Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа
Рынок труда исторически возник тогда, когда произошло отделение работника (крепостного крестьянства, ремесленника) от средств производства, прежде всего от земли, с предоставлением ему юридической свободы. Однако. став юридически свободным, но лишенным средств производства, он оказался без средств к существованию. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден продавать свою свободность к труду, или рабочую силу. Так появился новый товар, который дал названию новому рынку.
Тема 1. Рынок труда. Заработная плата.
Вопрос1. Рынок труда и особенности его функционирования.
Вопрос2. Рабочая сила, ее стоимость. Система заработной платы.
Вопрос3. Понятие «безработица», виды и формы. Государственная регулирование безработицы.
Тема 2. Рынок природных ресурсов и их цена
Вопрос1 Рынок природных ресурсов и его специфические особенности.
Вопрос2. Экономическая рента и ее виды.
Вопрос3. Цена земли.
Тема 3. Рынок капитала и ссудный процент.
Вопрос1. Капитал как фактор производства, кругооборот капитала
Вопрос2. Ссудный процент, как цена производственного фактора "капитал
Тема 4. Рынок ценных бума
Вопрос1.. Рынок ценных бумаг: особенности, виды. Фондовая биржа
Вопрос 2. Виды ценных бумаг. Курс ценных бумаг
Вопрос 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Тема 5 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие
Тема 6. Национальный доход его распределение и перераспределение
Вопрос 1. Макроэкономическое регулирование
Вопрос 2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода
Вопрос 3. Налоги. Функции налогов, виды, элементы налога. Кривая Лаффера
Вопрос 4. Государственный бюджет.
Вопрос 5.Доходы населения и уровень жизни.
Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон Кейнс (1883-1946), поэтому иногда его и называют эффектом Кейнса. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
Проще говоря, рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег на выплату зарплаты и другие необходимые расходы. Более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изменения процентной ставки. Следовательно, более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
Эффект богатства (эффект Пигу). Особое значение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877-1959), поэтому данную закономерность иногда называют эффектом Пигу. Рассмотрим деньги, которые вы храните в бумажнике и на банковском счете. Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость денег - величина переменная. Когда цены на товары и услуги снижаются, ценность денег возрастает, так как вы получаете возможность приобрести большее количество продуктов и услуг. Таким образом, при снижении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к увеличению расходов, то есть они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги.
Эффект обменного курса (эффект Манделла-Флеминга). Рассмотрим на примере. Снижение уровня цен в США ведет к уменьшению значения ставки процента. Некоторые американские инвесторы в поисках более высоких доходов будут вкладывать капитал за границей. Например, при падении процентной ставки облигаций правительства США взаимный фонд мог бы продать имеющиеся у него облигации и приобрести ценные бумаги правительства ФРГ. Поскольку паевой инвестиционный фонд перемещает активы за границу, предложение долларов на рынке обмена иностранной валюты возрастает. Увеличение предложения долларов приводит к обесцениванию национальной денежной единицы США по отношению к другим валютам (то есть количество денежных единиц иностранной валюты, которое можно приобрести на американский доллар, уменьшается). В результате снижения курса доллара произведенные в США товары (относительно импортной продукции) становятся относительно более дешевыми. Данное изменение относительных цен ведет к увеличению экспорта товаров и услуг из США и сокращению импорта. Чистый экспорт (разность экспорта и импорта) также увеличится. Таким образом, когда падение уровня цен в США приводит к снижению процентных ставок, реальный обменный курс национальной валюты снижается, что стимулирует чистый экспорт США, вследствие чего происходит повышение предъявляемого на товары и услуги объема спроса. Этот эффект обменного курса был отмечен экономистами Робертом Манделлом и Маркусом Флемингом.
Теперь можно подвести итоги всему вышесказанному. Таким образом, существуют три различные, но связанные между собой, причины, по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги. Во-первых, это то, что потребители ощущая возросшее богатство, стимулируют спрос на потребительские товары; во-вторых, снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; и в-третьих, понижение обменного курса национальной валюты повлечет за собой увеличение чистого экспорта. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса.
Как уже говорилось, изменения цены при прочих равных условиях ведут к перемещению из одной точки на кривой совокупного спроса к другой. Однако если одно или несколько "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие условия" называются неценовыми факторами совокупного спроса. К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы и чистый экспорт.
Остановимся подробнее на неценовых факторах совокупного спроса.
Потребительские расходы. Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.
Благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако, в данном случае не имеется в виду рассмотренный ранее эффект богатства, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменений в уровне цен.
Ожидания потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в
это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. Точно также массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос, потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цен.
Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.
Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.
Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Рассмотрим каждый из факторов, влияющих на инвестиционные расходы.
Процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае не имеется ввиду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Говорится об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.
Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
Ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденции к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.
Технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеет тенденции к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.
Государственные расходы. Стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.
Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Не следует путать с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, имеют ввиду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта, к которому привели эти "другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень отечественного экспорта создает более высокий спрос на отечественные товары за рубежом. Во-вторых, сокращение отечественного импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.
Объяснение отрицательного
наклона кривой AD принято связывать
со следующими важнейшими эффектами
в рыночном хозяйстве:
1. эффект процентной ставки – когда цены
растут, то растёт и спрос на деньги, следовательно
растёт и % ставка (деньги дорожают) в результате
сокращается объём реализованной продукции.
2. эффект импортных закупок – когда цены
растут, то импортные товары становятся
дешевле и растёт желание импортировать,
в результате идёт падение спроса на отечественную
продукцию.
3. эффект храповика – когда растёт спрос
- цены резко возрастают, а когда спрос
падает цены не уменьшаются.
4. эффект богатства – при повышении уровня
цен (например в 2 раза) реальное богатство
так – же уменьшается (в 2 раза) это уменьшение
реального богатства (реальных денежных
запасов) приведёт к снижению потребительского
спроса при повышении общего уровня цен,
что и отражается в отрицательном наклоне
кривой AD.
Модель совокупного спроса предполагает
и исследование факторов, приводящих к
смещению кривой AD. Речь идёт о так называемых
не ценовых факторах совокупного спроса,
т.е. экзогенных факторах, вызывающих смещение
кривой AD.
Важнейшие не ценовые факторы:
? изменение личных потребительских расходов
(применимо к домашнему хозяйству). На
изменение влияет: изменение дохода, налоги,
мода, ex – ante и т.п.
? изменение инвестиционных расходов (применимо
к бизнесу). На изменение влияет: налоги,
ex – ante, норма ссудного %, фондовооружённость
труда и т.п.
? изменение государственной закупочной
политики (применимо к политике).
? изменение экспортно-импортных операций
(применимо к загранице).
К числу ценовых факторов совокупного
спроса следует относить прежде всего:
эффект процентной ставки, эффект материальных
ценностей или реальных кассовых остатков
и эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки оказывает воздействие
на характер движения кривой совокупного
спроса таким образом, что от ее уровня
зависят, с одной стороны, потребительские
расходы, а с другой — инвестиции. Если
выразиться точнее, то проблема звучит
так: с повышением уровня цен повышаются
и процентные ставки, а рост процентных
ставок сопровождается сокращением потребительских
расходов и инвестиций. Дело в том, что
повышение уровня цен расширяет спрос
на наличные деньги. Потребителям нужны
дополнительные деньги для производства
покупок, предпринимателям — для закупки
сырья, оборудования, выплаты заработной
платы и т.д. Если объем денежной массы
не меняется, это взвинчивает цену за пользование
деньгами, т.е. процентную ставку, а это
ограничивает расходы и по покупкам, и
по инвестициям. Отсюда следует вывод,
что повышение уровня цен на товары увеличивает
спрос на деньги, поднимает ставку процента
и тем самым сокращает спрос на реальный
объем производимого национального продукта.
Эффект материальных ценностей (эффект
богатства) также усиливает нисходящую
траекторию кривой совокупного спроса.
Это связано с тем, что с ростом цен покупательная
способность таких финансовых активов,
как срочные счета, облигации, снижается,
реальные доходы населения падают, а значит,
сокращается покупательная способность
семей. Если же цены будут снижаться, покупательная
способность станет возрастать, а расходы
— увеличиваться.
Эффект импортных закупок выражается
в соотношении национальных цен и цен
на международном рынке. Если цены на национальном
рынке возрастут, покупатели больше приобретают
импортных товаров, а на международном
рынке сокращается продажа отечественных
товаров. Таким образом, эффект импортных
закупок приводит к уменьшению совокупного
спроса на отечественные товары и услуги.
Снижение цен на товары усиливает экспортные
возможности экономики и увеличивает
долю экспорта в совокупном спросе населения
Вопрос 2. Совокупное предложение
Предложение на товарном рынке
отражает зависимость между ценой товара
и объемами его производства (поставок
в торговлю), возможными при различных
уровнях цен. Строго говоря, предложение
позволяет ответить на два вопроса: «Какова
будет величина предложения при различных
уровнях цен?» и «Как изменится величина
предложения при некотором изменении
цены?»
Совокупное предложение (AS) - это модель, которая показывает уровень реального наличного объема производства при каждом возможном уровне цен, другими словами – это то количество товаров и услуг (реальный объём ВВП), которое производители (государство и бизнес) желают поставить на рынок при каждой данной экономической конюктуре. Более высокие уровни цен создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и предложения их для продажи. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта, который предприятия выбрасывают на рынок, является положительной.
Анализ кривой совокупного
предложения показал, что реальный объем
национального производства увеличивается,
когда экономика движется слева направо,
проходя кейнсианский и промежуточный
отрезки совокупного предложения. Эти
изменения в объеме национального производства
являются результатом движения по кривой
совокупного предложения, то есть мы рассматривали
зависимость между реальным объемом национального
производства и уровнем цен при прочих
равных условиях. Но когда одно или несколько
из этих "прочих условий" изменяются,
смещается сама кривая совокупного предложения.
Смещение кривой от AS1 к AS2 указывает на
увеличение совокупного предложения.
На промежуточном и классическом отрезках
кривой совокупного предложения она сдвигается,
указывая на то, что все вместе взятые
предприятия будут производить больший
(или меньший) реальный объем национального
продукта, чем прежде, при данном уровне
цен. На кейнсианском отрезке кривой совокупного
предложения увеличение совокупного предложения
означает снижение уровня цен при различных
уровнях объема национального производства
(нисходящая кривая совокупного предложения).
Вопрос 3. Макроэкономическое равновесие
Пересечение кривых AD и AS определяет
равновесный объем выпуска и
уровень цен в экономике. При
нарушении равновесия в экономике,
близкой к полной занятости, например,
в результате изменения совокупного спроса,
вслед за непосредственной реакцией и
установлением краткосрочного равновесия
продолжается движение к состоянию устойчивого
долгосрочного равновесия. Этот переход
осуществляется через корректировку цен
(рисунок 4).
Рис. 4 – Переход от долгосрочного к краткосрочному
равновесию.