История развития малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью в данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

В первой части работы я предлагаю рассмотреть истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение. Во второй части ознакомиться с опытом работы российских предприятий малого бизнеса, на основании чего провести анализ и выделить наиболее острые проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране и пути их решения. В третьей части данной работы отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 181.04 Кб (Скачать файл)

      Жительница города Перми Надежда Крамаренко установила в одном из супермаркетов аппарат по изготовлению сахарной ваты. Он стоит более 60 тысяч рублей, поэтому к бюджетным средствам пришлось добавлять еще собственные средства.

      - Для меня сахарная вата - ностальгия по детству, - говорит начинающая предпринимательница. - Воплощение моих детских воспоминаний в реальность стало средством заработка, который так необходим в кризис. Как и многих других, меня сократили на месте бывшей работы с должности инженера-метролога. Теперь осваиваю новую профессию.

      Субсидии получили начинающие бизнесмены Барды, Добрянки, Орды, Суксуна, Кудымкара и других сел края. В селе Бичурино Замир Яхин вложил деньги в пчеловодство, а Тухват Махмудов занялся животноводством и овощеводством - на субсидию купил трех бычков и построил теплицу. Рустам Зимасов из села Березники в скором времени рассчитывает получить субсидию на покупку оборудования для выращивания телят.

      - Качественное мясо всегда найдет своего покупателя, - считает Рустам, - к тому же нужно было расширять домашнее хозяйство, потому что денег в семейном бюджете становится все меньше.

      Чтобы получить субсидию, всем участникам программы необходимо получить рекомендацию центра занятости на занятие предпринимательством, разработать рентабельный бизнес-план и защитить его в территориальной межведомственной комиссии. После заключения договора предприниматель должен заниматься своим бизнесом не менее года.

      - В условиях кризиса люди активизируются, - считает главный специалист отдела профобучения и профориентации краевого Агентства по занятости населения Валентина Иванова. - Появляется масса новых интересных идей и проектов. Сельскохозяйственных бизнес-планов больше всего. В этой сфере поддержано 185 бизнес-проектов.

      - Сейчас высвобождается много рабочих рук, - подтверждает замминистра министерства сельского хозяйства Александр Логачев. - В городе практически все места заняты, поэтому люди идут в сельское хозяйство, начинают заниматься растениеводством, кролиководством, свиноводством, птицеводством, разведением пчел.

      Также популярна сфера услуг (швейные, парикмахерские, косметологические, юридические конторы), и малые цеха - по производству мебели, столярных изделий, пиломатериалов. Наряду с традиционными видами бизнеса появились и новые, например, пермяки организовали туристический бизнес, кадровое агентство, солярий, бюро репетиторов, брачное агентство, музыкальную школу-студию, пейнтбольный клуб.

      К началу октября в Пермском крае субсидии на создание собственного дела уже получили 636 жителей края. Годовой план, предусмотренный программой, таким образом, выполнен уже более чем на половину.

      По словам Валентины Ивановой, из-за большого интереса к субсидированию служба занятости намерена увеличить число участников этой программы и, соответственно, объем выделяемых на ее реализацию средств за счет федерального бюджета. Сейчас агентство по занятости населения готовит свои предложения в адрес федеральных ведомств, надеясь увеличить объем финансирования еще на 60 миллионов рублей.

      Но некоторым предпринимателям не хватает субсидии даже на начальном этапе. Так, предприниматель из Перми, который решил открыть сеть по изготовлению чизбургеров, не смог покрыть и 10 процентов всех затрат. В этом случае ему нужно искать дополнительные способы заработка, а также принять участие во втором этапе финансовой поддержки для начинающих предпринимателей. Для этого необходимо вложить в проект собственные средства, после чего Министерство развития предпринимательства и торговли предоставит возможность получения еще одной субсидии - до 100 тысяч рублей. Правда, субсидия не должна превышать 80 процентов от затрат на проект.

      Комментарий

      Марат Биматов, министр торговли Пермского края:

      - Кризис, безусловно, повлиял на развитие малого бизнеса. Малый бизнес - это сфера экономики, которая наиболее быстро реагирует и адаптируется, потому что может быстрее сократить издержки и оперировать с рынками сбыта. Поэтому малый бизнес не только не сокращает обороты, а, наоборот, активизируется.

      Проект "Свой бизнес - это реально" можно считать вполне успешным хотя бы по числу зарегистрировавшихся предпринимателей. Самые популярные сферы: сельское хозяйство и оказание услуг, но мы также работаем над развитием бизнеса в приоритетных отраслях. Это, прежде всего, те отрасли, в которых не было бизнеса. Например, развитие бизнеса в сфере питания, клининга или технического обслуживания зданий, в которых находятся образовательные или медицинские учреждения края.

      Конечно, малым предприятиям сложнее получить финансовую поддержку из-за требований банков о залоге при получении кредитов. Для решения этой проблемы в Пермском крае создан гарантийный фонд (Пермский центр развития предпринимательства), который позволяет до 50 процентов кредита получить под поручительство центра.

      Также предприниматели часто сталкиваются с давлением со стороны контролирующих организаций. Сейчас идет работа по сокращению числа и времени проверок, а также оформляется их единый перечень. Координирует эту работу прокуратура Пермского края 

С 2009 г. субъекты Федерации получили право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне с 15 до 5 процентов. Ранее существовала единая ставка в 15 процентов. Но не во всех регионах "упрощенка" одинаково популярна, лишь в семи субъектах действует минимальная процентная ставка, применяемая при упрощенной системе налогообложения. Это право узаконили в Кемеровской, Псковской, Липецкой, Смоленской, Ростовской областях, Якутии и Ямало-Ненецком автономном округе. В других субъектах пока не активно продвигают эту инициативу: местные власти не желают терять пусть и небольшого, но все-таки во время кризиса всегда необходимого дохода, а бизнесмены очень скептически относятся к эффективности данной меры. Доля налогов для регионального бюджета поступления от УСН, как правило, не превышает 3-5 процентов. Да и сами предприниматели, только узнав о снижении ставки на 5 или 10 процентов, считают, что "сэкономленная" сумма не может серьезно повлиять на их бизнес: ни открыть новое дело, ни осуществить какого-нибудь серьезного вложения.

Кроме того, появился новый вид поддержки предпринимателей - имущественная поддержка. К примеру, в Мурманской области очень рассчитывают, что вопрос с помещениями скоро будет снят, когда правительство области наконец рассмотрит возможность предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства объектов недвижимого имущества на льготных условиях [11. Бухарова О. От малого не жди большого // Российская газета - Спецвыпуск № 4858 от 27 февраля 2009 г.

     Çàêëþ÷åíèå
 

     На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

     Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

     Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

     Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

     Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

     Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

     Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

     Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

     Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор  сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что  способствует освоению  новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

 

      Áèáëèîãðàôè÷åñêèé ñïèñîê

 

         1. Á.Ì. Ìàêëÿðñêèé. Ýêîíîìèêà Ðîññèè. Ó÷åáíîå ïîñîáèå / Á.Ì. Ìàêëÿðñêèé. - Ì.: Ìåæäóíàðîäíûå îòíîøåíèÿ, 2001, 304 ñ.

         2. Ë.Í. Íèêèòèíà, Ì.È. Õóäèëàéíåí. Ñòàíîâëåíèå ìàëîãî áèçíåñà â Ðîññèè // Èííîâàöèè,    ¹ 9, 2006, ñ. 63 - 67

         3. À.È. Àðõèïîâ, À.Ê. Áîëüøàêîâ. Ýêîíîìèêà / À.È. Àðõèïîâ. - Ì.: ÒÊ Âåëáè, Èçäàòåëüñòâî Ïðîñïåêò, 2006, 840 ñ.

         4. À.Ã. Çåëüäíåð, È.Þ. Âàñëàâñêàÿ, Â.Ê. Þæåëåâñêèé. Ãîñóäàðñòâî è ýêîíîìèêà: Ôàêòîðû ðîñòà / À.Ã. Çåëüäíåð, È.Þ. Âàñëàâñêàÿ, Â.Ê. Þæåëåâñêèé. - Ì.: Íàóêà, 2003, 214 ñ.

         5. Ç.È. Êàëóãèíà. Áîëüøèå ïðîáëåìû ìàëîãî áèçíåñà Ñèáèðè // ÝÊÎ. Ýêîíîìèêà è îðãàíèçàöèÿ ïðîìûøëåííîãî ïðîèçâîäñòâà, ¹ 2, 2006, ñ. 105 - 127

         6. Ò.Â. Áóòîâà, Ì.Â. Åðõîâ. Âëàñòü è áèçíåñ â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå / Ò.Â. Áóòîâà,         Ì.Â. Åðõîâ. - Ì.: Ìàðîñåéêà, 2007, 192 ñ.

         7.  À.Ã. Ãðÿçíîâà, Í.Í. Äóìíàÿ. Ìàêðîýêîíîìèêà: òåîðèÿ è ðîññèéñêàÿ ïðàêòèêà. - Ì.: ÊíîÐóñ, 2006, 678 ñ.

         8. Å.Â. Ëûñàêîâñêàÿ. Ïðîáëåìû è ïåðñïåêòèâû ãîñóäàðñòâåííîé ïîääåðæêè ìàëîãî è ñðåäíåãî áèçíåñà // Ïðàâî è îáðàçîâàíèå, ¹ 5, 2006, ñ. 261 - 266

         9. À.È. Àíòèëîâ. Ïðîáëåìû ìàëîãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà â íàöèîíàëüíîé ýêîíîìèêå // Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû ñîâðåìåííîé íàóêè, ¹ 6, 2006, ñ. 14 - 22

         10. Í.Í. Ìàëèñ. Ìàëûé áèçíåñ èìååò íàëîãîâûé ïîòåíöèàë // Ôèíàíñû, ¹ 7, 2006, ñ. 30 - 33

Информация о работе История развития малого и среднего бизнеса в России