Инфляция. Методы решения проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция. Актуальность этой темы в условиях тотального господства банкнот, то есть бумажных денег, в условиях сложившейся общемировой экономики, в условиях, когда после Ямайкских соглашений стоимость бумажных денег не привязана к реальным ценностям, а мировые финансы зависят от непредсказуемых изгибов эгоистической политики США, вряд ли может быть переоценена.
Опыт перехода к рыночной экономике в России, непрекращающаяся ползучая инфляция, делают эту тему для любого гражданина нашей страны не просто актуальной, но просто болезненной.

Содержание

Введение……………………………………………………..……с. 2
Глава 1. Инфляция. Теоретические аспекты……………..…с. 6
Сущность и причины инфляции…………………………..с. 6
Виды инфляции по проявлению, причинам возникновения, темпам роста. Подавленная инфляция……….………..с. 10
Баланс инфляции…………………………………………...с. 14
Измерение инфляции………………………………………с. 15
Социально-экономические последствия инфляции…..с. 16
Глава 2. Инфляция. Анализ процессов, происходивших в Росси начала 90-х годов……………………………………………. с. 20
2.1. Инфляция в России,
как результат рыночных реформ………………………………с. 20
2.2. Инфляция в России. 1990-1995 гг………………………...с. 22
2.3. Итоги инфляционного процесса в России 90-х годов…с. 25
Глава 3. Инфляция. Методы решения проблемы…………..с. 27
3.1. Антиинфляционная политика государства………………с.27
3.2. Классификация антиинфляционных мер………………..с. 29
3.3. Изучение антиинфляционных мер в Бразилии………...с. 32
Заключение………………………………………………………...с. 34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ1.DOC

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Большую роль сыграло быстрое (в 1993г. десятикратное), удорожание нефти, газа и нефтепродуктов в долларовом эквиваленте. В результате к концу 1993 г. среднемесячные темпы инфляции превысили 50% - это начало гиперинфляции. Особенность формирования инфляционных ожиданий состояла в переходе к рыночной экономике на ранних стадиях ее развития. В условиях, когда повышение цен носило скачкообразный характер, моменты их повышения определялись административным путем, исходя из внеэкономических факторов. В этих условиях наблюдение за динамикой цен на длительном этапе было бесполезным.

Инфляционные ожидания формировались в тот период очень быстро. Этому способствовала неразвитость рынков финансовых услуг, риска, ценных бумаг и неискоренимая привычка советского человека – ждать от экономической ситуации какой-либо гадости. Рост цен был обусловлен инфляцией издержек.

В начале 1994 года цена на основные импортируемые энергетические ресурсы в долларовом эквиваленте приблизилась к мировому уровню, жесткая монетарная политика, начатая в то время, обусловила некоторую стабилизацию национальной валюты, устранила действие внешних факторов инфляции издержек и обусловила выход из гиперинфляции. Ценой этого выхода был 20% спад производства в начале 1994 г., усиливший стагфляционные процессы.

В условиях резко сокращенного спроса и высокой себестоимости продукции предприятия вынуждены были продавать товары по цене меньшей, чем себестоимость плюс минимальная приемлемая прибыль, но большей, чем равновесная цена. Это также затормозило рост цены, но возникла проблема неплатежей.

Вначале это вызвало рост цен, но потом процессы ценообразования пошли по прежней схеме. Это потребовало источников покрытия разницы между себестоимостью, которая росла по сценарию структурного инфляционного кризиса и менее быстро растущей ценой. Вначале таким источником были субсидии из государственного бюджета. Но поскольку этот дефицит не мог быть покрыт безэмиссионным путем с конца 1994 года, субсидирование было ограничено.

В таких условиях источником субсидирования стали неплатежи поставщикам сырья, материалов и полуфабрикатов. Стоимость этих материалов включается в себестоимость продукции, но, будучи не оплаченной, создает дополнительный источник прибыли, позволяющий несколько замедлить рост цен. Происходит сокращение доли добавленной стоимости в цене продукции и, особенно, таких ее компонент, как заработная плата и прибыль, что приводит к дополнительному спаду конечного спроса и как следствие, к росту неплатежей и сокращению производства. Такие скрытые последствия инфляции издержек являются определяющими факторами текущей макроэкономической ситуации.

 

 

2.5. Итак, исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-е-60-е годы, и была связана с падением эффективности общественного производства. Она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: на сырье и конечный продукт. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г. и с этого момента инфляционный процесс стал быстро нарастать.

Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов высокими темпами роста цен, что объясняется условиями ее развития (переход от плановой к рыночной экономике).

Главными неденежными факторами инфляции 90-х годов являются:

  • кризис плановой хозяйственной системы (спад производства, несбалансированность экономики);
  • неэкономичность производства (низкий уровень производительности труда и качества продукции).

К основным денежным факторам инфляции относят:

  • либерализацию цен в условиях отсутствия рынка и конкуренции, которые дали возможность монополистическим структурам овладеть реализацией товарной массы и диктовать цены;
  • дефицит бюджета, который резко возрастал с падением производства, сокращением реальных доходов у предприятий и населения (он составлял в 1992 – 1994 гг. 8-10 % ВВП). До 1995 г. он покрывался преимущественно эмиссией денег;
  • долларизацию денежного обращения. Значительный приток иностранной валюты увеличивал цены на товары и услуги;
  • введение приватизационных чеков (ваучеров), играющих роль денежного суррогата;
  • распад «рублевой зоны»;
  • перевоз за пределы страны валютной выручки предприятий и доходов граждан.

 

 

 

 

Глава 3

3.1. Российский опыт, как  и общемировой показывает, что полностью избавиться от инфляции нельзя, в силу институциональных причин (монополия Центральных банков на эмиссию денег, монополизм профсоюзов и фирм), но снизить ее темпы до минимума - возможно. Как  это собственно и  произошло в нашей стране во второй половине 90-х годов. Стратегическая цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.

Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т.е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.

Очень высокая инфляция или гиперинфляция приобретает самоусиливающийся, инерционный характер:

  • Темпы инфляции становятся функцией инфляционных ожиданий
  • Огромная денежная база даже при маленьком денежном мультипликаторе продуцирует гигантские темпы рост денежной массы. Любые меры (эмиссионные или бюджетные, а также индексация доходов) стимулирования производства через совокупный спрос повысят инфляцию и инфляционные ожидания. Поэтому при гиперинфляции невозможно привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста реального ВВП посредством бюджетно-налоговой политики. Гиперинфляция делает производство убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Следовательно, погасить гиперинфляцию можно лишь монетарными методами. В первую очередь, необходимо максимально ослабить источник ее инерционности – инфляционные ожидания.

Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ограничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной системе вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, способствует свертыванию производства. Рано или поздно фиксированные цены придется отпустить, и сжатая ценовая пружина выстрелит еще большей инфляцией, разбалансированностью спроса и предложения.

Однако если поддерживать фиксированные цены долгие годы, то необходимо вводить жесткий и всеобъемлющий централизованный контроль, т.е. командно-административную систему. Поэтому в условиях гиперинфляции нужно фиксировать не цены, а объем денежной массы. Сначала необходимо минимизировать темпы ее прироста, а затем ввести ежегодную фиксацию или рамки изменения объема денежной массы в течение года. Такая политика называется таргетированием денежной массы. При этом необходимо учитывать скорость обращения денег, увеличение которой усиливает инфляцию.

Как же ограничить рост денежной массы? Идеальный вариант – одновременно повысить норму обязательного резервирования, ограничить операции, ведущие к депозитарному расширению денежной массы, временно прекратить эмиссию. Для этого нужно устранить причины дополнительной эмиссии:

  • урегулировать структурный дефицит бюджета, сократив, прежде всего, непроизводительные расходы,
  • прекратить индексацию доходов населения.

Конечно же, такие меры непопулярны, поэтому их может проводить только сильное правительство, пользующееся доверием населения. Доверие выступает как своеобразный «ценовой якорь», сдерживающий раскручивание инфляционной спирали. В обстановке гиперинфляции это единственный способ переломить инфляционные ожидания, остановить инерционную инфляцию.

Следующий шаг после погашения гиперинфляции монетарными методами – решение проблем реального сектора. Необходимо заняться балансировкой темпов роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Вариантом такого балансирования является политика цен и заработной платы. Она заключается в ограничении движения цен ростом номинальной ставки заработной платы, которая тесно привязывается к изменению производительности труда.

Сторонники этой политики считают, что она, во-первых, устраняет инфляционные ожидания и, во-вторых, ограничивает монополизм фирм и профсоюзов. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня.

Следующий шаг – закрепление достигнутых результатов в долгосрочном плане. При невысоких темпах инфляции уже возможно проводить промышленную и структурную политику, направленную на повышение производительности труда и снижения издержек. Необходимо провести в соответствие структуру предложения со структурой спроса, а не только балансировать их объемы.

Необходима и профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального ВНП с помощью структурной и научно-технической политики.

 

3.2. Россия, как и другие страны активно борется с инфляцией, разрабатывается комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, все антиинфляционные меры по сути делятся на:

  • Пассивную адаптацию к росту цен, через индексацию доходов населения,
  • Активную стратегию ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы.

Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов.

 

Адаптационная политика.

На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции6.

В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для России - это 50 миллионов государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно.

Политика доходов - одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп-вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.

Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия 1967--1971 гг., США-- 1951-1952 гг.), но в долгосрочном плане и эта политика неэффективна.

Следующий вариант - государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди и Картера в США. Они – также недолговечны.

Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к теории «невидимой руки рынка» А. Смита.

К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.

Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют.

 

Активная борьба с инфляцией.

В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции обратно пропорциональны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных. В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы.

Под естественным уровнем безработицы понимается тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически.

К сожалению, не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Все это может поставить под сомнение полезность теории естественного уровня безработицы для СНГ и России.

Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет уровень безработицы возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения.

Какую цену платит общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена - это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл. Для России проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта.

Информация о работе Инфляция. Методы решения проблемы