП), принятой на Московском саммите
Россия-ЕС в 2005 г. Для реализации целей
и задач ДК ОЭП стороны в 2005-2007 гг. учредили:
- диалоги
в области транспорта
- охраны прав
интеллектуальной собственности
- телекоммуникаций
и информационного общества
- промышленной
политики
- технического
регулирования и стандартизации
- сельского
хозяйства
- государственных
закупок
- макроэкономики
и финансовой политики
- экологии
- регионального
сотрудничества
- инвестиционной
политики
- космоса