Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 13:53, курсовая работа
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность информационного общества, а также его основные этапы возникновения и развития;
- проанализировать процесс информатизации в настоящее время;
- исследовать практику становления и влияние информационных технологий на мировую экономику;
- определить перспективы, проблемы и тенденции информационного общества.
Введение 3
I. Теоретические аспекты информационного общества 4
1.1 Понятие и сущность информационного общества 4
1.2 Возникновение и основные этапы развития информационного
общества 6
1.3 Информатизация общества в настоящее время 8
II. практические аспекты информационного общества 11
2.1 Практика становления информационного общества 11
2.2 Влияние информационных технологий на мировую экономику 13
2.3 Информация как оружие. Информационные войны 16
III. тенденции, проблемы и перспективы информационного общества 18
3.1 Современные тенденции информатизации 18
3.2 Проблемы информационного общества 20
3.3 Перспективы развития информационного общества 22
Заключение 26
Список использованных Источников 27
Развитие Интернет -технологий поднимает ситуацию на качественно иной уровень. В частности, развитие, например, электронной коммерции позволяет практически полностью избавиться от сбытовой инфраструктуры. Таким образом, изменяется уже не только организационная структура компании, но и целые направления ее экономической деятельности.
Для различных отраслей и экономических сфер существуют несколько разные перспективы применения Интернета. Естественно, в промышленности эти перспективы очень велики. Розничная торговля, хотя и отстает в этом смысле по темпам роста, тем не менее не может обойтись сегодня без Интернета и онлайновых продаж. Быстрыми темпами развивается влияние Интернета в области пищевой промышленности и здравоохранения. Одной из лидирующих отраслей по степени использования Интернета станет, видимо, электроэнергетика. Уже сейчас образуются электронные оптовые рынки, которые дают возможность реализовывать излишки электроэнергии и наиболее рациональным образом использовать имеющиеся мощности. Гораздо в меньшей степени эти изменения касаются строительства, однако и в этой традиционно низкотехнологичной отрасли создаются электронные торговые площадки, торгующие стройматериалами, проектами и т.п., что дает возможность существенно снижать посреднические издержки, издержки поставок и экономить время. [33].
Телекоммуникационные технологии позволяют перестроить организационные структуры предприятий, создавая возможность:
Взамен функциональных иерархических структур возникает более динамичные и гибкие организации, пронизанные сетевой информацией, способные ощущать потребности рынка и реагировать на них, вместо того чтобы просто производить какую-то продукцию и продавать её через отдельные функциональные подразделения, как и в прошлом.
В результате и в сфере мирохозяйственных отношений обеспечиваются доступность и оперативность информации, существенная экономия.
Экономический аспект организационных изменений в производстве, производящих при внедрении информационных технологий , состоит не столько в возможности снизить издержки производства (за счёт роста скорости обработки и передачи информации), сколько в повышении рыночной привлекательности товаров и услуг, например путём сокращения времени разработки новых продуктов или улучшения работы сервисных подразделений. Главные причины использования телекоммуникационных технологий при осуществлении внутренней перестройки компаний – необходимость поддержания конкурентоспособности или уменьшения стратегического отставания.
При этом конечной целью оказывается создание добавленной стоимости и обеспечение экономического роста, а не уменьшение занятости.
Появились первые конкретные свидетельства положительной корреляции между ростом показателей добавленной стоимости кампаний, производительности труда их сотрудников и инвестициями в телекоммуникационные технологии, а также внедрением новых моделей организации производства. Бурный рост сектора информационных технологий привёл к беспрецедентно высоким котировкам акций новых высокотехнологичных компаний. Результат этого процесса - своеобразное разделение всей экономики на «старую» (традиционные производства и услуги) и «новую» (новые наукоёмкие и специализирующиеся на работе Интернете компании.) Так, большая тройка автомобильной промышленности США («Дженерал Моторс», «Форд», «Даймлер-Крайслер»), которая производит половину мирового выпуска автомобилей, обеспечивает занятость почти полутора миллионов человек, имеет фабрики и заводы по всему миру, оценивается финансовым рынком своей страны в три раза ниже (около 200 млрд. долл.), чем тройка молодых Интернет- компаний («Яху», «Америка он лайн», «Циско») с числом занятых 34 тыс. человек, и все имущество которых – компьютеры, да несколько офисных помещений, а продукцию нельзя даже увидеть, если у вас нет доступа в сеть. [22, с.239-240]
Информационные технологии оказывают влияние и на финансовые и фондовые рынки.
Интернет-банкинг становится одной из наиболее перспективных форм банковской деятельности. Его основное преимущество заключается в скорости и дешевизне обслуживания. себестоимость банковских услуг в интернет снижается по сравнению с традиционным обслуживанием в 8—10 раз. это побудило большинство банков войти в сеть, а некоторых из них начать сетевое обслуживание клиентов. Например, самый крупный и консервативный банк Германии Deutsche Bank расстается с традиционным банковским бизнесом и делает ставку на развитие интернет-банкинга. он освобождается от большей части своей филиальной сети и переносит значительную часть операций в интернет. инвестиционные планы банка в сети оцениваются в 1 млрд. евро в год. фактически, Deutsche Bank меняет свои реальные филиалы на виртуальные системы.
Все большее распространение получают системы электронных платежей. Их можно разделить на кредитовые, дебетовые и системы, работающие с цифровыми наличными. [2, с. 73]
За последние 2 -3 года наблюдается значительный рост индивидуальных инвесторов, работающих на фондовом рынке с использованием Интернет-технологий.
Этому процессу способствует:
· стремительное развитие телекоммуникационных сетей;
· резкое удешевление оборудования, включая персональные компьютеры;
· появление электронных торговых систем, для работы с которыми не требуется специальных знаний;
· снижение ценовой планки входа на рынок;
· растущая доступность информационных услуг.
За счет роста числа участников рынка увеличилась скорость оборота капитала и повысилась ликвидности рынка. Ликвидность же привлекает все новых инвесторов. [17, с. 146]
Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, что глобальная электронная коммерция и информационные технологии революционизируют экономическую географию, предоставляя возможность неограниченного доступа к товарам и услугам в мировом масштабе.
С внедрением новых информационных технологий повысилась не только скорость доступа к фондовому рынку, но и скорость обращения капитала. Рынки стали более динамичными, структурированными и в целом более ликвидными.
Глобализация рынков, которая раньше была лишь идеей, уже становится технологической реальностью. Уже сейчас видно, что информационные технологии привели к пересмотру всей концепции функционирования и развития рынков, что будет иметь далеко идущие последствия.
2.3 Информация как оружие. Информационные войны
Последнее время всё большую популярность получает термин «Информационная война». В общем смысле информационная война - это любая деятельность в информационном пространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальное превосходство; решение, принимаемое человеком или группой людей и пр.).
Следует отметить, что сама по себе идея информационного противоборства существовала всегда. Информация использовалась как оружие в войнах и инструмент политической борьбы (сбор секретных сведений, агитация, дезинформация, пропаганда т. д.). Однако в конце 20 века в условиях формирования глобального информационного пространства идея информационного противоборства выходит на новый уровень.
Появляется новый тип войны – информационная война. Эта война ведётся не обычным оружием, и в неё даже может не быть человеческих жертв. Однако в противостоянии государств эта война может быть куда более эффективна.
Бывший директор ФАПСИ Александр Старовойтов определял информационное оружие как совокупность средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Информационная атака грозит выведением из строя всех электронных систем управления страной, её вооружёнными силами, государственной инфраструктурой и т.д. Разрушаются транспортная и энергетическая (в том числе атомная) системы. Армия и флот будут беспомощны в отражении агрессии. Руководители страны окажутся не в состоянии получать необходимую информацию, принимать и реализовывать какие-либо решения. Использование такого оружия по своим катастрофическим последствиям вполне сопоставимо с применением средств массового поражения. [38]
Однако, информационное оружие, прежде всего, может быть направлено не только на разрушение государственной инфраструктуры, экономики и прочего. Оно может быть направлено непосредственно на людей. Посредством различных рекламных акций, пропаганды, дезинформации и т.п формируется общественное мнение, меняются ценностные ориентиры. Воздействие различной информации через телевидение, Интернет и другие средства на подсознание может быть столько велико, что его можно сравнить с «зомбированием» людей. А это приводит к тому, что война в классическом понимании вообще не будет иметь смысла.
В качестве одного из первых ярких примеров информационной войны обычно приводят противостояние СССР и США в период холодной войны, в частности программу Стратегической Оборонной Инициативы (известной как «Звёздные войны»), о которой президент США Р. Рейган объявил 23 марта 1983 года. Значительно позже стало ясно, что программа представляла собой не более, чем мистикацию – на тот момент США не имели технических, ни финансовых возможностей её реализации. Однако, военным руководством СССР идея СОИ была воспринята всерьёз, и в опредлённых кругах возникло представление о существенном технологическом отставании СССР, что, по мнению ряда экспертов, в дальнейшем негативно сказалось на развитии страны и , в конечном счёте, способствовало краху государственной системы на рубеже 90-х годов. [26, с. 94 ]
Подводя итог, можно с уверенностью сказать о том, что за последние 20 лет информационные войны (часто связанные с «правильным» освещением в СМИ каких-либо событий, яркий пример – война в Южной Осетии летом 2008 года) стали обычным явлением. Однако, важным моментом является то, что информационные войны – не всегда могут быть инструментом политической борьбы. Часто к подобным методам прибегают и в сфере бизнеса, чтобы заполучить лидерство на рынке, устранить конкурентов и т. п.
ГЛАВА 3
ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
3.1 Современные тенденции развития информатизации
Информатизация в современном мире становится неотъемлемой частью реальности. Информационные технологии, распространяясь во всех сферах жизни общества, качественно отражаются на способах и формах жизни конкретного индивида. Информационное общество наряду с упорядоченными функциональными потоками информации характеризуется также хаотичными информационными волнами, заполняющими свободное культурное пространство индивида. Этот информационный хаос часто превалирует над функциональным порядком. [37]
Следует отметить, что важнейшей современной тенденцией является развитие глобальных телекоммуникационных сетей и конвергенция на их основе самых разных телекоммуникационных услуг, в том числе и традиционных – телефонной связи, телевидения и т.д. Если в 1970-1980 годах компьютерные сети существовали в основном в рамках отдельных корпораций, ведомств и государственных структур, то с начала 1990-х годов, наблюдается развитие сетей на новом глобальном уровне. Важнейшим катализатором этого процесса стало мировое признание компьютерной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования.
В настоящее время можно с полной уверенностью говорить о становлении всеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, которая получила название «глобальная сетевая экономика». Компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с меньшими затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для осуществления торговли или обмена идеями. Разворачивающийся прогресс в формировании и расширении масштабов сетевой экономики обусловлен, во-первых, непрекращающимся развитием и быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий, а также постоянным снижением цен на их приобретение и использование, что повышает их доступность. Во-вторых, наблюдается значительное перемещение различных видов социально-экономической деятельности в электронную среду, которая уже сегодня представляет тысячи видов бизнеса. Унификация правил электронной торговли в мировом масштабе пока представляется отдалённой перспективой, но в этом направлении ведётся сотрудничество по линии ряда международных организаций.
Вторая половина 90-х годов ознаменовалась массовым слиянием компаний, которой проходило, главным образом, в двух направлениях. Во-первых, начался процесс объединения фирм, занятых производств содержания и телекоммуникационных операторов, обладающих средствами его доставки населению. Яркий пример – операторы мобильной связи, зарабатывающие на продаже развлекательного и делового контента суммы, сопоставимые с оплатой непосредственно самих услуг связи. Во-вторых, происходит слияние компаний, владеющих различными частями информационной индустрии: производителей компьютерной техники, программного обеспечения, систем кабельного вещания, спутниковой и мобильной связи. Главной целью подобных объединений является увеличение капитала и повышение за счёт этого конкурентноспособности. Как пример можно рассматривать такие кампании, как «Microsoft» и «IBM», интегрирующие в себе множество подразделений, занимающихся разработкой аппаратных и программных средств, различного контента и т.д.
Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Это создаёт основу развития дистанционных трудовых отношений, иначе называемых удалённой работой. Согласно некоторым оценкам, численность удалённо работающих сотрудников в США составляет порядка 20-25 % от общего числа. Удалённая работа имеет массу преимуществ, прежде всего, социально-экономических – отсутствие транспортных издержек, возможность получить работу в любом районе мира, расширение возможностей трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями. Всё более популярным становится дистанционное обучение.
Информация о работе Информационное общество: теория и пратика