История возникновения учения о темпераментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:11, реферат

Краткое описание

Традиционная экономическая теория предполагает, что в организации работы любого предприятия приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. При этом критерием эффективности менеджмента в целом является максимизация производительности и минимизация затрат. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над своими конкурентами.

Содержание

Темперамент………………………………………………………………...
Характер……………………………………………………………………..5
Способности…………………………………………………………………7
Чувства и эмоции……………………………………………………………9
Воля………………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Темперамент.docx

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Темперамент………………………………………………………………...

Характер……………………………………………………………………..5

Способности…………………………………………………………………7

Чувства и эмоции……………………………………………………………9

Воля………………………………………………………………………….10 Список литературы……………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Традиционная экономическая  теория предполагает, что в организации  работы любого предприятия приходится  сопоставлять затраты и результаты  работы, применять те или иные  показатели. При этом критерием  эффективности менеджмента в  целом является максимизация  производительности и минимизация  затрат. Тем более этому нужно  уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной  хозяйственной деятельности, о продвижении  на рынке, о достижении превосходства  над своими конкурентами.

 Эффективность менеджмента  – сложная, многогранная категория.  Она отражает характерные особенности  экономических, социальных и иных  явлений. Анализ категории эффективности,  факторов ее определяющих позволяет  сделать вывод, что адекватными  содержанию и формам проявления  эффективности являются группы  показателей экономической эффективности,  которые могут выступать в  качестве измерителя, критерия эффективности  организации. Анализ категории  эффективности, факторов ее определяющих  позволяет сделать вывод, что  адекватными содержанию и формам  проявления эффективности являются  группы показателей экономической  эффективности, которые могут  выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации.  В качестве критерия эффективности  производства и управления используются  частные показатели использования  отдельных видов ресурсов: материальных  ресурсов, основных производственных  фондов, капитальных вложений, производительности  труда, характеризующей экономическую  деятельность персонала, и обобщающие  показатели, характеризующие конечные  результаты. Улучшение показателей  эффективности деятельности организации  возможно в результате разработки  и реализации путей роста экономической  эффективности управления.

 

 

Темперамент

 

 История возникновения  учения о темпераментах относится  к V в. до н.э., когда древнегреческий  врач Гиппократ выдвинул идею  о том, что жизнедеятельность,  здоровье человека зависят от  четырех основных соков организма:  крови, лимфы, желчи и черной  желчи. Опираясь на эти представления,  древнеримский врач Гален (II в.  н.э.) сформулировал гуморальную  теорию, согласно которой различное  соотношение этих жидкостей влияет  не только на здоровье, но и  определяет психическое состояние,  поведение человека. Гален предложил  первую классификацию видов темперамента. В зависимости от преобладания  в организме той или иной  жидкости люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой,  скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсюда пошли названия четырех  типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

 Поведение зависит  не только от социальных условий,  но и от особенностей природной  организации личности. Темперамент  как раз и обусловлен биологической  организацией индивида, а потому  обнаруживается довольно рано  и четко у детей в игре, занятиях, общении.

 Рассмотрим характеристики  четырех типов темперамента.

Холерик. Представители этого  типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью  поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен  в деятельности. Для холериков  характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило  подавленное настроение, и они  нечего не делают. Такая цикличность  есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.

Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной  системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.

Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит  дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту  болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему  нужно время для раскачки, для  сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.

Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.

 От темперамента зависят  такие свойства, как впечатлительность,  эмоциональность, импульсивность и тревожность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характер

 

 Характер-это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведении человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к делу, другим различным обстоятельствам бытия. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.

 Характер проявляется  в деятельности, общении, в манере  поведения человека. В нем выражается  отношение субъекта к явлениям  общественно-трудовой, личной жизни  в различных ситуациях, в которых  субъект проявляет себя в целом  как личность. Эти отношения формируют  индивидуальный стиль поведения.

 Характер в отличие  от темперамента обусловлен не  только свойствами нервной системы,  наследственными факторами, но  он также формируется и в  условиях активного воздействия  на человека социально-культурной  среды, зависит от воспитания, общественных, межличностных отношений,  в которые он вовлечен и в которых активно участвует.

 Существуют различные  подходы к описанию, классификации  свойств, черт характера. Условно  их можно сгруппировать следующим образом.

 Черты, в которых  отражается отношение человека  к другим людям (к родным, близким,  знакомым и незнакомым, к лицам  противоположного пола, к людям,  которые к нему относятся хорошо или настроены враждебно).

 Черты, в которых  проявляется отношение человека  к самому себе (к своему социальному  статусу, своей внешности, собственному  здоровью и т.п.). Они тесно переплетаются  с чертами характера, проявляющимися в отношениях с людьми.

 Черты, выражающие отношение к делу, работе, служебной, профессиональной деятельности (трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность, безответственность и т.п.). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж человека. Среди них необходимо также выделить черты характера, выражающие отношение к дисциплине, правопорядку: исполнительность, пунктуальность.

 Черты, в которых  отражается отношение к вещам,  материальному благополучию (щедрость, жадность, корыстолюбие, бережливость и некоторые другие).

 Большинство исследователей  выделяет в структуре сложившегося  характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

 Кроме содержания и  формы в отечественной психологии  в структуре характера представлены  индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные.  В связи с этим исследователи  выделяют в структуре характера  темперамент, волю, убеждения, потребности,  интересы, чувства и интеллект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способности

 

 В самом общем виде  способности - это индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие  успех в деятельности, в общении  и легкость овладения ими. Способности  не могут быть сведены к  знаниям, умениям и навыкам,  имеющимся у человека, но способности  обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое  применение. Успешность в деятельности  и общении определяется не  одной, а системой различных  способностей, при этом они могут  взаимно компенсироваться. Существует  целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные  способности в основе своей  биологически обусловленные, связанные  с врожденными задатками, формирующиеся  на их базе, при наличии элементарного  жизненного опыта через механизмы  научения типа условнорефлекторных связей);

2) специфические человеческие  способности, имеющие общественно-историческое  происхождение и обеспечивающие  жизнь и развитие в социальной  среде (общие и специальные  высшие интеллектуальные способности,  в основе которых лежит пользование  речью, логикой, теоретические  и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности  в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных  видах деятельности и общения (умственные способности, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах  деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

 б) теоретические, определяющие  склонность человека к абстрактно-логическому  мышлению, и практические, лежащие  в основе склонности к конкретно практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью  в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень  творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень  способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

 г) способности к  общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как  средство общения, способности  восприятия и оценки людей,  социально-психологической приспособляемости  к различной обстановке, вхождения  в контакт с различными людьми, расположения их к себе и  т. д. 

 Способности - не статичные,  а динамические образования, их  формирование и развитие происходит  в процессе определенным образом  организованной деятельности и  общения. Развитие способностей  происходит поэтапно. Важным моментом  у детей в развитии способностей  является комплексность одновременное  совершенствование нескольких взаимодополняющих  друг друга способностей. Выделяют  следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает  высокое умение усваивать готовое  знание, овладевать сложившимися  образцами деятельности и общения,  и творческий, обеспечивающий создание  нового, оригинального. Но следует  учитывать, что репродуктивный  уровень включает элементы творческого, и наоборот.

 

 

 

 

 

 

Чувства и эмоции

 

 Переживание человеком  своего отношения к тому, что  он делает или познает, к  другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

 Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различные  явления эмоциональной сферы  личности. Эмоциями считают более  простое, непосредственное переживание  в данный момент, связанное с  удовлетворением или неудовлетворением  потребностей. Проявляясь как реакции  на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными  впечатлениями. Первое впечатление  от чего-либо носит чисто эмоциональный  характер, является непосредственной  реакцией (страх, гнев, радость) на  какие-то внешние особенности.

Информация о работе История возникновения учения о темпераментах