Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления промышленным предприятием состоит в обоснованном определении главных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого подразделения на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1.Сущность, задачи, функции, принципы и методы планирования 6
1.2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь 15
1.3. Специфика календарного планирования 20
2.АНАЛИЗ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ «КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ СТАРООСКОЛЬСКИЙ» 23
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия и анализ его организационной структуры управления 23
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «КХПС» 32
2.3. Организация календарного планирования оперативно-производственной деятельности ОАО «КХПС» 44
3.Разработка РЕКОМЕНДПЦИЙ по улучшению СИСТЕМЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «КХПС» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение 61
Система планов на предприятии может быть систематизирована и по таким основным классификационным признакам как:
—по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
—по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское — на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем — производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;
—по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;
—по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);
—по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
—по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
—по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
—по типам целей планирование может быть тактическим, стратегическим, нормативным и оперативным.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.
Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.
Оперативно-календарное
планирование является завершающим
этапом в процессе планирования хозяйственной
деятельности предприятия. Основная задача
оперативно-календарного планирования
состоит в конкретизации
В следующей части главы определим особенности календарного планирования на производственном предприятии.
Календарное планирование заключается в разработке плановых заданий на короткие промежутки времени (месяц, декаду, неделю, сутки, смену, час), доведении плановых заданий до конкретных исполнителей (цех, участок, бригада, рабочий), организации выполнения плановых заданий (своевременная доставка на каждое рабочее место сырья, полуфабрикатов, тары и др.), создании условий для работы каждого исполнителя, систематическом контроле за ходом подготовки производства и выполнением планов всеми подразделениями.
Главная задача календарно-оперативного планирования состоит в координации работы всех подразделений предприятия, обеспечении ритмичного выпуска продукции в установленном плановым заданием объеме, ассортименте и качестве при эффективном использовании производственных ресурсов.
Оперативно-календарное планирование состоит из двух этапов:
1) первый этап – разработка оперативных планов и графиков изготовления и выпуска продукции,;
2) второй этап – непрерывный оперативный учет, контроль и регулирование выполнения оперативных планов или хода производства. Он называется диспетчированием.
Календарное планирование основывается на нормативах (размеры и ритмы партии изготовления продукции, длительность производственных циклов и др.).
Различают межцеховое и внутрицеховое календарно-производственное планирование.
Межцеховое направлено на создание предпосылок для равномерной работы и ритмичного выпуска продукции путем взаимосвязи производственных программ цехов и участков.
Внутрицеховое – доведение заданий до непосредственных исполнителей (участков, отделений, рабочих мест). Оперативные задания разрабатывают и уточняют с учетом фактического хода производства.
Работы по внутрицеховому календарному планированию ведут в следующей последовательности:
1) конкретизация производственной программы цеха (отделения) и проверка ее обеспеченности сырьем, материалами, документацией, топливом, энергией, водой и пр.;
2) разработка производственных программ и графиков сдачи продукции.
В зависимости от типа производства и методов его организации применяются следующие системы календарного планирования:
1) по
ритму производства –
2) партионно-периодическая – осуществляется исходя из установленной периодичности изготовления продукции по партиям в соответствии со стандартным календарным расписанием;
3) по операциям, при которых календарный фонд времени планового периода распределяется между работами по изготовлению чередующихся серий разных изделий на определенных технологических стадиях производства;
4) позаказная, основанная на разработке сквозных цикловых графиков подготовки и выполнения каждого заказа;
5) на склад – накопление складского запаса;
6) по комплектовочным номерам – основывается на разработке нормативов опережений в работе смежных участков, цехов, линий;
7) по заделам – работа каждого подразделения оценивается коэффициентом отставания от ритма;
8) система
непрерывного оперативно-
В следующей главе работы на примере исследуемого предприятия рассмотрим содержание, особенности и методику расчета показателей оперативно-календарного планирования в хлебопекарной промышленности.
В 1985 г. в городе Старый Оскол был основан Комбинат хлебопродуктов Старооскольский. Через три года, в 1988 г., на комбинате было запущено производство. В организации носившей тогда название «Мукомольный завод» тогда началась работа мельничного комплекса и элеватора. Вся его деятельность в то время сводилась к оказанию услуг по переработке сырья. Комбикормовый комплекс на комбинате начал свою работу только в 1991 г., в этот период предприятие получило регистрацию как АООТ «Оскольский комбинат хлебопродуктов».
Открытое акционерное общество «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» (сокращенное наименование общества – ОАО «КХПС») учреждено 16. 02. 2000 г. на основании Приказа Внешнего управляющего ОАО «Оскольский комбинат хлебопродуктов» от 16. 02. 2000 г. №4У на базе имущества ОАО «ОКХП» и зарегистрировано Постановлением главы администрации г. Старый Оскол и Старооскольского района № 365 от 29. 02. 2000 г. (Государственное свидетельство о регистрации № 3328 от 29. 02. 2000 г.). Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Этот комбинат создан на неопределенный срок и имеет своей целью, как и любое другое промышленное предприятие, функционирующее в условиях рыночной экономики, расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли из своей деятельности, которая на данный момент включает в себя: переработку хлебопродуктов; выращивание зерновых и зернобобовых культур; производство муки из зерновых и растительных культур, готовых мучных смесей, готовых мучных смесей и теста для выпечки; производство готовых кормов для животных; производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий; оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем и живыми животными; розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования; производство дистиллированных алкогольных напитков; производство и реализация продуктов питания; производство продукции производственно-технического назначения; строительные и монтажные работы; производство и реализация строительных, отделочных материалов и конструкций; сотрудничество с российскими и зарубежными организациями в вопросах, связанных с поставкой, монтажом, эксплуатацией, обслуживанием оборудования; технических средств, материалов, необходимых для осуществления уставных задач общества; внешнеэкономическая деятельность.
Согласно российскому
В 2004г. предприятие было включено в состав Агропромышленной корпорации «Стойленская Нива» и в скором времени стало членом Российского Зернового Союза.
За последнее время
Комбинат имеет высокий
Работа
коллектива ОАО «Комбинат хлебопродуктов
Старооскольский» направлена на максимальное
удовлетворение запросов потребителей.
Достижению высоких результатов
предприятия способствует наличие
квалифицированного персонала, накопленный
многолетний опыт работы на рынке
хлебопродуктов, хорошие деловые
связи с потребителями и
Основными стратегическими направлениями развития ОАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский» на 2010 гг. являются:
В качестве источников будущих доходов, которые позволят реализовать основные стратегические направления развития ОАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольский», можно выделить следующие: доходы от реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках; доходы от реализации совместных проектов с иностранными инвесторами; доходы, полученные в результате оптимизации расходов предприятия; средства российских и иностранных инвесторов, а также дополнительно выявляемые источники доходов.