Использование лизинга как формы финансирования авиастроительной отрасли в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Лизинг продолжает являться альтернативным механизмом финансирования предприятий. Сложившаяся ситуация в экономике инициирует поиск путей и способов использования лизинга как стимулятора производства, что говорит об актуальности данной темы на современном этапе развития экономики.
Цель работы — рассмотреть современное состояние авиационной отрасли и применения лизинга в ней как формы финансирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..2
1. Анализ состояния авиастроительной отрасли РФ на современном этапе
1.1. Характеристика современного состояния авиастроительной отрасли РФ…………….........4
1.2. Финансирование авиастроительной отрасли РФ: потребности и источники………............6
2. Экономическая сущность лизинга.
2.1. Понятие и формы лизинга…………………………………………………………….............10
2.2. Механизм взаимодействия участников лизинговой сделки………………………………..13
2.3. Анализ нормативно-правовой базы в сфере лизинговых отношений……………………..21
3. Возможности использования лизинга в развитии авиастроительной отрасли на примере деятельности ЗАО ИФК “Авиализинг” .
3.1. Общая характеристика компании ЗАО ИФК “Авиализинг”……………………………….27
3.2. Взаимодействие ЗАО ИФК «Авиализинг» с предприятиями авиастроительной отрасли……………………………………………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

с исправлениями 2курс.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

2. Формирование новой организационной  системы, способной эффективно  проводить политику создания  и продвижения российской авиатехники  на потенциальные рынки, привлекать  необходимые для этого ресурсы  и управлять ими.

3. Создание новой инфраструктуры  авиапромышленной отрасли. 

4. Модернизация производственного,  конструкторского и научно-исследовательского  потенциала авиапромышленного комплекса. 

5. Корректировка государственных  программ в области авиастроения.

6. Создание правовых условий  реализации выбранного направления  развития.

 

Решение продуктовой задачи в гражданском  секторе авиастроения должно проводится по трем основным направлениям:

А. Поддержание и развитие существующего  потенциала и компетенций за счет стимулирования сбыта и создания инфраструктуры послепродажного обслуживания готовых к серийному производству продуктов; расширения участия в международной кооперации в качестве поставщика комплектующих.

Б. Формирование в рамках проектов RRJ и МС-21 нового подхода к созданию гражданской авиатехники (риск-разделенное партнерство, международная кооперация, частные инвестиции).

В. Разработка пакета новых («прорывных») продуктов, включая формирование концепции  «прорывного» продукта нового поколения, разработка и демонстрация новых технологий, конструкторских и технологических решений; запуск в качестве системного интегратора «прорывного» проекта в международной кооперации.

 

В рамках решения второй, организационной  задачи предусматриваются поэтапное  создание и капитализация активов Объединенной авиастроительной компании (ОАК) на началах частно-государственного партнерства; реформа системы государственного управления авиастроительными проектами.

Решение третьей задачи – создание новой инфраструктуры авиапромышленной отрасли предполагает организацию и финансирование следующих инфраструктурных систем: инновационных и венчурных фондов, лизинговых компаний, кадровых предприятий. К этой же задаче относится поддержание экспериментальной базы ГНЦ и фундаментальных исследований авиационного профиля.

Для решения четвертой задачи –  модернизации производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала авиапромышленного комплекса намечается осуществить следующее: переход  к предметно-ориентированной организации производства (системе кооперации) при небольшом числе предприятий-финалистов; оптимизация проектной базы на основе концентрации материальной и кадровой составляющих конструкторского потенциала при максимальном сохранении информационной составляющей потенциала (школы проектирования, методики, алгоритмы, наработки и заделы); перевод систем управления предприятий и комплексов на сквозную информационную технологию организации и управления разработками, производством и послепродажной поддержкой продукции (PLM-систем).

О принципиальном изменении позиций  российского авиапрома на мировом  авиарынке будет свидетельствовать  увеличение ежегодного объема продаж конечной профильной продукции с  текущего уровня в 3 раза к 2015 г. и создание к этому сроку потенциала устойчивого развития и дальнейшего увеличения продаж в условиях глобального открытого рынка авиационной продукции. Достижение такого результата, понимаемого как ориентировочного и нормативного, обеспечивается при нижеследующих условиях позиционирования российской авиатехники авиарынках.

Достижение общего целевого показателя конечных продаж авиатехники российского  производства связано с необходимостью резкого увеличения продаж гражданской  продукции.

Целевым показателем увеличения продаж самолетов магистрального и регионального классов является уровень $5,9 млрд. к 2015 г. Для этого необходимо сохранить и расширить государственную поддержку продвижения на внутренний рынок находящихся или готовящихся к серийному производству самолетов отечественного производства (в формах дальнейшей капитализации лизинговых компаний, субсидий лизинговых платежей и процентных ставок, сохранения ввозных пошлин и др.), что может обеспечить отечественным самолетам относительные конкурентные преимущества и поднять объем их внутренних продаж с нынешних 17 самолетов в год до 40-50 магистральных и региональных самолетов уже в 2007-2008 гг.

Возврат на мировой рынок может  обеспечить только «прорывной» (по отношению  к уровню выпускаемой техники) продукт, созданию которого должны быть посвящены объединенные усилия авиапромышленности, поддерживаемые государством как в рамках уже начатых проектов SSJ и МС-21, так и, главным образом, в рамках новых проектов «прорывных продуктов». Для возврата на мировой рынок гражданской авиатехники указанные проекты необходимо реализовывать как международные кооперационные проекты, используя поддержку иностранных риск-разделяющих партнеров для проникновения на мировой рынок. Выстраивание партнерских отношений с мировыми авиапроизводителями планируется начинать с вхождения с ними в кооперацию в качестве поставщика комплектующих. Предусматривается, что производство компонентов для мировой авиаиндустрии будет существенно расширено.

 

Потенциал продаж российской авиационной  техники на мировом авиарынке  целесообразно также расширить за счет «нишевых» самолетов, не имеющих зарубежных аналогов, прежде всего - Бе-200 и Ан-124 (совместно с Украиной). Продвижение этих самолетов на мировой авиарынок уже в ближайшие годы позволит не только получать экспортные доходы, но и демонстрировать присутствие России на мировых авиарынках в период до выхода ее на этот рынок с новым «массовым» продуктом.2

 

 

 

 

 

 

 

 

2http://www.mashportal.ru/machinery_russia-451.aspx

 

2. Экономическая сущность  лизинга

 

2.1.Понятие и формы  лизинга

 

Термин «лизинг» (англ. leasing) означает «аренда». При аренде вступают в договорные отношения арендодатель и арендатор по поводу сдачи имущества во временное владение и пользование за определенную плату. Как известно, эти отношения в российской практике возникли давно.

Использование термина «лизинг» связано  с необходимостью выделения особого вида аренды — финансовой. Импульс к развитию лизинговых отношений в России дал Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».

В соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и использование для предпринимательских целей. При этом выбор продавца и приобретенного имущества осуществляется арендатором.3

В Федеральном законе от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге) отмечается, что «лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретение предмета лизинга».4

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Однако не могут быть предметом лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое законом запрещено для собственного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

 

 

3 Гражданский кодекс РФ

4 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 24 декабря 2002 г.

 

В России понятия «лизинг» и «аренда» не совпадают. В мировой практике принято разграничение аренды на два основных вида: оперативную и финансовую. В России слово «лизинг» стало общеупотребительным только в начале 1990-х гг. в связи с развитием лизинговой деятельности. Поэтому международное понятие «оперативная аренда» идентично

российскому термину «аренда», а международному понятию «финансовая аренда» соответствует российский термин «лизинг». В свою очередь лизинг как финансовая аренда может быть двух видов: финансовый и оперативный (рис. 1.1).

 

 

Рис.1.1. Классификация  термина «аренда»

 

 

 

Субъектами лизинга являются:

  • лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю собственности на предмет лизинга. Эти функции выполняют лизинговые компании, коммерческие банки, другие кредитно-финансовые организации, а также производители лизингового имущества;
  • лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец — физическое или юридическое  лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового соглашения (ст. 4 Закона о лизинге).

Экономические отношения, возникающие  между сторонами договора лизинга, проявляются через следующие функции:

  • производственно-снабженческие — приобретение во временное использование необходимого имущества;
  • финансово-экономические — более целесообразное использование имеющихся финансовых ресурсов и экономия за счет лизинговых налоговых льгот.

Поскольку отношения по договору лизинга  являются разновидностью кредитных  отношений, они реализуются на основе трех принципов: 1) возвратность, 2) платность и 3) срочность. Согласно Закону о лизинге, лизингом является «инвестиционная деятельность по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем».

В лизинге как форме инвестирования ссудодатель и заемщик используют капитал не в денежной; а в товарной форме. При этом реализуется система таких отношений, как поручение, аренда, купля-продажа, товарное кредитование, инвестирование, страхование и др. Таким образом, лизинг включает в себя кредитные, инвестиционные и арендные отношения.

Лизинг имеет следующие преимущества для лизингополучателя:

1) более высокая гибкость, доступность и надежность, чем кредит, 
поскольку:

  • участники сделки имеют возможность выработать наиболее удобную схему выплат и более упрощенную систему оформления,
  • имущество, передаваемое в лизинг, выступает в качестве залога,
  • появляется возможность обновлять основные производственные фонды, приобретая их за часть стоимости; лизинговые платежи совершаются равными долями и постепенно;

 

  1. более высокая экономическая эффективность, так как:

 

  • уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость продукции,
  • ускоренная амортизация позволяет сократить общий период уплаты налога на имущество,
  • НДС, уплаченный лизинговой компанией, уменьшает платежи НДС в бюджет.

 

Можно выделить следующие основные типы лизинга:

  • долгосрочный (договор лизинга действует в течение трех и болеелет);
  • среднесрочный (договор лизинга действует в течение от полутора до трех лет);
  • краткосрочный (договор лизинга действует менее полутора лет).

 

 Лизинг может быть представлен  двумя основными формам:

1) внутренний, когда и лизингодатель,  и лизингополучатель — резиденты России; 2) международный, когда лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом России (ст. 6 Закона о лизинге).

Редакция Закона о лизинге 1998 г. предусматривала два основных вида лизинга: 1) финансовый (сдача в аренду имущества на длительный срок с полной амортизацией и полной окупаемостью стоимости имущества и переход в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга); 2) оперативный (неполная амортизация и последующий возврат имущества арендодателю). Подвидом был возвратный лизинг, когда арендатор и поставщик совпадают.

В Законе о финансовой аренде (лизинге) 2002 г. не приводится эта классификация, однако в п. 5 ст. 11и в ст. 14 говорится, что после окончания срока договора лизинга по согласованию сторон предмет лизинга может перейти либо в собственность лизингополучателя, либо остаться в собственности лизингодателя. Закон не запрещает также заключать договор лизинга не на полный срок амортизации предмета лизинга. Таким образом, классификация, приведенная в Законе о лизинге 1998 г., косвенно подтверждается и Законом о финансовой аренде (лизинге) 2002 г.

Информация о работе Использование лизинга как формы финансирования авиастроительной отрасли в РФ