Качество и уровень жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы сопоставить (сравнить) уровни жизни и их показателей в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия).
На основе намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «качество жизни» и «уровень жизни».
2. Охарактеризовать основные показатели качества жизни.
3. Провести анализ уровня жизни в РФ и РС (Я).
4. На основе анализа определить современное состояние уровня жизни населения РФ и РС (Я).
5. Обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Рассмотрение сущности качества жизни 5
1.1. Что такое «качество жизни»? 5
1.2. Показатели качества жизни. 9
1.3. Измерение качества и уровня жизни 14
2. Современные реалии состояния уровня и качества жизни на примере РФ и РС (Я) 17
2.1. Сравнительный анализ уровня и качества жизни в Республике Саха (Якутия) и Российской Федерации в целом. 17
2.2. Современное социально – экономическое положение России 25
2.3. Основные направления повышения качества жизни в России. 27
Заключение 30
Список использованных ресурсов: 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Хаакова33.docx

— 92.56 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФИЛИАЛ  ГОУ ВПО «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» в г. ЯКУТСКЕ

Кафедра экономики и финансов 

Специальность: 080502 «Экономика и управление на предприятии (нефти и газа)» 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: экономическая теория

по теме:

КАЧЕСТВО  И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ  НАСЕЛЕНИЯ  

Исполнитель, студентка  гр. МНГ-10_______________________А.В. Хаакова

Руководитель, _________________________________________Н. Р. Тадевосян  
 
 
 
 
 
 

ЯКУТСК 2011

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Рассмотрение сущности качества жизни 5

1.1. Что такое «качество жизни»? 5

1.2. Показатели качества жизни. 9

1.3. Измерение качества и уровня жизни 14

2. Современные реалии  состояния уровня  и качества жизни  на примере РФ  и РС (Я) 17

2.1. Сравнительный анализ  уровня и качества  жизни в Республике  Саха (Якутия) и Российской  Федерации в целом. 17

2.2. Современное социально  – экономическое  положение России 25

2.3. Основные направления  повышения качества  жизни в России. 27

Заключение 30

Список  использованных  ресурсов: 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

    В современных условиях формирования рыночной экономики в России одним  из приоритетных направлений осуществления  социально-экономической политики является повышение уровня и качества жизни населения.

    Это свидетельствует о том, что наше общество озабочено вопросами устойчивого  социального развития, необходимостью создания достойных условий жизни  как для будущих, так и ныне живущих поколений [14, 9 c.].

    Вопросы о том, как объяснить феномены качества и уровня жизни и реально  их изменить – сократить бедность, умножить средние и состоятельные  социальные группы в обществе, решить другие проблемы – продолжают будоражить умы ученых и практиков. Вышеназванные  феномены чаще всего рассматриваются  отдельно. Но между тем их комплексное  изучение позволяет принять важные теоретические и практические решения. Наименее изученной остается категория  «качество жизни», но именно ее анализ побуждает исследователей к комплексному рассмотрению всех выше обозначенных явлений [8, 371 c.].

    Данная  курсовая работа содержит, в качестве основы, подробную характеристику понятий «уровень жизни» и «качество жизни», связанных  с важнейшими человеческими потребностями. Базируясь на определениях качества и уровня жизни, необходимо рассмотреть и охарактеризовать их показатели.

    Существующие  разногласия в методологии определения  качества и уровня жизни, недостаточно целенаправленный анализ его показателей, высокая социальная цена осуществленных в России экономических реформ обусловливают  необходимость тщательного изучения указанных позиций и подтверждают актуальность темы данной курсовой работы.

    Изучению  вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли  труды К. Маркса.  Исследованиями в этой области занимались С.Л.Брю, Дж. М. Кейнс, Ф.Котлер, А.Маслоу, С.Фишер и др. Зарубежными авторами разработаны национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования [10, 364 c.].

    Немалый вклад в изучение уровня жизни  населения с учетом особенностей российской экономики внесли отечественные  экономисты: Бузляков Н.И., Капустин Е.И., Майер В.Ф., Римашевская Н.М. и др. Отдельно следует отметить исследования Всероссийского центра уровня жизни, проведенные под руководством Бобкова В. Н. В трудах отечественных авторов нашли отражение проблемы повышения уровня жизни, разработка и классификация индикаторов уровня жизни [10, 365 c.].

    В ходе исследования мы встретимся с  такими понятиями как  количественные и качественные показатели, индикаторы и индексы. Анализ уровня жизни страны или региона определяется такими величинами как средняя продолжительность жизни населения, величина безработицы, личные потребительские расходы и потребление и т.д.

    Уровень жизни необходимо рассматривать  во взаимосвязи с общеэкономическими показателями - доходами населения, потребительским  спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения  являются ключевыми факторами, определяющими  уровень жизни.

    Необходимо  выделить компоненты уровня жизни - определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Совокупность компонентов охватывает всю сферу  человеческих потребностей. Из них  формируется система показателей  уровня жизни [14, 17 с.].

    Целью данной курсовой работы сопоставить (сравнить) уровни жизни и их показателей  в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия).

    На  основе намеченной цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть  сущность понятий «качество жизни»  и «уровень жизни».

2. Охарактеризовать  основные показатели  качества  жизни.

3. Провести  анализ уровня жизни в РФ  и РС (Я).

4. На  основе анализа определить современное  состояние уровня жизни  населения  РФ и РС (Я).

5. Обозначить  основные направления повышения  уровня жизни РФ.   

    Предмет исследования определяется как совокупность экономических отношений, обусловливающих  уровень жизни населения. Объектом исследования является уровень жизни  населения и влияющие на него условия.

    Курсовая  работа состоит из введения, теоретической  и практической частей, заключения, списка использованных ресурсов.

  1. Рассмотрение  сущности качества жизни
    1.   Что такое «качество жизни»?

    Категория «качество жизни» характеризует  сущность развитости личности, социальных групп и всего общества страны в увязке со степенью удовлетворения ими своих потребностей. Низкое качество жизни предопределяет преобладание у населения забот о выживании, слабо проявляющиеся общественные институты, авторитарные формы управления обществом. Перемещение приоритетов  в социуме с удовлетворения физических проблем к реализации социальных и далее интеллектуальных и духовных устремлений характеризует развитие личности и институтов гражданского общества и выражается в росте  качества жизни [2, 10 c.].

    Высокое качество жизни характеризует преобладание у людей предпочтений высокого порядка: о личной компетентности, культурном и духовном развитии, т.е. о самореализации.

    Особое  место в создании условий для  повышения качества жизни принадлежит  государству. Деятельность государства  должна быть направлена на реализацию интересов всего общества, т.е. на повышение качества жизни каждой личности и поддержку институтов, способствующих достижению данной цели. Однако в силу объективных и субъективных причин государство не всегда действует в общих интересах [7, 83 c.].

    Качество  жизни имеет объективную и  субъективную стороны. Оно не может  быть определено только на базе количественных данных. Столь же необходимы его  оценки на основе социологических опросов  населения и нормативных экспертных оценок. По мнению экспертов структуру качества жизни характеризуют следующие категории:

    1. Качество общества;
    2. Качество трудовой и предпринимательской деятельности;
    3. Качество социальной инфраструктуры;
    4. Качество окружающей среды;
    5. Личная безопасность;
    6. Удовлетворенность людей качеством своей жизни;
    7. Уровень жизни.

         Сейчас мы опишем только некоторые  из них.

    Категория качества жизни раскрывает сущность в отдельных личностях (здоровье, образование и т.д.), населении (рождаемость, смертность, объем рабочей силы и  др.), семейной жизни (защита прав и воспитание детей и др.), отдельных социальных группах – в группах риска, группах с ограниченными трудовыми  возможностями. Характеристика общества включает его структуризацию как  гражданского общества в лице представляющих его организаций, способных защитить его интересы и возможности человеческого  выбора.

    Качество  трудовой и предпринимательской  деятельности является фундаментальной  для обеспечения качества жизни. Она характеризуется качеством  труда, которое, в свою очередь, характеризуется  уровнем квалифицированности работников и производительностью их труда, выражается в соотношении труда  наемного или основанного на предпринимательских  способностях, направленного на выработку  товара или производства знаний.  Результаты и последствия этой составляющей качества жизни влияют на все ее стороны в обществе.

    Качество  социальной инфраструктуры – характеристика сферы услуг населению. Она имеет  дело с организацией распределения, обмена и потребления. В этой сфере  качество жизни характеризуется  качеством произведенных товаров  и знаний, а также перемещения их и людей в пространстве. Социальная инфраструктура может быть представлена в виде следующих институтов:

    1. Образования, культуры и телекоммуникаций;
    2. Здравоохранения, спорта и туризма;
    3. Социальной защиты населения;
    4. Жилищного фонда, пассажирского дорожного хозяйства;
    5. Торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
    6. Денежного обслуживания населения [14, 56 c.].

      Удовлетворенность людей качеством  своей жизни – их субъективные оценки своего положения. Поскольку каждый человек имеет собственную шкалу предпочтений, одна и та же  степень удовлетворения конкретной потребности оценивается индивидами по-разному. Данный факт говорит о том, что на современном этапе развития общества определение людьми степени удовлетворенности качеством своей жизни представляется весьма сложной задачей [3, 249 с.].

    Уровень  жизни – характеристика ее качества. Эта категория, несмотря на  попытки  интегрировать ее в характеристики качества жизни, не утрачивает своей  самостоятельности. В современно интерпретации  категорией «уровень жизни» характеризуются  не как таковые денежные доходы населения, а выражается в денежной и условно  денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплексов. Также показатель уровня жизни выступает общим показателем материального благосостояния различных социальных групп, отражающий обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных (разумных) потребностей [8, 374 c.].

    Система показателей уровня жизни населения  строится на основе классификации ООН, что позволяет использовать ее при международных сопоставлениях. Сюда включаются следующие группы показателей:

  • Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
  • Санитарно – гигиенические условия жизни;
  • Потребление продовольственных товаров;
  • Жилищные условия ;
  • Образование и культура;
  • Условия труда и занятость;
  • Доходы и расходы населения;
  • Стоимость жизни и потребительские цены (индексы потребительских цен);
  • Организация отдыха;
  • Транспортные средства;
  • Социальное обеспечение;
  • Права человека.

Информация о работе Качество и уровень жизни населения